Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Предисловие
Врачи одними из первых поняли опасность своей профессиональной деятельности
для жизни и здоровья людей. Уже в IV веке до новой эры в клятве Гиппократа
содержалось обещание врача: «... буду оберегать больных от всего вредного и
непригодного для них». Около 2 тыс. лет назад это стало принципом лечения: «Primum
nоn nосеrе». В последующем болезни, связанные с оказанием медицинской помощи,
стали называть ятрогении (от греческого iatros – врач и genes – порождающий), –
патологические состояния, источником которых является само врачевание.
Высокий риск развития патологических синдромов в процессе оказания
медицинской помощи, закрытость корпорации отечественных медицинских учреждений,
полная зависимость пациента от врача в отношении его здоровья и жизни, растущий
уровень конфронтации между производителями медицинских услуг и их потребителями
(пациентами) привели к утрате доверия к российской медицине. В сложившейся
ситуации, каждый пациент, который обращается за помощью в медицинское
учреждение, испытывает сложные чувства. С одной стороны, – это глубокая вера в
силу отечественной медицины, в высокий уровень ответственности и квалификацию
лечащего врача. С другой стороны, – это навеянное личным опытом, опытом других
чувство неуверенности в том, что в результате оказания медицинской помощи
наступит полное избавление от недуга и выздоровление, а лечащий врач при этом,
проявит весь спектр своих нравственных качеств.
Анализ результатов реформирования отечественной медицины указывают на то, что
безопасность производства медицинских услуг пока не контролируется обществом.
Сегодня результаты отдельных выборочных исследований по проблеме доступности,
качества и безопасности медицинской помощи показывают только «вершину айсберга»,
поскольку полностью отсутствует какая-либо достоверная официальная статистика и
центр по изучению причинно-следственных связей формирования ятрогений. Не
проводятся целевые социологические опросы для изучения числа пострадавших в
процессе оказания медицинской помощи пациентов. И, наконец, неизвестен уровень
экономических потерь, понесенных, как государством в целом, так и отдельными
гражданами, напрямую или косвенно связанных со случаями ненадлежащего оказания
медицинской помощи. А между тем появились сообщения, что по мере усложнения
аппаратного сопровождения диагностических и лечебных технологий в медицинских
учреждениях появился новый тип ятрогений, который не встречался до конца ХХ
века, - это «электронные ятрогении» в основе которых лежит опережающая
информатизация производства медицинских услуг.
Как гражданам, так и медицинскому сообществу пришло время открытого
обсуждения проблемы ятрогений в отечественной медицине, а не пребывания в
постоянном страхе от того, что сам факт признания запустит поток судебных исков
к производителям медицинских услуг.