Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 Методы психологического исследования

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Актуальное медико-социальное заболевание - хроническая обструктивная болезнь легких / Методы психологического исследования
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1812; прочтений - 23
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

Методы психологического исследования

Проведены также специальные психологические исследования.

У всех пациентов с ХОБЛ было проведено стандартизованное многофакторное исследование личности – тест СМИЛ. СМИЛ - клинический личностный опросник (модифицированный вариант ММРI) Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева, авторы модификации Е.Ф. Бажин и соавт., руководитель - И.М.Тонконогий.

Данный тест является методом изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого. Методика была разработана в 1942- 1949- годах Маккинли и Хатэуэем для профессионального отбора военных летчиков. Методика была задумана авторами как тест, дифференцирующий норму от патологии. Однако опыт применения данной методики показал, что она помогает выявить сложную структуру психологических проблем. Данная методика успешно применяется в студенческих и производственных коллективах для решения вопроса профотбора и профориентации, при комплектовании производственных коллективов, при расстановке кадров, при изучении и коррекции социального микроклимата на предприятиях. Данная методика применяется также при психологической коррекции при суицидах, при семейном консультировании, в педагогической психологии, в работе промышленных психологов и социологов.

Методика построена по типу опросника. Оценка полученных результатов базируется не на прямом анализе ответов испытуемого, а на данных статистически подтвержденной дискретной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными. В процессе обследования респондент оценивает как «верные» и «неверные» по отношению к нему утверждения, которые отражают картину его свмочувствия, его привычки, особенности поведения, отношение к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику межличностных контактов, направленность интересов, уровень активности, настроение. Большая часть утверждений носит проективный характер. Данный метод занимает промежуточное положение между осознанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосознанных тенденций личности. Ведущая концепция представляет собой устойчивое, стержневое свойство личности, уходящее корнями в тип высшей нервной деятельности, в конституционально заданные свойства нервной системы и придающие индивидуальную окраску стилю переживания, мышления, межличностного поведения, определяющее основную направленность и силу мотивации, тип реакции на стресс, особенности адаптационных механизмов. Эти устойчивые индивидуально- личностные особенности создают определенное русло, ограничивающее количество степеней свободы при формировании более высоких уровней организации личности – социальной направленности, иерархии ценностей, осознаваемой мотивации, морально- нравственных ориентиров. Интегративным центром этого конструкта является самосознание. Функция адаптации складывается из двух переменных: тенденции к самореализации, к достижению успеха и удовлетворению потребностей в противодействии средовым факторам, ограничивающих самореализацию личности, и тенденции к повышенному самоконтролю с отказом от достижения сюиминутных потребностей ради сохранения конгруэнтных отношений с окружающими. Избыточность показателей стеничной самореализации угрожает дезадаптацией по социально- поведенческому типу, противоположное соотношение означает отказ от самореализации и преобладания социального давления на личность, что формирует невротический паттерн дезадаптации. При перенапряжении обоих систем происходит их взаимное гашение, при этом оказываются блокированными и невротический, и поведенческий каналы отреагирования в эмоциональном регистре, что приводит к психосоматическим расстройствам. Механизмы адаптивного поведения улавливаются при психодиагностическом исследовании.

Опросник содержит 566 утверждений, среди них 16 повторяющихся для использования дополнительной шкалы достоверности «тест- ретест». 213 шкал состоят из 10 базисных, 3 шкал достоверности и 200 дополнительных.
Профили СМИЛ представляют собой графическое изображение количественных показателей базисных шкал, каждая из которых определяет степень выраженности определенной личностной тенденции.

Наличие шкал достоверности определяет надежность полученных данных и установку респондентов в отношении процедуры обследования. Если показатели по шкале лжи превышают 70 и выше, профиль считается недостоверным. Должно быть проведено повторное тестирование после дополнительной беседы с испытуемым.

Автоматизированный способ обработки данных исключает зависимость полученных результатов от личностных особенностей и опыта экспериментатора.

Была проведена компьютерной обработке материла (комплексный тест общей профориентации, версия 4.7. Б.М.С., 1988).

Больным с ХОБЛ было проведено исследование методом цветовых выборов по Люшеру с последующей компьютерной обработкой полученных данных (Nickstorm, «Оскорн», Москва, 1989, vers. 1.1). Цветовой тест воздействует одновременно на разные стороны человеческой психики. Метод цветовых выборов лишен транскультуральных аспектов и не провоцирует, в отличие от других вербальных и невербальных тестов реакций защитного характера. Методика выявляет осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но и неосознанные реакции на них. Поэтому данный метод является глубинным, проективным. Показательно переплетение психологических аспектов актуального состояния человека с симпатико- парасимпатическими характеристиками, связанными с функцией гипофиза. Они влияют на фон настроения, общую психическую активность, побудительную силу мотивационной сферы, напряженность потребностей. Выбор цветового ряда также зависит от набора устойчивых личностных характеристик.

