|
| |
Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" |
|
|
|
5.3. Оборудование учебных комнат |
|
Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Очерки профилактической медицины / 5.3. Оборудование учебных комнат Cлов в этом тексте - 3133; прочтений - 949 Размер шрифта:
12px |
16px |
20px
5.3. Оборудование учебных комнат
Возрастные анатомо-физиологические особенности
детского организма, а также потребность в проведении эффективного учебного
процесса, отдыха и воспитательной работы с детьми
Таблица 8. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ПАРТ
Группа парт
|
Длина тела (см)
крышки над
полом (см) |
Высота заднего края
над полом (см)
|
Высота сиденья
|
Цвет маркировки
|
А
|
До 130
|
54 |
32 |
Желтый |
Б
|
130 – 145
|
60 |
36 |
Красный |
В
|
145 – 160
|
66 |
40 |
Голубой |
Г
|
160 – 175
|
72 |
44 |
Зеленый |
Д
|
Более 175
|
78 |
48 |
Белый |
предопределяют необходимость использования в
дошкольных и школьных заведениях соответствующего оборудования. Гигиенические
требования к нему учитывают, прежде всего, особенности процессов формирования
зрительного анализатора и опорно-двигательного аппарата, поддержание рабочей
позы и т.д. Правильной считается поза, при которой обеспечиваются устойчивое
равновесие тела, нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и
пищеварительной систем, зрительного и слухового анализаторов. Основным элементом
школьной мебели является рабочий стол для учащихся. В странах бывшего СССР
используются школьные парты. Однако, помимо парт все чаще используют и различной
конструкции столы. Такие столы обычно оснащены столешницами с регулируемым
наклоном. Работа за наклонной поверхностью обеспечивает эргономическое положение
для разгрузки позвоночника и шейного отдела, а так же раскрепощает мускулатуру
спины. Наклонное положение столешницы позволяет читать и писать, держа прямо
голову и туловище. Благодаря ступенчатой регулировке можно установить угол
наклона столешницы, оптимальный для зрения, и работы в правильной позе.
Существуют и конструкции, снабженные механизмом, позволяющим автоматически
переводить высоту стола в положение, при котором учащийся в течение некоторого
времени продолжает работу стоя.
Таблица 9. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
УЧЕНИЧЕСКИХ СТОЛОВ И СИДЕНИЙ
Размер
|
Размеры столов и стульев (мм) по группам парт |
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ширина крышки |
400-500 |
450-500 |
450-500 |
500 |
500 |
Длина крышки
двухместного стола
|
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
Высота стола
|
540 |
600 |
660 |
720 |
780 |
Расстояние от заднего
края стола над коленями |
450
|
510
|
570
|
630
|
690
|
Минимальный отступ от
края стола до выступающих
конструкций перед коленями |
300
|
300
|
300
|
340
|
340
|
Высота переднего края
|
320 |
360 |
400 |
440 |
480 |
Ширина сиденья
|
270 |
310 |
340 |
360 |
380 |
Глубина сиденья
|
260 |
290 |
320 |
350 |
380 |
К числу весьма важных конструктивных размеров парт и
столов относятся: Дистанция спинки – расстояние от заднего края стола до
спинки сиденья в горизонтальной площади. Оно должно быть на 3-6 см больше
передне-заднего размера грудной клетки. Диференция – расстояние от
заднего края стола к сиденью в вертикальной площади. Она должна быть на 5-6 см
больше расстояния от площади сиденья до локтя опущенной руки сидящего.
Дистанция сиденья - расстояние от заднего края стола до проекции его к
переднему краю сиденья, должна иметь отрицательное цифровое значение, при
котором край сиденья заходит за край стола. Для парт группы А 3-4 см, группы Б и
В 5-6 см, группы Г и Д – на 7-8 см.
Столы оснащены столешницами с регулируемым наклоном.
