|
| |
Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" |
|
|
|
5.1. Физиологические особенности детского и подросткового возраста |
|
Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Очерки профилактической медицины / 5.1. Физиологические особенности детского и подросткового возраста Cлов в этом тексте - 6267; прочтений - 1148 Размер шрифта:
12px |
16px |
20px
5.1. Физиологические особенности
детского и подросткового возраста
Периодизация возрастного
развития детского организма. Среди многих других, наиболее принятой является
следующая:
Преддошкольный возраст (до 3
лет) В течение преддошкольного периода происходит интенсивный рост и
развитие тела, и другие очень важные морфологические и функциональные изменения,
результатом которых является формирование способности к свободному передвижению,
овладение основами речи, адекватное возрасту восприятие и оценка и окружающего
мира. Секреторная функция желудка еще относительно слабая, но всасывательная
достаточно велика, растет толщина мышечного слоя желудка, происходит интенсивный
рост кишечника. Существенные морфофункциональные изменения наблюдаются со
стороны ЦНС. Начиная со 2-3-й недели жизни появляется первый условный рефлекс на
позу (положение) для кормления. Условные рефлексы на зрительные и слуховые
раздражители формируются в течение 2-3-го месяцев жизни, постепенно
увеличивается запас слов, в норме к 3 годам он уже насчитывает 800-1000 слов.
Дошкольный возраст (3 года – 7
лет). В этом возрасте ребенок продолжает относительно равномерно расти и
развиваться. Продолжается интенсивное формирования опорно-двигательного
аппарата, развивается склонность ребенка к мануальным операциям (рисование,
лепка и др.) и к различным сложнокоординируемым физическим упражнениям.
Секреторная и моторная функции желудка и кишечника почти не отличаются от
таковых у взрослых. Улучшается координация процессов иррадиации и концентрации,
приобретают значительно более высокого уровня формы общения ребенка со взрослыми
и окружающим миром
Младший школьный возраст (7-10
лет). В младшем школьном возрасте продолжается физический рост и
развитие ребенка (масса тела ежегодно в среднем увеличивается на 2-3 кг,
окружность грудной клетки - на 1,5-2 см, длина тела - на 4-5 см), продолжаются
процессы окостенения и развития скелета. Растет мышечная сила. Несколько
повышается общая сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям окружающей
среды на ребенка. Однако, несмотря на позитивные изменения, имеет место легкая
истощаемостью и быстрая утомляемость ЦНС
Средний школьный возраст (11-14
лет). Продолжается интенсивный рост и увеличение мышц, размеров тела,
формирования скелета, жизненная емкость легких у девочек 14 лет увеличивается до
2700 см3, у мальчиков - 3200 см3, начинается усиленное развитие половых желез,
развиваются вторичные половые признаки. В связи с повышенной возбудимостью ЦНС и
ее подкорковых отделов существенно ослабляются процессы внутреннего торможения.
Нарушается (особенно у девочек) вегетативная регуляция со стороны
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышаются эмоциональная возбудимость
и утомляемость.
Старший школьный возраст (15-18
лет). В этом возрасте подростку присуще завершения полового развития,
которое сопровождается дальнейшим увеличением длины и массы тела, завершением (в
основном) роста и окостенения трубчатых костей скелета, стоп и кистей
(заканчиваются эти процессы только в возрасте 20-25 лет). Практически
завершается морфофункциональное развитие всех органов и систем организма (в
дальнейшем этот процесс происходит главным образом за счет активной деятельности
и тренировки). Следует отметить, что в этот период у подростков довольно часто
наблюдаются психическая неуравновешенность, склонность к неадекватным реакциям,
проявления негативизма и т.д.
Физическое развитие ребенка изначально является
ведущим показателем его возрастного здоровья. Существуют различные нормативы и
показатели для оценки этого здоровья.