Лаконичность и простота теста, способность выявить наиболее непосредственные, глубинные, неподвластные сознанию проявления индивидуально- личностных свойств делают методику важным инструментом глубинного изучения личности, ее эмоционально- характерологического базиса и тонких нюансов в меняющемся состоянии. В методе используется связь конституционально заложенных свойств с типом реагирования на средовые воздействия, степень подвластности или сопротивления этим воздействиям с помощью свойственных данному индивиду способов защиты.

Тест Люшера проводиться с использованием восьмицветового ряда. Испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним восьми цветовых эталонов «самый приятный для него цвет», не соотнося его с представлениями об одежде, обивки мебели, цветом автомобиля, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Цветовые эталоны должны быть разложены на индифферентном тоне. Освещение должно быть ярким, равномерным. Выбранный эталон убирается со стола. При этом психолог записывает номер цветового эталона. Далее испытуемому предлагают выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся до тех пор, пока все цвета не будут отобраны. Через одну- две минуты процедуру повторяют снова, при этом делают акцент на том, что исследование направлено не на изучение памяти и выбор может быть другим. Функция выбранного цвета кодируется. После проведения группировки проводиться интерпретация результатов. В настоящем исследовании интерпретация полученных результатов проводилась с помощью компьютерной программы.
Для изучения степени удовлетворения личностных потребностей автором была разработана специальная анкета (рационализаторское предложение № 218 СамГМУ).

В основу расширенной анкеты «Степень удовлетворения личностных потребностей» положены теории самоактуализации личности по Роджерсу и Маслоу.

Расширенная анкета «Степень удовлетворения личностных потребностей» включает 6 основных разделов:

А - степень удовлетворения физиологических потребностей;
Б - степень удовлетворения потребности в безопасности;
Г - степень удовлетворения потребности в уважении, одобрении, признания компетентности со стороны окружающих;
Д - степень удовлетворения эстетических и познавательных потребностей;
Е - степень удовлетворения потребности в самоактуализации.
В разделе А (степень удовлетворения физиологических потребностей) выделили три потребности: удовлетворение голода, сна и сексуальных потребностей.
В разделе Б (степень удовлетворения потребности в безопасности) выделили: удовлетворение потребности в защищенности, возможности обеспечить «завтрашний день», отстоять свои убеждения, отношение к возможной материальной помощи со стороны.
В разделе В (степень удовлетворения потребности не отрываться от группы, иметь привязанность) выделили: отношение к реформам, сохранность общения со своими сослуживцами, сохранность родственных отношений, сохранность семьи и отношений с детьми, потребности иметь домашних животных, в сохранении хороших отношений с окружающими людьми, потребности быть любимым, принадлежать к уважаемой группе, потребности иметь достоверную информацию.
В разделе Г (степень удовлетворения потребности в уважении, одобрении, признания, компетентности со стороны окружающих) выделили: потребность заслужить звание «мастер своего дела», восстановления справедливости, доказать самому себе и другим возможность совершить больше того, чем сделано.
В разделе Д (степень удовлетворения потребностей эстетических и познавательных) выделили: отношение к религии, размышления о смысле жизни, приобщение к искусству, наличие увлечения.

В разделе Е (степень удовлетворения потребности в самоактуализации) были выделены объективная оценка достигнутого в жизни, потребность самоуважения, сохранность творческого подхода, ощущение удовлетворенности собой.
Таким образом, испытуемый должен ответить на 29 вопросов. Ответ давался по 5-ти балльной системе. Сравнительный анализ результатов обследования наблюдаемых больных с показателями лиц контрольной группы позволяет выявить степень удовлетворения основных потребностей личности как у здоровых людей, так и с ХОБЛ.

