Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
1.3. Планирование немедицинского персонала в медицинских
организациях
Немедицинский персонал в медицинских организациях относится к категории
прочего персонала, т. е. – это лица, не имеющие медицинского образования и
выполняющие виды деятельности, не относящиеся к лечебно-диагностическому
процессу (письмо Минздрава РФ от 25.10.2012 № 16-5/10/2-3238). К ним относятся
административно-управленческий персонал (работники отдела кадров, бухгалтерии,
инженеры, экономисты, программисты, операторы, начальники служб и т. п.),
работники пищеблока, прачечной, прочий хозяйственный персонал
(слесари-сантехники, уборщики, дворники и пр.), обеспечивающие деятельность
медицинской организации.
Численность физических лиц прочего персонала в здравоохранении Российской
Федерации составляет 497 013 (18,56 % в общей структуре кадрового состава).
Соотношение занятых должностей и физических лиц прочего персонала равняется
1,41:1, штатных должностей – к физическим лицам 1,50:1. Следовательно,
укомплектованность немедицинским (прочим) персоналом в здравоохранении
составляет в пределах 60-70 % от их штатной численности. Преобладает доля
физических лиц прочего персонала в Дальневосточном федеральном округе (23,15 %),
Сибирском (20,31 %), более низкие показатели – в Центральном (16,55 %) и
Северо-Кавказском федеральных округах (17,50 %) [50].
Оснащение медицинских организаций современным медицинским оборудованием и
аппаратурой требует привлечения специалистов смежных отраслей – инженеров,
техников, физиков, химиков, программистов и т. д. [28].
Возрастает потребность в специалистах по вопросам сохранения и укрепления
здоровья, восстановления утраченного здоровья, требуются лица,
специализирующиеся на медико-социальной работе [28].
В связи с возрастанием объемов информации, развитием организационных форм
управленческой деятельности, сложностью и многообразием межличностных отношений
в коллективах, совершенствованием нормативной базы в отрасли, развитием
медицинского страхования и рынка медицинских услуг требуются специалисты –
современные управленцы отраслью: специалисты кадровой службы, экономисты,
юристы, финансисты, психологи, руководители нового типа и др. [28].
Таким образом, институциональные преобразования в здравоохранении, развитие
материально-технической и технологической базы отрасли неизбежно диктуют
увеличение численности немедицинского персонала, что влечет за собой рост
издержек на данную категорию работников за счет расходов на оплату их труда и
немедицинскую деятельность.
В этой связи возникает задача поиска путей оптимизации соотношения
медицинского и немедицинского персонала медицинской организации, а также
сокращения издержек, не связанных непосредственно с лечебно-диагностической
деятельностью. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
09.06.2003 г. № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих
централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения» (с изменениями и дополнениями в приказе Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 19.12.2003 г. № 607) утвердил нормативы
служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения,
которые рассчитываются относительно общей численности врачей или общей
численности персонала.
Однако за последние 10 лет в медицинских организациях вследствие развития
лечебно-диагностических и информационно-коммуникационных технологий появилась
потребность в новых специалистах, которые не нашли отражение в выше указанном
приказе. К ним следует отнести специалистов в области информационных технологий,
государственных закупок, гражданской обороны и противопожарной безопасности. В
результате часть немедицинского персонала в медицинских организациях
рассчитывается на основе действующего приказа Минздрава России от 09.06.2003 г.
№ 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих …», а остальные,
исходя из исполняемых функций и объема работы.
Для ограничения роста немедицинского персонала и, как следствие, сокращения
издержек постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2010 г. №
212 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от
15.04.2009 г. № 322» внесены изменения в Постановление Правительства Российской
Федерации от 15 апреля 2009 г. № 322 «О мерах по реализации Указа Президента
Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности
деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Пунктом 14.2 постановления определен объем неэффективных расходов на управление
кадровыми ресурсами прочего персонала в расчете на 10 тыс. человек населения. В
случае, если прочий персонал превышает 40 % от общей среднероссийской
численности врачей и среднего медицинского персонала, должна проводиться
оптимизация численности прочего персонала.
В настоящее время федеральным государственным бюджетным учреждением «НИИ
труда и социального страхования» разработаны и утверждены нормативные материалы,
предназначенные для расчета необходимой численности и нормы времен на работы,
выполняемые руководителями, специалистами и служащими [42].
Четкое разделение функций специалистов с учетом норм времени на исполнение
функций позволит формировать штатную численность немедицинского персонала и
эффективно использовать их труд.
Таким образом, планирование численности немедицинского персонала в медицинских
организациях по-прежнему остается актуальной проблемой здравоохранения
Российской Федерации.