|
| |
Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" |
|
|
|
5.4. Профессиональная ориентация и трудоустройство подростков |
|
Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Очерки профилактической медицины / 5.4. Профессиональная ориентация и трудоустройство подростков Cлов в этом тексте - 3319; прочтений - 1068 Размер шрифта:
12px |
16px |
20px
5.4. Профессиональная ориентация и трудоустройство
подростков
Полноценная жизнь современного молодого человека
немыслима без его стремлений к реализации себя в активной и успешной трудовой
деятельности. Уже в дошкольном возрасте у ребенка возникают мысли и
сопоставления относительно различных профессий, появляются первые планы её
выбора в будущем «взрослом статусе». В процессе взросления и накопления
житейских впечатлений эти планы зачастую нередко кардинально меняются. Но к
моменту окончания школы большинство подростков уже располагают более или менее
четкими желаниями «кем быть» и, соответственно, стремлениями к получению высшего
или среднего специального образования по выбранной профессии. В своих суждениях
и решениях относительно выбора будущей профессии подростки обычно
руководствуются двумя исходными базовыми мотивами:
1. Личным желанием (интерес, мануально-психологическая
склонность и способность к данному виду трудовой деятельности).
2. Престижностью профессии, доступностью поступления
на учебу по специальности и последующего профессионального трудоустройства.
Однако, хорошо известно, что только личные способности и склонности подростка
далеко не всегда оказываются решающими в реализации его устремлений.
И при всей значимости других личностных,
социально-бытовых и ситуационных факторов и обстоятельств, в любом случае, одним
из главных (а иногда и основным) является состояние здоровья абитуриента
человека. К сожалению, нередко и сами подростки (более 80%), их родители и вовсе
забывают об этом важнейшем факторе их будущей трудовой жизни. При этом
вследствие малой осведомленности, подростки нередко склонны к переоценке
состояния их здоровья и в ряде случаев считают, что оно не помешает им ни в
учебе, ни в работе. Поэтому, объективная и достаточно полная медицинская и иная
информация о противопоказаниях к работе по намеченной подростком специальности
должна рассматриваться как обязательный элемент их профориентации и
трудоустройства. Не следует, однако, забывать и о том, что правильно подобранная
и соответственно организованная профессиональная работа, для значительного числа
молодых людей создает исключительно важные условия и в плане укрепления их
здоровья, и плане их личной социально - психологической адаптации. Оценивая
совместимость состояния здоровья подростка с планами его профессиональной
ориентации необходимо учитывать наличие, отсутствие и характер имеющихся у него
хронических заболеваний, особенности психики, склонность к тому или иному виду
деятельности и мотивацию к своей реализации в ней и др. Существует немало тестов
и показателей, позволяющих дать объективную оценку и прогнозировать такую
совместимость.
В их числе векторный анализ, балльная оценка уровня
развития ключевых функций при различных видах работы, выделение границ
физиологических колебаний и определение типа рефлекторных реакций организма при
них и др. Балльные показатели результатов таких исследований позволяют дать
прогноз успешности профессионального обучения. Для этого можно, например,
воспользоваться следующей формулой ПП = (СБ ф : СБт) х 100, в которой: ПП -
прогноз успешности профессиональной ориентации, СБф – фактическая сумма баллов,
СБт- теоретически возможная сумма баллов. Критерии оценки: более 60% -
предполагаемая высокая успешность профессионального обучения, 40-60% - средняя
успешность, менее 40% - низкая успешность. Ранний профессиональный и творческий
отбор облегчают объективные характеристики работы мозга. Высокая частота
альфа-ритма, например, свидетельствует о большем объеме памяти, усидчивости,
умении концентрировать внимание. Таким подросткам можно рекомендовать профессии,
связанные с информацией, техникой. Необходимость ознакомления учащихся и их
родителей с медицинскими аспектами вопросами профессиональной ориентации
подтверждается данными неудовлетворительной их осведомленности о требованиях к
состоянию здоровья при выборе вида будущей профессиональной деятельности.