Работа за наклонной поверхностью обеспечивает эргономическое положение для
разгрузки позвоночника и шейного отдела, а так же раскрепощает мускулатуру
спины. Наклонное положение столешницы позволяет читать и писать, держа прямо
голову и туловище. Благодаря ступенчатой регулировке можно установить угол
наклона столешницы, оптимальный для зрения, и работы в правильной позе. Размеры
стола: размер столешницы — 75 см x
55 см высота подъема стола — 53 см — 81,5 см угол наклона — от 0° до 26° Размеры
задней приставки: ширина задней полки — 75 см глубина задней полки — 25 см
Размеры боковой приставки: ширина боковой полки — 25 см глубина боковой полки —
75 см. Приведенные размеры могут быть использованы и для гигиенической оценки
других видов учебных столов, в т.ч. в домашней обстановке. Парты должны иметь
хорошо видимую (сбоку от прохода между рядами парт) цветную маркировку,
соответствующую определенной группе парт. Маркировки делают в форме круга
диаметром 25 мм или горизонтальной полоски шириной 20 мм. На партах (на нижней
поверхности крышки и стулья - сидении) делают отметку в виде дроби, в числителе
которого пишут букву, что определяет группу мебели, а в знаменателе - диапазон
длины тела детей, для которых предназначены мебель. Требования к отдельным
параметров размещение мебели в классе такие: расстояние от первого ряда парт до
доски в зависимости от возраста учащихся должна составлять 2,0 -2,5 м, разрыв
между рядами парт - 0,6-0,8 м, между первым рядом парт и внешней стеной - 0,6 -
0,7 м, между третьим рядом и внутренней стеной - 0,5-0,6 м, между задней стеной
и последним рядом парт - 0,4-0,5 м. Нижний край классной доски должно быть на
расстоянии 75-80 см от пола для учащихся младших классов и 80-90 см - для
учащихся средних и старших классов. Определенным гигиеническим требованиям
должны отвечать школьные учебники и детские игрушки. По учебникам эти
требования относятся к размерам и форме шрифта, качеству бумаги, иллюстраций,
формата и массы книг, их обложек. Для детей дошкольного возраста и
первоклассников, которые учатся читать, высота букв в учебниках должна
составлять 6-8 мм. Высота шрифта для учеников 2-4 классов от 2 до 2,5 мм,
начиная с 5-го класса - 1,75 мм, минимальная толщина основных штрихов - 0,25-0,3
мм, а расстояние между ними в букве не менее чем 0,5-0,6 мм. В обычных учебниках
не рекомендуется набирать текст на странице в две колонки, потому что это
существенно затрудняет работу зрительного анализатора (увеличивается количество
движений глаз, затрудняется отыскивание начале строк). В учебниках для 1 - 2-х
классов расстояние между строками должен быть не менее 2,8 мм (между словами -
не менее 4 мм), для 3-4-х классов - не менее 3 мм, начиная с 5-го класса - не
менее 2 мм. Бумага, используемая для печатания учебников, должна быть белого или
светло-желтоватого цвета с коэффициентом отражения 0,7-0,8, который обеспечивает
хороший контраст между фоном и печатным материалом (буквами, рисунками).
Оптимальным расстоянием головы от текста во время его чтения, считают 25 см для
детей 8-9 лет и ЗО-35 см - для школьников начиная с 11-12 лет. Оптимальный угол
наклона книги к поверхности стола должен составлять 40-45 градусов. На основании
исследований функционального состояния опорно-двигательного аппарата, прежде
всего показателей, определяющих устойчивость вертикальной позы, установлены
следующие допустимые массы ежедневного учебного комплекта (то есть массы
учебников, письменных принадлежностей и ранца или портфеля) школьников: для
учащихся 1-2-хклассов - 1,2 кг; для учащихся 3-4-х классов - 2,2 кг, для
учащихся средних классов - 2,2-3,2 кг, для учеников старших классов - 3,2-3,7
кг. Вместе с тем, следует отметить, что масса каждого учебника для школьников
начальных классов не должна превышать 300 г.
[ Оглавление книги | Главная страница раздела ] |
|
Поиск по медицинской библиотеке |
|
|
|
| |
|
|