Таблица 6. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ НОРМАТИВЫ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
|
( М – среднее значение, с – среднее
отклонение )
|
Возраст |
Длина тела, см |
Масса тела, кг |
Окружность грудной клетки,см |
|
М |
с |
М |
с |
М
|
с
|
|
|
Мальчики и подростки |
|
7 |
121,6 |
5,8 |
24,3 |
3,98 |
61,0 |
3,68 |
8 |
128,1 |
5,56 |
27,9 |
4,94 |
62,5 |
4,92 |
9 |
132,6 |
5,4 |
30,2 |
5,3 |
65,4 |
4,74 |
10 |
137,3 |
5,6 |
33,4 |
6,0 |
67,5 |
4,80 |
11 |
142,5 |
6,26 |
37,0 |
6,82
|
69,9
|
5,20
|
12 |
147,0 |
6,96 |
39,9 |
6,7 |
71,6 |
4,46 |
13 |
153, 5 |
8,25 |
45,1 |
8,74 |
75,0
|
5,48
|
14 |
161,1 |
8,74 |
50,8 |
8,70 |
78,7 |
6,14
|
15 |
166,9 |
8,16 |
57,2 |
10,12 |
82,0
|
6,0
|
16 |
173,1 |
7,00 |
63,0 |
8,24 |
85,3
|
4,52
|
17. |
178,4 |
7,6 |
65,6 |
7,8 |
87,0
|
4,0
|
|
|
Девочки и девушки
|
|
7 |
121,5 |
5,54 |
23,3 |
3,65 |
59,0 |
2,4 |
8 |
127,0 |
5,26 |
26,8 |
4,74 |
59,0 |
3,2
|
9 |
131,5 |
5,74 |
29,0 |
4,52 |
61,9 |
2,7
|
10 |
137,4 |
6,15 |
33,3 |
7,0 |
63,4 |
2,4 |
11 |
142,8 |
7,1 |
37,0 |
7,3 |
66,8 |
4,0
|
12 |
149,3 |
6,8 |
40,4 |
7,08 |
70,4 |
4,8
|
13 |
156,2 |
6,2 |
48,5 |
7,74 |
73,2 |
5,6 |
14 |
159,2 |
5,42 |
49,2 |
7,4 |
76,7 |
5,3
|
15 |
159,6 |
5,54 |
53,3 |
3,65 |
82,1 |
5,1 |
16 |
161,7 |
5,2
|
54,6 |
6,6 |
83,4 |
4,5
|
17 |
163,0 |
4,9 |
55,9 |
7,0 |
84,8
|
4,2
|
Для оценки физического развития используются различные
другие и дополнительные критерии. В литературе приводится, например, следующие (С.Есаков,
2003):.
Масса тела: Новорожденный: М = от 2800 до 4000 г.
До 6 месяцев: М = m + 800 *
n или
M = 8000 - 800 * (6 -
n), где n
- возраст ребенка в месяцах, m
- масса тела при рождении. От 6 до 12 месяцев: M
= m + 800 * 6 + 400 * (n
- 6) или M = 8000 + 400 * (n
- 6). С 2 до 10 лет: M = 10,5 +
2n, где
n - где возраст ребенка в годах.
Старше10 лет: M = 30 + 4 * (n
- 10).
Рост(Р)
Новорожденный: Р = 46 - 56 см. До 1 года: прибавляется ежемесячно в 1-ый
квартал по 3 см, во 2-ой - 2,5 см, в 3-ий - 1,5 - 2 см, в 4-ый - 1 см. В 1 год:
Р = 75 см. До 4 лет: Р = 100 - 8 * (4 - n).
В 4 года: Р = 100 см. После 4 лет: Р = 100 + 6 * (n
- 4); В 8 лет: Р = 130 см. После 8 лет: P
= 130 + 5 * (n - 8), где
n - возраст ребенка в годах.
Окружность груди (ОГр):
Новорожденный: ОГр = 32 - 34 см. До 6 месяцев: ОГр = 45 - 2 *(6 -
n). В 6 меcяцев:
ОГр = 45 см. От 6 месяцев до 1 года: ОГр = 45 + 0,5 * (n
-6), где n - возраст ребенка в
годах; С 2 до 10 лет: ОГр = 63 - 1,5 *(10 - n).
В 10 лет: ОГр = 63 см. С 10 до 15 лет: ОГр = 63 + 3 *(n
- 10), где n - возраст ребенка
в годах. Индекс Тура (после года): ОГр - ОГ = от n
до 2n, где
n - число лет.