Как показывают социологические исследования, 20-25%
опрошенных старшеклассников намеревались выбрать профессию, которая была им
противопоказана по состоянию здоровья. (более подробно о медицинских
противопоказаниях к тому или иному виду профессиональной деятельности см. в
части 4 этой книги) Помимо прочего, значение такой осведомленности родителей
необходимо для своевременной психологической подготовки своих детей к выбору
профессии, сочетающейся с состоянием их здоровья. В качестве примера подобной
разъяснительной работы профориентационной работы при наличии хронического
заболевания, иного стойкого, даже слабовыраженного, нарушения отдельных
физиологически функций, опасности усугубления их течения, приведем материал,
используемый нами в соответствующей разьяснительной работе при заболевании
сахарным диабетом. Для больного сахарным диабетом, в реализации личных трудовых
планов есть свои особенности и ограничения. Кем и как он может работать? Такой
вопрос возникает и у самих больных, их родителей, окружающих. Заболевшие
диабетом дети младшего возраста воспринимают свое заболевание с психологических
и познавательных позиций, присущих этому возрасту. Для них само заболевание и
даже необходимость соблюдения диеты, инъекций инсулина, конечно усложняют
повседневную жизнь, однако не ощущаются как трагедия, ломающая их будущее и
мешающая радоваться другим позитивным событиям и явлениям повседневной жизни.
Иная ситуация складывается, когда дети вступают в
более зрелый возраст, в пору раздумий о своей будущей профессии, планах
последующей жизни и своем месте в ней. Осознание того, что их неизлечимая
болезнь создает серьезные ограничения, подчас вовсе исключает возможность
реализации задуманных личных планов, является мощным психологическим стрессом,
нередко причиной тяжелых депрессивных состояний. В подобных ситуациях весьма
важна своевременная целенаправленная психологическая поддержка, способствующая
формированию более спокойного отношения к реалиям будущей жизни, связанным с
заболеванием диабетом. Существенным элементом такой поддержки является
информация об известных личностях, страдавших диабетом, и невзирая на него,
добивавшихся выдающихся успехов в различных сферах жизни. Таких личностей –
сотни и тысячи. Для использования в психотерапевтической работе с больными
диабетом и их родителями приведем лишь небольшую выборку из обширного перечня
знаменитых диабетиков.
В их числе: изобретатель Томас Эдисон, писатели Эрнст
Хемингуэй, Герберт Уэллс, Марио Пьюзо (автор книги «Крестный отец), Джордж Минот
(первый ученый-больной диабетом номинированный на получение Нобелевской премии),
Николь Джонсон («Мисс Америка-1998), политические лидеры Иосиф Броз Тито,
Нородом Сианук, Юрий Андропов, Менахем Бегин, Анвар Садат, федеральный судья США
Соня Сотомайер, художники Поль Сезамм и Ван Гог, ивестный бизнесмен, основатель
сети ресторанов «Мак Дональдс» Рей Крокс, актеры и певцы – Федор Шаляпин, Элла
Фитцджеральд, Людмила Зыкина, Юрий Никулин, Элизабет Тейлор, Шерон Стоун, Михай
Волонтир, Марчелло Мастроянни, Мэри Мур, Элвис Пресли , Сильвестр Сталлоне ,
телеведущий Ларри Кинг, солистка балета Зипора Катц. Особо следует упоминать,
что немало диабетиков было и среди выдающихся спортсменов. К ним относятся
звезда Национальной хоккейной лиги канадский спортсмен Бобби Кларк, признанный
самым выдающимся бейсболистом 1987 года Джим Бартер, олимпийский чемпион 1996 г.
в парной гребле Стив Редгрейд, диабетик на инсулине «марафонец» Эйден Бейл,
преодолел 6500 км и пересек Североамериканский континент, обладатель 5
олимпийских медалей швед Понтус Юханссон, выдающийся теннисист (страдал диабетом
с 10 лет, прожил с ним 70 лет)обладатель многих спортивных титулов и званий Билл
Тальберг, пловец Гарри Холл, обладатель 8 олимпийских медалей, в т. ч. двух,
завоеванных в играх 2000 года в Сиднее, уже после заболевания диабетом 1 типа. А
всего, в списке известных американских спортсменов – больных диабетом числится
около 40 человек, еще более внушителен список американских артистов и певцов –
диабетиков. Их пример – наглядное свидетельство того, что заболевание диабетом
не рок, не крах всех надежд, способностей и возможности реализации жизненных и
творческих планов, занятий любимым дело (в подобном ракурсе следует упоминать и
об известных личностях, страдавших другими недугами или физическими изъянами).
