5.5. Половое воспитание детей и подростков
Одна из важнейших предпосылок счастливого и брака и
семьи – психологическая и физическая готовность к ним молодых людей. В её
формировании исключительно велика роль полового воспитания детей и подростков.
Подчеркнем, что такое воспитание должно начинаться еще в раннем детском
возрасте. Интерес к различиям мальчиков и девочек, женщин и мужчин в этом
возрасте является нормальным проявлением присущего этому возрасту стремления к
познанию окружающего мира. Имеется в виду обучение и привитие соответствующих
навыков ухода и личной гигиены (в частности, органов и тела в анатомической
области промежности), как фактора предотвращения их заболеваний и тяги к вредным
привычкам. Распространенный в сравнительно недавнем прошлом нелепый и
недальновидный лозунг «В СССР секса нет», и отношение к нему как к чему то
полупостыдному и не подлежащему обсуждению и обучению зачастую приводило к
опасной сексуальной малограмотности подростков, стимулировало приобретение ими
знаний в этой сфере из случайных источников, порождало ряд опасных (в т.ч. и в
медицинском плане) последствий. Казалось бы, что наступившая в последние годы
вседоступность интернета и содержащейся в нем эротико-порнографической текстовой
и иллюстративной информации, ослабляет или даже полостью избавляет от
необходимости полового (сексуального) образования и воспитания подростков. Такое
представление глубоко ошибочно.
В связи с обилием упомянутой, преимущественно
однобоко-порнографической, интернет информацией, необходимость в хорошо
продуманном, тактичном и своевременном сексуальном воспитании подростков (как
мальчиков, так и девочек) не только не ослабла, но и серьезно возросла. Такое
воспитание должно не только ознакомить жаждущих к соответствующему познанию
подростков с анатомо-физиологическими особенностями мужского и женского
организм, сутью и определенным минимумом «технических» сведений о нем.
Исключительно важно информировать подростков об опасностях случайных половых
связей, венерических заболеваниях, угрозе и последствиях нежелательной ранней
беременности, мерах профилактики и т.п.
При этом следует учитывать, что большинство побуждений
к интимному общению и половым актов обусловлены не столько стремлением к
деторождению, а к получению сексуального удовольствия. Невозможно переоценить
исключительно важную роль уважительного и высоконравственного общения родителей,
как условия воспитания у детей отрицательного отношения к пошлости,
непристойному, развязному и циничному поведению и их атрибутам (сальным
анекдотам, неприличным высказываниям, характеристикам ми т.п.). И само поведение
девушки в среде окружающих лиц не должно давать повода для представления о её
легкой интимной доступности. Не следует забывать о том, что именно такое
представление зачастую приводит к насилиям, различным психическим и физическим
травмам. Сексопатологи и педагоги рассматривают половое воспитание как систему
медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на
формирование у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам
пола, половой морали и половой жизни. Исходя из этого, ею постулируются
следующие задачи полового воспитания:
* Привитие подросткам обоего пола основных
физиолого-психологических знаний и навыков общения и взаимопонимания мужчин и
женщин, способности принимать осознанные и ответственные решения в сфере этих
отношений.
*Формирование у подростков позитивного отношения к
здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;
*Защита (методами воспитания и просвещения)
физического и репродуктивного здоровья подростков;
*Обеспечение учащихся грамотной информацией, которая
даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет
адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с
наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.
В общей системе полового воспитания детей и подростков
следует уделить внимание и столь распространенному в подростковом (и даже более
раннем) возрасте пристрастию к занятиям онанизмом. Возникновению детского
онанизма способствуют и такие причины, как опрелости и зуд в области
промежности, локальные экссудативные диатезы, глистные инвазии, стягивающие
(тесные) трусы, малая физическая активность, запоры и др. В детском возрасте
онанизм нередко не обусловлен эротическими фантазиями, а скорее является
способом достижения приятного ощущения с ними не связанного. В процессе полового
воспитания подростков, профилактике этой вредной привычке как должны быть
противопоставлены здоровый образ жизни, физическая культура, спорт, разумные
хобби.
Если же склонность к онанизму всё же обнаружиться, не
следует чрезмерно устрашать подростка опасностями последующего полового бессилия
и других неблагоприятных физических и психологических его последствий. Надо по
возможности отвлечь от него подростка, разъяснив, что как правило, с возрастом и
нормальными сексуально-брачными отношениями, склонность к онанизму останется
просто одним из не очень приятных воспоминаний о прошлом. В половом воспитании
подростков уделяется недостаточное внимание такому физиологическому проявлению
сексуального созревания, как ночные поллюции. В отличие от девочек, хорошо
информированных о половой физиологичности менструаций и спокойно воспринимающих
их, мальчики - подростки воспринимают появление самопроизвольных семяизвержений
как нечто постыдное, опасное и не подлежащее обсуждению с родителями. Следует
разьяснить подросткам, что появляющиеся у них ночные поллюции являются
естественным физиологическим актом, присущим периоду половозрелости и требующим
лишь надлежащего гигиенического ухода за телом.
