Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Медико-психологическая и социальная реабилитация больных
хроническими заболеваниями легких
Применительно к медицине реабилитация означает восстановление
трудоспособности инвалидов.
Медико-социальная реабилитация по определению экспертов ВОЗ – это
комбинированное и координированное применение медицинских, социальных,
педагогических и профессиональных мероприятий с целью подготовки и
переподготовки (переквалификации) индивидуума на оптимум трудоспособности (С.И
Дроздецкий., З.А. Синицын, О.В. Вешуткина, Е.А. Медведева, 1997). Компоненты
медико-социальной реабилитации выбранных моделей хронических заболеваний легких,
совпадая по многим аспектам, имеют и различия.
В 90-е годы ушедшего столетия во многих странах были разработаны и внедрены
национальные программы по борьбе с бронхиальной астмой, что позволило обеспечить
достаточно высокое качество жизни больных, подтверждаемое отсутствием экстренной
госпитализации в стационары больных астмой (Barnes P.J., J.Baraniuk, M.G.Belvisi,
1991).
В нашей стране, как и во многих других, остро стоит проблема недостаточной
психологической подготовки персонала, обучающего больных. Даже содержательно
адекватная информация может быть неправильно воспринята больным, если она
проведена без учета его психологического статуса и индивидуальных особенностей.
Неблагоприятные результаты лечения больных бронхиальной астмой связаны с низким
уровнем кооперации больного и врача. Рекомендации врача соблюдаются больными
бронхиальной астмой лишь в 30-40% случаев. Возможно, это связано как с
отсутствием информации по заболеванию, так и с тем, что она преподносится в
малодоступной для больных форме, дается в негативном ключе, усиливая страх по
отношению к заболеванию или невыполнима, как, например, совет «избегать
физических нагрузок и холодного воздуха» (Burge P.S., 1994).
При появлении неблагоприятных симптомов больной должен вовремя принять
профилактические меры. Необходимо вырабатывать навыки у больного, чтобы быть
уверенным в том, что он выполняет врачебные рекомендации, обеспечить контроль и
не пропустить выработку плохих привычек. В настоящее время разрабатываются
обучающие программы для детей, болеющих астмой. Отдельные программы создаются
для беременных женщин-астматиков. Важное значение должно уделяться вторичной
профилактике.
В Самаре «Астма-Школа» функционирует с 1994 года. Первая «Астма–Школа» была
открыта профессором В.М.Суховым на базе городской больницы № 5.
Международный и отечественный опыт побуждает предпринимать новые усилия по
внедрению образовательных программ для больных. Однако, успешное обучение
больных возможно лишь с учетом их личностных особенностей, их защитных
психологических реакций на болезнь. Обучающие программы должны создаваться с
учетом дифференциальных (половых, возрастных, образовательных) различий больных.
Лечащий врач должен не только назначать медикаментозное лечение, но и правильно
построить терапевтическое общение. Партнерское отношение к больному поможет ему
понять свое заболевание и приобрести необходимые навыки, научиться самоконтролю
и самоведению заболевания. Для проведения успешной медико – психологической
реабилитации важно, наряду с адекватной терапией, проводить и психологическую
коррекцию больных.
Медицинская реабилитация заболеваний органов дыхания определена как форма
медицинских мероприятий, целью которых является ограничение тяжести легочной
патологии и их последствий с учетом особенностей личности. С точки зрения
Американского торакального общества, медицинская реабилитация при ХОБЛ имеет три
основные цели: остановить прогрессирование ограничения воздушного потока;
предотвратить и лечить осложнения, том числе гипоксемию и инфекцию; уменьшить
проявление клинических симптомов и тем самым улучшить качество жизни больных.
Л.М. Клячкин, обобщая мнения различных авторов и собственный опыт, дает
наиболее точное определение цели реабилитации больного ХОБЛ - восстановление его
социальной дееспособности. Таким образом, медицинская реабилитация есть средство
достижения этой цели. В рамках этой цели медицинская реабилитация больного ХОБЛ
решает следующие задачи: подавление воспалительного процесса в бронхах и
достижение клинической ремиссии; стабилизация и пролонгирование ремиссии:
предупреждение рецидивов заболевания; ограничение бронхиальной обструкции;
улучшение качества жизни больных; увеличение продолжительности жизни.
Средства медицинской реабилитации диктуются ее направлениями:
- медицинским (методы лечения как лекарственные, так и хирургические, а также
немедикаментозные);
- физическим (способы физической тренировки, лечебной физической культуры, а
также массажа, мануальной терапии);
- психологическим (образование больных, обучающие программы, психологическая
коррекция, и различные виды психотерапии).
Во всех национальных руководствах по ХОБЛ подчеркивается необходимость ранней
и последовательной терапии. Необходимо также проведение ряда организационных и
лечебных мероприятий: прекращение курения; противоинфекционная терапия;
бронходилатирующая терапия; мукорегуляторная терапия; коррекция дыхательной
недостаточности.
Однако, психологический аспект медицинской реабилитации изучен недостаточно.
Гендерные различия больных, страдающих ХОБЛ, также не отражены в литературе. Не
изучалось отношение больных ХОБЛ к медицинскому персоналу, лечению, дисциплине
лечения, точности выполнения врачебных назначений.