Оптимально, если в процесс воспитания заболевшего
диабетом ребенка, ему ненавязчиво, без лишних напоминаний о диабете, будут
прививаться интерес и увлечение к таким занятиям, которые затем он сам, по
собственным устремлениями, а не вынужденно, будет рассматривать как
приоритетные, наиболее лично для него желательные для профессиональной
деятельности. Тактично, компетентно с раннего детства ребенка надо приучать и
«влюблять» в такие виды профессий, как музыкальное искусство,
инженерно-конструкторское дело (диапазон возможностей тут огромен),
профессиональная работа с компьютером, изучение иностранных языков
(переводческое дело), теоретическая физика, математика педагогика,
финансово-экономический менеджмент и т.п. По мере взросления ребенка, при его
профессиональной ориентации, родители и преподаватели должны тактично,
постепенно, с наименьшим ущербом для психики ребенка, не способствуя
формированию комплекса неполноценности, разъяснить ему личную и общественную
целесообразность предпочтительного выбора той или иной «подходящей» профессии,
приводить аргументы её привлекательности и перспективности и т.п. Подобные
аргументы должны быть использованы и в общении с молодыми людьми, заболевшими
диабетом в период учебы в институте, или имеющими пока небольшой стаж работы по
специальности, таких, у которых впереди еще много лет работы и полноценной
«жизни с диабетом», и во имя такой жизни они осознанно должны изменит в нужном
ракурсе свою будущую профессию. Необходимо пояснить больному ребенку общие
рекомендации, на которые следует ориентироваться в профессиональной ориентации
при заболевании диабетом:
Исключение работ со сменным графиком, в вечернее и
ночное время.
Отказ или ограничение работ, связанных с повышенной
физической нагрузкой и вредными условиями труда (неблагоприятным микроклиматом
рабочих помещений, опасными физическими, химическими и биологическими
воздействиями, сильным психо-эмоциальным напряжением)
Исключение работ в экстремальных условиях (подводных,
подземных, в чрезвычайных обстоятельствах, в изолированных помещениях и т.п.).
Исключение (ограничение) работ по управлению наземным,
воздушным, подземным и другим общественным транспортом и строительными
механизмами.
Ограничение времени работы, требующей длительного
зрительного напряжения. С точки зрения приемлемости для больного диабетом, все
виды профессий можно разделить на три основные группы. Противопоказанные.
Водители общественного транспорта (автобусов, трамваев, троллейбусов, такси и
др.), летчики, космонавты, подводники, водолазы, шахтеры, работающие в кессонах,
строители и монтажники -высотники, водители и операторы передвигающихся
строительных и других механизмов, ремонтники наружных электросетей,
горноспасатели, работа на предприятиях с высоким уровнем физических, химических
или биологических вредностей, работа в местах, отдаленных от возможности
оказания неотложной медицинской помощи и другие профессии высокого риска
возникновения экстремальных ситуаций, в ночное время, требующие особого внимания
и ответственности, исключающие возможность соблюдения требуемого больному
лечебно-профилактического режим.
Относительно противопоказанные. Работы и
профессии, связанные с частыми командировками, работы сопряженные в воздействием
производственного загрязнения окружающей среды (физическим, химическим,
биологическим), длительное зрительное напряжение, актеры, повара,
гиды-экскурсоводы, кондитеры, профессиональный спорт, работы в изолированных
помещениях без напарников, с ненормированным рабочим днем, высоким
психо-эмоциональным напряжением и подобные. Рекомендуемые. Преподаватели средней
и высшей школы, научные сотрудники и лаборанты (при исключении воздействия
вредных факторов окружающей среды и необходимости в частых командировках),
медики (кроме специальностей хирургического профиля, инфекционистов, скорой
выездной медицинской помощи), фармацевты, диетологи, кладовщики, финансовые
работники, экономисты, программисты, строители и ремонтники внутренних
помещений, библиотечные работники, различные виды административно-хозяйственной
и управленческой работы и ряд других профессий, не препятствующих соблюдению
требуемого для больного диабетом лечебно-профилактического режима.
Адаптируясь к особенностям состояния здоровья и
наличия того или иного заболевания ребенка, подобной схемы разъяснительной
профориентационной работы можно придерживаться и при других хронических
заболеваниях. При этом следует учитывать абсолютные медицинские
противопоказаниями к приему на работу подростков.
