Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 4.7. Физиология и гигиена умственного труда

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Очерки профилактической медицины / 4.7. Физиология и гигиена умственного труда
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Cлов в этом тексте - 1654; прочтений - 155
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px



4.7. Физиология и гигиена умственного труда

Умственному труду присуща и наибольшая степень напряжения внимания: При чтении специальной литературы это напряжение почти в 2 раза выше, чём при вождении автомобиля в городе, и в 5—10 раз выше, чем при выполнении многих видов немеханизированной физической работы. Весьма важным физиологическим свойством является биоритмологическая структура жизнедеятельности, сформировавшаяся в результате длительной эволюции человека. Между тем, именно в процессе умственного труда, в силу его особенностей, эта структура, правильное чередование активной деятельности и отдыха, чаще всего нарушаются. По образному выражению А. И. Герцена, мысль нельзя сложить как руки, она и во сне не совсем спит. Формальное завершение рабочего дня зачастую не прекращает процесс профессионально направленной мыслительной деятельности.

Нередко работники умственного труда (в том числе студенты и учащиеся) используют время отдыха, выходные дни и вечернее время для профессиональных занятий, что далеко не всегда оправданно. В результате развивается особое состояние организма – утомление. Под утомлением понимают процесс временного снижения функциональных возможностей организма, возникающий вследствие длительной (интенсивной) работы и выражающийся в ухудшении количественных и качественны показателей работы и нарушении физиологических функций. Субъективно оно проявляется чувством усталости, объективно - снижением работоспособности. Внешними признаками утомления при умственном труде, оцениваемыми как незначительные, значительные и резкие являются: внимание, поза, точность движений, интерес к работе. Последний, например, может проявляться как живой, сопровождаемый активными вопросами, слабый с отсутствием вопросов, отсутствие интереса, безразличие. Ослабляется поток импульсов от периферических нервных окончаний к центральной нервной системе, способствующий возникновению застойного торможения в коре головного мозга. Как часто приходится быть свидетелями вызывающих иронические замечаний окружающих ситуаций, когда утомившийся человек (даже в молодом возрасте) хаотично и безуспешно разыскивает свои очки, лежащую на столе перед его глазами нужный документ или другую находящуюся на виду нужную вещь и т.п.

Мозг обладает электрической активностью, для которой характерны волны разного диапазона: во время сна - тета и дельта (от 0,3 до 7 герц), во время бодрствования - бета и альфа (от 9 до 30 герц). Длительному эмоциональному напряжению сопутствуем также снижение амплитуды альфа-ритма на электроэнцефалограмме, при этом повышается так называемый тета- ритм («ритм напряжения»). Ухудшается и снижается способность удерживать внимание, формировать новые полезные навыки, понятия, расстраиваются старые автоматические навыки, ухудшается условно-рефлекторная деятельность, снижается творческая активность.

При сильном утомлении нарушается характер ответной реакции организма на внешние раздражители. Возможны состояния, когда ответом на слабый раздражитель будет неадекватно сильный рефлекс, а на сильный — неадекватно слабый (в физиологии такой характер ответных реакций получил название парадоксальной фазы) либо на разной силы раздражитель следует одинаковая ответная реакция (уравнительная фаза). Развитие утомления и его сигнальные проявления очень индивидуальны. Утомление, не компенсируемое полноценным отдыхом и рациональной организацией повседневного труда, может перейти в переутомление. Это состояние следует рассматривать уже как серьезное нарушение нормального физиологического функционирования организма, как предпатологию либо манифестную патологию.

При умственном труде состояние переутомления характеризуется отсутствием полного восстановления работоспособности к очередному рабочему дню, нарушениями сна (вплоть до стойкой бессонницы), астенизацией, снижением сопротивляемости к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, повышением нервно-эмоциональной возбудимости. Такое состояние может приводить ухудшению течения (обострениям) сердечно-сосудистых, бронхо-легочных, эндокринных, желудочно-кишечных и многих других хронических заболеваний, создает благоприятные условия для возникновения острой сердечно-сосудистой патологии (гипертонических кризов, инфаркта миокарда, острых нарушений мозгового кровообращёния), декомпенсации сахарного диабета и др. признаками сильно выраженной усталости являются резко выраженное снижение умственной работоспособности, очевидное ослабление внимания и памяти, сонливость, бессонница, угнетенное состояние, неадекватная раздражительность, слабая эффективность волевого усилия, направленного на поддержание творческой активности работоспособности направленного на поддержание творческой активности работоспособности.