Окружность головы:
Новорожденный: ОГ = 34 - 36 см. До 6 месяцев: ОГ = 43 - 1,5 *(6 -
n). В 4 месяца: ОГ = ОГр. В 6 месяцев:
ОГ = 43 см. После 6 месяцев: ОГ = 43 + 0,5 * (n
- 6), где n - возраст ребенка в
месяцах. С 2 до 5 лет: ОГ = 50 - 1 *(5 - n).
В 5 лет ОГ = 50 см. С 5 до 15 лет: ОГ = 50 + 0,6 *(n
- 5), где n - возраст ребенка в
годах.
Индексы пропорциональности:
Индекс Ф.Ф.Эрисмана (индекс крепости): ОГр - 1/2
роста (до 1 г = 10 см, 2 - 3 года = 6 - 9 см, 8 - 15 лет = 1 - 3 см).
Индексы Чулицкой: а) индекс упитанности: (3 окр.
плеча + окр. бедра + окр. голени) - рост (до 1 года = 25 - 30 см, 2 - 3 г = 15 -
20 см); б) индекс пропорциональности: 3 окр. плеча = ОГр = окр. бедра + окр.
голени.
Оценка физического развития (ФР):
ФР среднее, если отклонения от величин, полученных по
формулам массы, роста и окружности грудной клетки составляют + 10%, т.е. эти
параметры соответствуют возрасту. ФР ниже среднего, если эти показатели снижены
по сравнению с нормой более чем на 10%. ФР выше среднего - показатели увеличены
более чем на 10%.
Гармоничным развитием считается такое, при котором три
параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрастной
норме, либо отклоняются от нее, не более чем на +/-10%.
К завершению подросткового возраста формируются типы
психологического восприятия и поведения. К ним относятся: уравновешенный,
быстрый (реакции адекватные силе раздражителей, кора большого мозга находится в
состоянии оптимальной трудоспособности, стойкие условные рефлексы формируются
легко и быстро, дети общительные, инициативные, дисциплинированные)
уравновешенный, вялый (медленный: условные рефлексы образуются медленно , но
стойко, дети обладают достаточным языковым запасом, спокойны, настойчивы,
дисциплинированные). Сильный, повышенно-возбудимый, неуравновешенный (снижена
регулирующая функция коры большого мозга, процессы возбуждения существенно
преобладают над процессами торможения, реакции довольно часто неадекватны,
наблюдается повышенная эмоциональность, иногда даже агрессивность, Слабый,
пониженно-возбудимый (условные рефлексы формируются медленно, процессы
внутреннего торможения ослаблены, сильные раздражители вызывают быструю
утомляемость, имеет место склонность к нервным расстройствам). Следует
учитывать, что с возрастом тип высшей нервной деятельности может меняться, как
естественным путем, так и вследствие соответствующей воспитательной и учебной
работы, способа индивидуальной жизни, соблюдение правил личной гигиены и т.п.
По состоянию здоровья детей и подростков выделяют 5 их
групп Первая. Практически здоровые дети с нормальным развитием и
функционированием всех систем и органов. Вторая. Практически здоровые
дети, но с наличием некоторых морфологических или функциональных отклонений, а
также пониженной сопротивляемостью острым и хроническим заболеванием. Третья.
Дети с хроническими заболеваниями в состоянии стойкой компенсации с
сохранением функциональных возможностей организма. Четвертая. Дети с
хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными
функциональными возможностями организма. Пятая. Дети с хроническими
заболеваниями в состоянии устойчивой декомпенсации с существенным снижением
функциональных возможностей организма, в основном те, что нуждаются постоянной
посторонней помощи и уходе.