К ним относятся: - активный или затухающий туберкулез;
хронические неспецифические заболевания легких тяжелой формы течения или с
явлениями выраженной сердечно-легочной недостаточности (2 - 3 степени);
ревматизм в активной фазе; органические поражения клапанов и мышцы сердца
(врожденные и приобретенные), гипертоническая болезнь 3 стадии, язвенная болезнь
с частыми рецидивами тяжелой формы; хронические заболевания почек с явлениями
стойкой и выраженной почечной недостаточности; эндокринные заболевания в
выраженной форме; заболевания крови (острые лейкозы, хронические лейкозы и
анемии с прогрессирующим течением); хронические органические заболевания нервной
системы, а также тяжелые последствия перенесенных заболеваний (воспалительного
или травматического генеза) центральной нервной системы с глубокими и стойкими
нарушениями интеллекта, психотическим поведением или выраженной невротической
симптоматикой; эпилепсия с частыми судорожными, припадками, сумеречными и
другими психопатическими состояниями с выраженными изменениями личности и
снижением интеллекта; маниакально-депрессивный психоз и циклотимия с частыми
приступами шизофрения с непрерывно-прогредиентным,
приступообразно-прогредиентным, ремитирующим течением при частых или затяжных
приступах и коротких ремиссиях; олигофрения глубоких степеней, начиная с
выраженной дебильности и др. Подростки, страдающие вышеуказанными формами
патологии, подлежат освидетельствованию в специальных комиссиях и могут быть
трудоустроены по их рекомендациям на особых рабочих местах, создаваемых с учетом
дополнительных медико-гигиенических требований. Для труда подростков не отвечают
следующие виды работ (сокращенный список):
1. Горные работы, строительство метрополитенов,
тоннелей и подземных сооружений специального назначения. Подземные работы.
2. Металлургическое, коксовое, пекококсовое,
коксохимическое производства.
3.Химическое производство, включая предприятия
нефтехимических отраслей промышленности, а также производства химической
продукции и изделий из нее для отраслей легкой, текстильной, пищевой
промышленности и др.
4. Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля
и сланца.
5. Металлообработка. Литейное производство,
кузнечнопрессовые и термические работы, сварочные работы, металлопокрытия и
окраска, эмалирование, производство абразивов, котельные, холодноштамповочные,
волочильные и давильные работы, производство металлических электродов (другие
работы, связанные с обработкой горячего металла, травлением металла, работой со
свинцом и его сплавами, нитрокрасками, сухой шлифовкой и полированием).
6.Производство строительных материалов, в т.ч.
производство цемента, асбеста и изделий на его основе, железобетонных и бетонных
изделий. Производство изделий из пека, битума и смолы.
7.Стекольное и фарфорофаянсовое производства. 14.
Добыча торфа: работы по добыче, обезвоживание и брикетирование торфа.
8.Производство искусственного и синтетического
волокна.
9.Целлюлозно-бумажное производство. Варка, промывка и
отбелка целлюлозы.
10. Химико-фармацевтическое производство:
медикаментов, медицинских и биологических препаратов и материалов. Производство
ветеринарных, биологических, химико-фармацевтических препаратов и биологических
средств защиты растений.
11.Полиграфическое и кинокопировальное производства.
Производство полиграфических красок.
12.Транспорт. Железнодорожный транспорт.
Метрополитены. Городской транспорт. Морской и речной флот. Воздушный флот и
аэродромное хозяйство.
13. Агрохимическое обслуживание сельского хозяйства.
Сбор, переработка и утилизация трупов животных.
14. Работа в некоторых учреждениях здравоохранения и
социального обеспечения (обслуживание туберкулезных, инфекционных,
кожно-венерических и психических больных, хронических алкоголиков и наркоманов,
умственно отсталых детей и детей с физическими дефектами, работа в
патологоанатомических отделениях, прозекторских, моргах и вивариях.)
15.Работы с радиоактивными веществами, источниками
ионизирующих излучений и бериллием; с изготовлением, хранением,
транспортированием и применением взрывоопасных веществ, открытой ртути,
ядохимикатов и других токсических веществ.