Умственное переутомление не столь демонстративно, как физическое. В отличие от напряженного физического труда, занимающийся умственным трудом, даже находясь в состоянии переутомления способен длительное время выполнять свои повседневные профессиональные обязанности без заметного снижения обычного уровня трудовой активности и продуктивности.

Известный ученый-физиолог Н. Е. Введенский неоднократно обращал внимание на то, что при умелом распределении умственного труда, возможно развить громадную по своей продуктивности работу, но при том сохранить на долгие годы, а быть может и на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности. Физиологической основой продуктивной умственной работы являются следующие сформулированные им гигиенические требования: постепенное вхождение в труд, мерность и ритмичность труда, соблюдение привычной последовательности и систематичности в трудовой деятельности, правильное чередование различных форм труда и отдыха, общественная полезность труда и благоприятное отношение к нему общества.

Чем интереснее труд, чем более он увлекает и чем рациональнее организован, тем длительнее сохраняет человек высокую работоспособность. Многие выдающиеся деятели науки, культуры до глубокой старости сохранили завидную работоспособность и ясность мысли. В их числе можно назвать известного мыслителя античного мира Демокрита (прожил 102 года), Гиппократа (99 лет), Ньютона (84 года), Павлова (87 лет), Гете (82 года), Канта (81 год) и многих других. Знаменитый итальянский зодчий Микеланджело одно из лучших произведений мировой архитектуры — собор св. Петра создал в 80-летнем возрасте.

Ослабляется поток импульсов от периферических нервных окончаний к центральной нервной системе, способствующий возникновению застойного торможения в коре головного мозга. Как часто приходится быть свидетелями вызывающих иронические замечания окружающих ситуаций, когда утомившийся человек (даже в молодом возрасте) хаотично и безуспешно разыскивает свои очки, лежащую на столе перед его глазами нужный документ или другую находящуюся на виду нужную вещь и т.п.

Гигиена рабочего места при умственном труде.

Рабочее место должно быть оборудовано так, чтобы создавать благоприятные условия для продуктивной работы, и не являлось дополнительным фактором развития утомления. Это, достигается прежде всего рациональной конструкцией рабочего стола и стула, обеспечивающих правильную рабочую позу, предотвращающую нарушение осанки, искривление позвоночника (особенно у детей), Под рациональной конструкцией понимаются правильные размеры мебели - высота сиденья стула над уровнем пола должна быть на 1—2 см больше длины голени со стопой (учитывается высота каблука), высота плоскости стола — на уровне высоты предплечья, согнутого под прямым углом в локтевом суставе в сидячем положении. Край сиденья стула должен как бы заходить за край крышки стола на 3—5 см, что побуждает сидящего принять правильную рабочую позу, т. ё. опираться на спинку стула и не наклоняться чрезмерно вперед (более подробно см. в главах 4.7 и 4.8). Наиболее целесообразно работать за специально оборудованным письменным столом. Очень важно, чтобы размеры и конфигурация письменного стола соответствовали индивидуальным антропометрическим данным работающего за ним. В зависимости от характера работы и длины тела рекомендуются такие размеры высоты стола и стула (в скобках) При работе сидя и росте менее 160 см – 70 (43), при росте 161-170 см – 72(45), 171-180 – 75 (47), более 180 – 78 (49). При работе сидя с настольным компьютером – соответственно для тех же ростовых групп – 65 (43), 66(45), 68 (47), 70 (49).

Расстояние от глаз до рабочей поверхности компьютера должно составлять 40-50 см, оптимальный зрительный угол рабочей поверхности 30 градусов. Сидеть надо так, чтобы наклон туловища составлял 20—25°, локти располагались симметрично; не следует опираться грудью о край стола. Необходимо отметить, что в последнее время наблюдается отход от традиционной прямоугольной формы доски стола и в зависимости от конкретных особенностей выполняемой работы разработчики предлагают столы различной конфигурации (Г-образной, П-образной, полукруглой и др.). Например, полукруглая форма доски стола, имеющая, вырез для работника, наиболее соответствует характеру труда сотрудника управленческого аппарата и некоторых других видов профессий, связанных преимущественно с просмотром бумаг, книг, документации и т. п.