Правы авторы, обращающие внимание на то, что приучение
мальчиков и девочек к опрятности, подмыванию, утренней гимнастике, личной
гигиене, уходу за волосами и т. д. относится к половому воспитанию и может иметь
не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все
остальные моменты, непосредственно связанные с половой жизнью. Среди противников
полового просвещения подростков распространено мнение, что такое просвещение
стимулирует возрастание внимания и стремления к раннему началу половой жизни и
нежелательных её последствий (подростковой беременности, абортов, венерических
болезней и др.). Справедливо, однако, высказанное по этому поводу высказывание
известного сексопатолоа И.С.Кона - «реальный педагогический опыт рассеивает как
иррациональные такие страхи, так и завышенные ожидания".
Кто должен быть основным источником и инструментов
полового образования подростков? Единого взгляда на эту проблему нет. По мнению
упомянутого выше И.С.Кона, в подростковом возрасте приоритет в этом деле не
следует отдавать родителям, поскольку исходя от близкого человека, между ним и
ребенком возникает своеобразное "напряженное эмоциональное поле". Вероятно,
основным и наиболее действенным источником интересующей подростков информации о
сексе и интимным отношениям надлежит стать хорошо педагогически продуманное и
правильно организованное легальное сексуальное образование в школе. Разумеется,
успех такого образования возможен лишь при наличии хорошо подготовленных
преподавателей, надлежащих учебных программ, использования компетентно и
адекватно написанных учебников и учебных пособий (текстовых и изобразительных),
в.ч. заимствованных из интернета. Необходимо сочетание двух форм
соответствующего обучения – раздельного для мальчиков и девочек и совместного
для них. Однако, даже хорошо организованное сексуальное образование в школе
вовсе не исключает ненавязчивого, деликатного участия в нем родителей и
понимания того, что невозможно (подчас и не нужно) полное ограждение подростка
от получения интересующей его информации и от более осведомленных сверстников и
старшеклассников. Очень важно понимание того, что половое воспитание не должно
ограничиваться исключительно важной ролью в нем родителей подростков.
Представляется правильным, включение соответствующих
учебных программ и их деликатное проведение для старшеклассников в школах,
существование центров, онлайн и телефонных линий предоставляющих возможность
анонимного обращения и получения компетентных ответов на темы половых отношений
и секса. Известно, например, что в Швеции уже почти 60 лет функционирует
государственная программа полового просвещения в школе, элементы которого
последовательно реализуются соответственно возрастным группам учащихся (до 10
лет, 11-13, 14-16 лет). Как элемент общей культуры и познания, половое
воспитание – процесс длительный, многолетний, его следует начинать еще в раннем
детском возрасте с целенаправленного соблюдения правил личной гигиены и
пояснения анатомо-физиологических и психологический различий девочек и
мальчиков, взаимоуважительного отношения к ним.
Нельзя не согласиться с мнением крупных специалистов
по вопросам сексуального воспитания К.Дайона (США), Х.Райнпрехта (Германия) и
многих других, предостерегающих родителей в необоснованности мнения о том, что
«за полчаса разговора с ребенком можно разом решить все проблемы сексуального
просвещения». Они указывают, что такое просвещение - это постепенный процесс.
Сексуальное воспитание в семье невозможно без доверия между ребенком и
родителем. Если доверие утрачено, надо его вернуть, тогда ребенок пойдет с
вопросами к вам, а не на улицу. Разговаривая о сокровенном, старайтесь не
напускать тумана, но и не застревайте в деталях.
Одно из заблуждений: если мы посвятим ребенка во все
детали, он будет уверенным и свободным в сексуальной сфере. На самом деле очень
многие люди, получающие удовольствие и радость от секса, ничего не знают о
физиологической стороне этого процесса». Правомерно наблюдение психологов –
интерес и тяга к постижению собственного сексуального опыта не столь выражены,
если подростки располагают разумно поданной информацией о сексе, сексуальных
отношениях, браке и семье. Не следует препятствовать подросткам в изучении
специально для детей написанной и апробированной литературой по вопросам
сексуальной жизни. В какой то мере ослабляя тем самым такого рода однобокую, с
избытком порнографии, информацию в интернете, доступ к которой детей и
подростков в современных условиях практически предотвратить невозможно.