Проводящие работу по профориентации подростков и сами
подростки должны знать, что существует ряд официальных нормативных документов,
регулирующих медицинские ограничения к приему абитуриентов в колледжи и высшие
учебные документы. Такими противопоказаниями является наличие у абитуриентов
следующих заболеваний: активный туберкулез различных органов и систем,
хроническая обструктивная легочная болезнь с явлениями легочно-сердечной
недостаточности III ст.,
врожденные и приобретенные пороки сердца с недостаточностью кровообращения
II–III
ст., артериальная гипертензия III
ст., дилатационная кардиомиопатия и другие поражения миокарда с недостаточностью
кровообращения IIб–IIIст.,
первичная легочная гипертензия с развитием легочно-сердечной недостаточности
III ст., хронические
заболевания почек с явлениями интермиттирующей и терминальной почечной
недостаточности, тяжелая форма цирроза печени, сахарный диабет
I типа, осложненный диабетической
нефропатией с явлениями интермиттирующей и терминальной почечной
недостаточности, острые лейкозы, хронические лейкозы, апластическая анемия,
органические поражения головного мозга с выраженными психотическими
расстройствами, глубокими стойкими нарушениями памяти, интеллекта и поведения,
шизофрения с непрерывным типом течения при наличии выраженных и стойких
изменений личности и поведения, хронические бредовые расстройства со снижением
трудоспособности, выраженные маниакальные или депрессивные состояния, умственная
отсталость, эпилепсия с частыми генерализованными (судорожными и бессудорожными)
и др. психотическими расстройствами с выраженными изменениями личности, тяжелые,
хронические, часто рецидивирующие и резистентные к лечению заболевания кожи,
поражение вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). При применении указанного
перечня (как и других документов, регламентирующих медицинские аспекты
профессиональной учебы и трудоустройства) следует учитывать их рекомендательный
характер, допускающий индивидуальные исключения и послабления. Вопрос о
возможности поступления абитуриента на дистанционную форму обучения решается
индивидуально.
При оформлении медицинского заключения
о годности к обучению по конкретной специальности врачи должны обеспечивать
строго индивидуальный подход к каждому из абитуриентов, учитывать профиль
учреждения образования, возможность поступающего полностью пройти весь учебный
процесс, в том числе и производственную практику, а также в дальнейшем работать
по данной специальности без вреда для своего здоровья. Возможность обучения
инвалидов (при отсутствии конечностей и протезировании) решается индивидуально в
зависимости от степени компенсации функции и возможности передвижения. Отдельные
правила имеются для нуждающихся в специальных условиях обучения (глухие, слепые,
слабовидящие).
Возраст и режим работы. Привлечение подростков к
трудовой деятельности на постоянной основе разрешается с 15 лет. Достигшие 14
лет, могут быть допущены к легким, не оказывающим вредного влияния на здоровье,
и не препятствующим обучению работам, только в свободное от учебы время. При
трудоустройстве в свободное от учебы время продолжительность работы должна
составлять не более 3 часов в день для лиц до 16 лет и 4 часов в возрасте от 16
до 18 лет со временем окончания не позднее 9 часов вечера. Продолжительность
времени отдыха включающего ночной сон, для подростков до 16 лет должна
составлять не менее 14 последовательных часов, в возрасте от 16 до 18 лет не
менее 12 непрерывных часов.
В случаях привлечения к работе подростков в возрасте
14-15 лет требуется согласие родителей или заменяющих их лиц. До 18, а в ряде
случаев до 21 года не допускается работа с вредными условиями труда, перечень
которых оговорен специальными ограничениями. Для применения труда подростков
противопоказаны (запрещены) виды работ, которым присущи следующие
производственные факторы химической, биологической и физической природы:
присутствие веществ, способных вызывать аллергические заболевания в
производственных условиях, а также обладающих канцерогенной, тератогенной и
высокой фиброгенной активностью, контакт с лекарственными средствами,
применяемыми в противоопухолевой терапии, гормональными средствами и
наркотическими анальгетиками, контакт с патогенными микроорганизмами, наличие
шума на рабочих местах, превышающего 70 дБА, наличие на рабочем месте общей и
локальной вибрации, превышающей допустимые уровни; все виды электромагнитных
излучений, превышающие допустимые по санитарным нормам, все виды работ с
радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений; работа при
повышенном атмосферном давлении (в кессонах, барокамерах, водолазные работы и
др.); работы в процессе выполнения которых существует необходимость восприятия и
переработки значительного количества световых, звуковых сигналов и сообщений
(частота свыше 176 сигналов в час); работы связанные с повышенными нагрузками на
зрительный анализатор, которые должны ограничиваться по времени, виды работ и
условия, которые характеризуются потенциальной опасностью травматизма из-за
возможных неадекватных действий подростка, обусловленных его психологическими
особенностями и отсутствием достаточного профессионального опыта, а также
работы, которые могут отрицательно влиять на моральное и психическое состояние
подростков. Особо строгими являются ограничения видов работ и профессий, на
которых запрещается использование труда подростков, не достигших 18-летнего
возраста.