Форма спинки и сидения (стула, кресла) должны соответствовать анатомической форме соприкасающихся с ними частей тела (при этом давление веса тела равномерно распределяется на возможно большую поверхность и не препятствует нормальной циркуляции крови). Поскольку при чтении книги (рукописи), лежащей горизонтально, расстояние глаз от нижней и верхней частей листа различно, это требует более частой смены аккомодации, а следовательно, способствует более быстрому утомлению. Поэтому целесообразно пользоваться подставками для книг (они имеются в продаже, легко их изготовить и самому), обеспечивающими наклон книги к плоскости стола под углом 45°. Расстояние от глаз до книги, тетради должно составлять 30—40 см. Освещение рабочего места. В помещении должно применяться как общее, так и местное освещение; уровень освещенности при чтении, письме не может быть меньше 75—100 люкс, а при работе с мелкими деталями он должен быть еще выше. Источник света (настольную лампу) устанавливают с левой стороны, чтобы на бумагу не отбрасывалась тень при письме. Удобна настольная лампа со светильником конусообразной формы на гнущейся ножке: при такой конструкции свет не слепит глаза и можно изменять направление светового потока. Освещенность рабочего места должна быть как можно более равномерной. Многочисленные исследования показали, что работоспособность при напряженной работе зрения возрастает на 10—20 % при замене ламп накаливания люминесцентными. Если в процессе работы требуется хорошее цветоразличение, лучше всего применять лампы дневного света.

Необходимое условие продуктивного умственного труда - тишина. Шум мешает сконцентрировать внимание на объекте умственной' работы, затрудняет усвоение нового материала. Он оказывает неблагоприятное воздействие на человека в целом, нарушая деятельность центральной нервной системы, истощая ее, способствуя быстрому утомлению. Не случайно ведь многие годы назад университеты находились в небольших тихих городах. И в наше время крупные научно-исследовательские центры и многие учебные заведения также строят в городах-спутниках, вдали от шумных улиц. Если во время умственной работы нет возможности оградиться от отвлекающего шума извне, в качестве паллиатива можно создать не очень сильный, равномерный звуковой фон, который отключил бы внимание от других звуковых раздражителей. Отдельные работники умственного труда отмечают, что работа идет продуктивнее и легче на фоне равномерного звукового сопровождения (спокойная ритмичная музыка)

Отдых при умственном труде.

Вся жизнь человека протекает в определенном ритме. Биоритмологическая структура жизнедеятельности человека определяет физиолого-гигиеническую необходимость строгого соблюдения режима дня, разумного чередований активной деятельности и отдыха, бодрствования и сна. Выдающийся отечественный физиолог И. П. Павлов подчеркивал, что любая работающая система, как и ее отдельные, элементы, должна отдыхать, восстанавливаться, отдых же таких сверхреактивных элементов, как корковые клетки, должен охраняться особенно тщательно.

При неизбежных индивидуальных различиях для большей части людей работоспособного возраста сутки делятся на три примерно равные (по 8 ч) части: трудовая деятельность (учеба)

личное время и социально-бытовые дела, сон. Основными видами отдыха являются: ежегодный, еженедельный, ежедневный, кратковременный в течение рабочего дня. Для здоровья и работоспособности человека опасно пренебрегать ежедневным и особенно еженедельным отдыхом от профессиональной деятельности, ибо такой отдых является физиологической потребностью организма. Лучшими его формами являются пребывание на свежем воздухе, прогулки, занятия физкультурой и спортом.

Важным фактором сохранения работоспособности является периодическая смена видов деятельности, вовлекающая в активную работу возможно большее количество участков головного мозга, препятствующая формированию очагов застойного возбуждения и перевозбуждения в коре головного мозга.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Какие проявления агрессии со стороны пациента, его друзей и родственников по отношению лично к себе Вы испытывали в своей медицинской практике?

Словесные оскорбления
Угроза словами
Мягкое физическое насилие (толкание, захват руки, рукава, лацканов)
Применение грубой силы (удар, удушение)
Угроза оружием
Сексуальные домогательства
Таких случаев не было



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2017. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.