Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
3.19. Развитие государственно-частного партнерства в
здравоохранении Хабаровского края
Одним из путей дальнейшей модернизации системы оказания медицинской помощи
населению является внедрение в деятельность здравоохранения механизмов
государственно-частного партнерства (далее – ГЧП).
На совещании, которое состоялось 21.01.2014 года, Президент России В. Путин
подписал ряд поручений, направленных на совершенствование медицинской помощи
населению. Правительству Российской Федерации было поручено представить
предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений,
касающихся расширения возможности использования механизмов
государственно-частного партнёрства, концессионных соглашений в сфере
здравоохранения, предусмотрев при этом сохранение профиля медицинских
организаций, объёмов, видов и условий оказываемой ими медицинской помощи, а
также обеспечение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой по
программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи.
Государственно-частное партнерство – это институциональный и организационный
альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых
проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР [4].
В рамках реализации инфраструктурных проектов под ГЧП следует понимать
организационно-экономические модели функционирования здравоохранения
(учреждения), позволяющие привлечь дополнительные инвестиции в отрасль
(учреждения) для исполнения государственных полномочий по обеспечению населения
доступной качественной медицинской помощью, достижению максимальной
эффективности, обеспечению рентабельности учреждений здравоохранения [14].
В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств можно назвать
следующие: сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес; взаимодействие
сторон закрепляется на официальной, юридической основе; взаимодействие сторон
имеет равноправный характер; ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную
направленность; в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются,
объединяются ресурсы и вклады сторон; финансовые риски и затраты, а также
достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых
пропорциях.
Выгоды государства от участия в проектах ГЧП: привлечение негосударственных
инвестиций; сокращение государственных расходов на содержание и эксплуатацию
объектов; привлечение передовых технологий; снятие части ответственности за
функционирование объектов и пр.
Современное состояние ГЧП в сфере здравоохранения в крае и тенденции его
развития характеризуются следующим.
Федеральным законодательством, Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,
утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008
№ 1662-р, сформулированы основные формы и механизмы ГЧП.
В рамках реализации этих стратегических направлений на территории края
утверждены основные нормативные правовые акты Правительства Хабаровского края в
данной сфере. На основании постановления Правительства Хабаровского края от 28
мая 2010 № 136-пр “О Программе развития конкуренции в Хабаровском крае на
2010-2012 годы” уже проведена работа по устранению неравноправной конкуренции
между государственными и частными поставщиками медицинских услуг.
Результатом реализации этих мероприятий в крае стал рост на 13% числа
медицинских организаций, реализующих территориальную программу. Из 117
медицинских организаций, участвующих в 2013 году в территориальной программе, 14
являются негосударственными.
Для повышения инвестиционной привлекательности, в том числе объектов
здравоохранения, проводятся мероприятия, предусмотренные Законом Хабаровского
края от 23 ноября 2011 № 130 “О государственной инвестиционной политике в
Хабаровском крае”, постановлением Правительства Хабаровского края от 14 марта
2012 № 55-пр “О мерах по реализации на территории Хабаровского края
инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства”.
В рамках этой работы, в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского
края от 22 июня 2011 № 357-рп “Об утверждении Плана мероприятий по развитию
государственно-частного партнерства в Хабаровском крае на 2011-2012 годы” 05
июня 2012 года подписано Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве
между Правительством Хабаровского края и ООО “Б.Браун Авитум Руссланд” по
строительству Центра амбулаторного диализа в г. Хабаровске. Компанией-инвестором
в полном объеме получена вся необходимая разрешительная документация на
строительство, осуществлена “привязка” проекта к условиям предоставленного в
аренду земельного участка. Предполагаемый объем частных инвестиций в реализацию
настоящего проекта примерно равен 300 млн рублей. Церемония закладки капсулы
центра амбулаторного гемодиализа состоялась 19 октября 2012 года.
Средства в строительство инвестирует ООО «Б.Браун Авитум Руссланд». Компания
является одним из мировых лидеров по производству медицинского оборудования,
расходных материалов, комплексному обеспечению гемодиализной технологии. Центр
гемодиализа в Хабаровске станет первым подобным медицинским учреждением на
Дальнем Востоке. Мощность центра в Хабаровске составляет 40 аппаратов
«искусственная почка», что позволяет оказывать медицинскую услуги более 200
пациентам в сутки. В клинике будут работать 40 специалистов, которые уже прошли
обучение. Новый центр позволит разгрузить действующее отделение гемодиализа в
Краевой клинической больнице №1. Диализное лечение, согласно закону, проводится
за счет средств фонда обязательного медицинского страхования. В планах –
открытие отделений клиники в гг. Комсомольске-на-Амуре и Советской Гавани.