К ним относятся, в частности, работы,
характеризующиеся значительными физическими нагрузками, при которых, как
правило, превышаются предельно допустимые для подростков величины показателей
тяжести трудового процесса (погрузочно-разгрузочные работы, земляные работы,
работы в карьерах, лесоразработки, лесосплав, монтажные работы в строительстве и
др.), интенсивные виды деятельности, не поддающиеся по своему характеру
регламентации: нельзя уменьшить вес поднимаемого и переносимого груза или
уменьшить работу по переносу тяжести до одной трети рабочего дня, высокий темп
конвейерных работ, аварийные условия, требующие максимальной концентрации сил и
психической нагрузки, работы с высокой степенью эмоционального напряжения и
ответственности (профессии операторского типа, требующие принятия срочных
решений в условиях дефицита времени или информации, а также ответственных
решений, связанных с безопасностью людей, ходом производственных процессов;
профессиональное управлением различными видами транспортных средств (автомобили,
транспорт городской, речной, морской, портовый, воздушный, железнодорожный,
дорожно-строительные и строительные машины, техника на карьерах по добыче
полезных ископаемых и строительных материалов, валке леса и др.); работы,
выполняемые в аварийных или экстремальных условиях; при ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера) работы по охране банковских
структур и других ведомств, инкассация и др. виды деятельности, где разрешено
ношение огнестрельного оружия, работы, выполняемые в одиночестве в вечернее
время, ранние утренние часы, связанные с риском нападения (работа вахтерами,
работа в торговых точках, предприятиях общественного питания); работы, связанные
с ответственностью за жизнь, здоровье и безопасность детей (обслуживающий
персонал домов ребенка, детских дошкольных учреждений, детских домов,
интернатов, обслуживание аттракционов); работы, выполняемые по организованному
набору в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, а также
пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах; работы, опасные по
травматизму: связанные с производством, применением, транспортировкой взрывчатых
и горючих материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах,
пиротехнические работы, охрана взрывных работ, работы в кессонах, барокамерах;
водолазные работы, верхолазные работы, подземные работы, с открытыми
циркулярными и цепными пилами, работы, связанные с опасностью заражения (с
инфицированным материалом и материалами, зараженными паразитами), с вторичным
сырьем, грязным бельем и спецодеждой в прачечных, в санпропускниках, по уборке
банных помещений, с биосредами (кровь, моча и др.), возбудителями инфекционных
заболеваний, включая работу в инфекционных больницах, лепрозориях, санаториях
для туберкулезных больных, с больными животными в сельском хозяйстве и др.);
работы, способные оказать отрицательное влияние на психическое и моральное
состояние: (с трупами, трупным материалом, по убою скота и птицы, отлову и
уничтожению животных), в психиатрических и психоневрологических больницах,
интернатах, диспансерах, включая отделения для лечения наркологических больных,
в аналогичных отделениях других лечебных учреждений, работа в учреждениях для
детей с дефектами в умственном развитии, работа в отделениях реанимации и
интенсивной терапии, в геронтологических, онкологических отделениях и клиниках,
в хосписах; в казино, ночных клубах, барах, магазинах по продаже предметов
интимного ассортимента, печатной, кино-, видео- и иной продукции эротического
содержания, включая участие в производстве такой продукции (съемки, печать и
др.); связанные с производством и применением психотропных и наркотических
препаратов; производство этилового спирта и алкогольной продукции, торговля этой
продукцией;
На некоторые из перечисленных видов работ имеются
ограничения до 20-21 летнего возраста (для инкассаторских работ и работ -
связанные с производством, применением, транспортировкой взрывчатых и горючих
материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах, пиротехнические
работы, охрана взрывных работ, например, до 21 года).
Приведенные перечни не является исчерпывающим, более
полный сведения содержатся в специальных нормативных документах, имеющихся в
распоряжении органов санитарно-эпидемиологического надзора и других организаций.
Комплексный медицинский осмотр включает осмотр врачами
следующих специальностей: терапевт, хирург, невропатолог, отоларинголог,
окулист, стоматолог, психиатр (психоневролог), гинеколог для девушек-подростков;
оценку физической работоспособности и функциональных возможностей организма,
лабораторно-диагностические исследования: общий анализ крови и мочи,
флюорография, туберкулиновые пробы. Для лиц, имеющих отклонения в состоянии
здоровья, обязателен осмотр врачом-специалистом по профилю патологии.
[ Оглавление книги | Главная страница раздела ] |
|
Поиск по медицинской библиотеке |
|
|
|
| |
|
|