Наблюдаются возрастные закономерности структуры
заболеваемости детского населения. В период новорожденности ведущее место
занимают заболевания и состояния, связанные преимущественно с воздействием
факторов в период внутриутробного развития. В переддошкольный возраст доминируют
болезни органов дыхания и инфекционные заболевания. Определенное значение в этом
возрасте имеют также заболевания органов слуха, расстройства нервной системы,
болезни органов пищеварения, аллергические проявления и т.д. В возрасте до 7 лет
на первом месте стоят болезни органов дыхания, далее у детей младшего школьного
возраста (7-10 лет) преобладают инфекционные заболевания, болезни органов
пищеварения, травмы, у детей среднего школьного возраста (11-14 лет) - травмы,
инфекционные заболевания, болезни кожи и органов пищеварения у детей старшего
школьного возраста (15-17 лет) - травмы, болезни органов пищеварения, кожи и
инфекционные заболевания. Кроме того, для детей школьного возраста большое
значение имеют расстройства сердечно-сосудистой системы, зрения (снижение его
остроты), слуха, нервной системы, опорно-двигательного аппарата (деформации
скелета), а также степень гармоничности физического развития. Исходя из
возможностей привлечения детей дошкольного возраста к выполнению физических
упражнений, принято подразделять их на 3 вспомогательные группы. К первой
относятся дети, которые по состоянию здоровья относятся к первой и второй групп
здоровья, то есть те, здоровье которых не препятствует привлечению к всех видов
физического воспитания в соответствии с их возрастным возможностям и
особенностям функционального развития. Ко второй дети с различными заболеваниями
в стадии компенсации и задержкой физического развития, а также те, которые часто
и длительно болеющих. К детям этой группы необходим осторожный подход по
выполнению физических упражнений, связанных с мышечными усилиями, щадящий режим
закаливания и т.д. К третьей группе относятся дети с врожденными пороками
развития, хроническими заболеваниями, сопровождающимися длительным (устойчивой)
суб - и декомпенсацией и острыми воспалительными заболеваниями любой локализации
и т.д. В зависимости от состояния здоровья и функциональных возможностей дети
этой группы могут полностью освобождаться от занятий по физическому воспитанию,
им нужен индивидуальный режим лечебной физкультуры. Установлены ориентировочные
сроки начала занятий по физкультуре и допуска к соревнованиям после перенесенных
заболеваний. Минимально рекомендуемые сроки допуска к занятиям по физкультуре и
спортивным соревнованиям (в скобках) для некоторых заболеваний после
клинического выздоровления таковы (дни): острые воспалительные заболевания
верхних дыхательных путей, бронхит, грипп – 6-18 (12-24), пневмония и сухой
плеврит – 30 (45), острые инфекционные заболевания – 30-45 (45-60), ревмокардит
– 180 (240-300), после операции острого аппендицита – 30 (40-45), острый нефрит
– 60 (90), сотрясение головного мозга – 60 (90). Однако в каждом случае и при
других заболеваниях этот вопрос решается индивидуально, после проведения
углубленного медицинского обследования.
Таблица 6. Ориентировочные нормативы
питания детей и подростков
Возраст |
Белки |
Жиры |
Углеводы |
До 2-3 месяцев |
8-10 |
25-30 |
50-55 |
До 5-6 месяцев |
12-15 |
35-40 |
60-75 |
1-1,5 года |
35-45 |
40-50 |
90-120 |
3-4 года |
50-60 |
60-70 |
150-200 |
5-7 лет |
65-70 |
75-80 |
250-300 |
8-11 лет |
75-95 |
80-95 |
350-400 |
12-14 лет |
90-110 |
90-110 |
400-500 |
15-16 лет |
100-120 |
90-110 |
450-500 |
В системе охраны здоровья детей и подростков
существенное место принадлежит врачу (медицинской сестре, фельдшеру) детского
дошкольного учреждения и школы или прикрепленным к ним медицинским работникам
территориальной поликлиники, их обязанностями является участие в проведении
медицинских осмотров, медицинский контроль за режимом учебных занятий и
организацией воспитания, проведения профилактических мероприятий, направленных
на предотвращение инфекционных заболеваний, оказания неотложной медицинской
помощи, контроль за соблюдением санитарно - гигиенического режима помещений,
питанием детей в школе, качеством и хранением продуктов в школьной столовой.
Рациональное питание детей и подростков должно основываться на принципах, более
подробно изложенных в части 9 этой книги. Ориентировочные нормативы содержания
белков, жиров и углеводов в этом питании приведены в таблице. Медицинские
работники ежегодно проводят медицинский осмотр детей и на каждого из них ведут
индивидуальный учетную медицинский документ. На основании данных о состоянии
здоровья ребенка решаются вопросы о его освобождении от занятий физической
культурой, экзаменов, взятие на диспансерный учет и т.д.
[ Оглавление книги | Главная страница раздела ] |
|
Поиск по медицинской библиотеке |
|
|
|
| |
|
|