Для изучения типа отношения к собственному заболеванию был применен стандартный опросник «Методика для психической диагностики типов отношения к болезни». Данная методика была разработана в Ленинградском научно- исследовательском психоневрологическом институте имени В.М.Бехтерева в 1987 году. Она рассчитана на оценку личностного реагирования на болезнь. Современная медицина предъявляет особые требования к изучению роли личности больного, его позиции по отношению к своему заболеванию, лечению, нарушенным системам социальных связей в связи с заболеванием и прогнозом. Отношение к болезни интегрирует все психологические отношения, оно оказывает влияние на другие системы отношений личности. Спектр личностных реакций на болезнь велик: от полного ее игнорирования до ухода в болезнь. Стратегия адаптивного или дезадаптивного поведения больного человека предполагает либо активную борьбу с болезнью, либо принятие роли больного, либо игнорирование заболевания. Неадекватная реакция на болезнь способствует появлению вторичных личностных нарушений. Адекватная реакция больного человека на заболевание способствует реалистичным установкам на лечение, профилактике рецидивов болезни, предупреждает дистрессы. Купирование патологических личностных реакций на болезнь облегчает и соматическое состояние, так как вегетативные проявления эмоциональных реакций вплетаются в структуру клинических проявлений болезни и осложняют ее вторичными аффективными расстройствами.

Типы личностного реагирования на болезнь и социальную дезадаптацию в связи с заболеванием важны для оптимизации лечения и установления партнерских отношений с пациентов, выработке у него точности выполнения врачебных назначений.

В НИИ психоневрологии имени В.М.Бехтерева была разработана оригинальная тестовая методика в форме опросника. Типология реакций личности на болезнь предложена А.Е.Личко и Н.Я.Ивановым (1980). Ее особенностью является клинико-психологическое обоснование.

Согласно данной классификации, выделяют 12 типов отношения к болезни.

Гармоничный тип - адекватная оценка больным человеком собственного состояния, без склонности преувеличивать симптоматику или приуменьшать тяжесть состояния. Имеется активное стремление содействовать успеху лечения.
Эргопатический тип- «уход от болезни в работу», стремление продолжать работу даже при тяжести состояния. Характерно сверхответственное, одержимое отношение к работе, оно может усилиться во время болезни. Стремление сохранить профессиональный статус и вернуться к трудовой деятельности.

Анозогнозический тип - активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Отрицание очевидного. Приписывание проявлений болезни случайным обстоятельствам. Отказ от обследования и лечения, пренебрежение рекомендациями врача, нарушение режима, желание обойтись «народными» средствами.

Тревожный тип- непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, опасности лечения, его неэффективности. Поиск новых способов лечения. Настроение тревожное, угнетенное. Тревожная мнительность относительно осложнений болезни, неудач лечения.

Ипохондрический тип- сосредоточенность на болезненных оущениях, стремление постоянно высказывать о них окружающим, преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Требования тщательного обследования и боязнь болезненности процедур.

Неврастенический тип - вспышки раздражения при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения. Раздражение изливается первого попавшегося и завершается раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. Раскаяние за беспокойство и несдержанность.

Меланхолический тип- удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Неверие в успех лечения.

Апатический тип - полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Утрата интереса к жизни.

Сенситивный тип- озабоченность о возможном неблагоприятном впечатлении, которое может произвести на окружающих сведение о заболевании. Опасение, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать слухи о неблагоприятных причинах болезни. Боязнь стать обузой для близких.

Эгоцентрический тип- «уход в болезнь». Выставление напоказ своих страданий и переживаний с целью завладеть вниманием, требование исключительной заботы, отношение к другим людям – неприязненное, так как они « конкуренты» за внимание и заботу. Постоянное желание показать свою исключительность в болезни, свое особое положение.

Паранойяльный тип- уверенность в том, что болезнь является результатом чьего- то злого умысла. Подозрительность к лекарствам и процедурам, обвинение медицинского персонала в халатности, злых умыслах.

Дисфорический тип - мрачно- озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки крайней озлобленности со склонностью винить в своей болезни других. Подозрительность к процедурам и лечению. Требование особого внимания. Деспотическое отношение к близким- требования во всем им угождать.

Диагностическое правило опросника представлено в виде алгоритма. Протокол исследования каждого больного представляет сумму диагностических коэффициентов, каждая из которых соответствует определенному типу отношения к болезни, и может рассматриваться как отдельная шкала. Если среди выбранных испытуемым утверждений встречаются противоречия, то шкальная оценка соответствующего типа приравнивается к нулю.

Профиль состоит из 12 шкал, и характеризует совокупность отдельных аспектов многомерного отношения больного человека к собственному заболеванию.

После инструктирования пациента и заполнения им «регистрационного листа» с помощью специального диагностического кода опросника проводится анализ полученных результатов.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
В каких медицинских учреждениях (поликлиниках, больницах) Вы получали платную медицинскую помощь за последние 12 месяцев?

Государственные, муниципальные
Ведомственные, корпоративные
Частные, негосударственные
Хозрасчетные отделения в государственных медицинских учреждениях
Другие медицинские учреждения



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.