Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Предисловие
Раздел, посвящённый реакции организма на стресс, в Международной
классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ – 10) включён в рубрику
«Психические расстройства и расстройства поведения». Патологические процессы,
классифицированные в этой рубрике, рассматриваются как «извращенные
приспособительные реакции на тяжелый или продолжительный стресс», которые мешают
успешно справиться со стрессом и, следовательно, «ведут к проблемам социального
функционирования». Тем не менее, последствия тяжёлых стрессовых воздействий
включают не только психические расстройства; патологические изменения
затрагивают практически весь организм, в том числе центральную нервную систему (ЦНС),
нейроэндокринную, иммунную системы, специфические органы-мишени стресса.
В результате происходит формирование хронических болевых синдромов и синдрома
ускоренного старения организма. Таким образом, последствия стресса
представляются чрезвычайно многогранными. Но учебных пособий, посвященных
проблемам стресса, очень мало, и в них освещается, как правило, какая-либо одна
из составляющих целой проблемы: либо стрессовые факторы, приводящие к развитию
стресса, либо различного рода стрессовые реакции, возникающие в ответ на тот или
иной стрессор и т.д. При рассмотрении вопросов психологического стресса,
например, по отдельности рассматривают когнитивные, эмоциональные,
социально-психологические аспекты, влияющие на восприятие, возникновение и
протекание стрессовых реакций, личностные особенности субъекта, его
физиологические характеристики, так называемые «совладающие» стратегии.
В связи с этим очевидны диссоциации в наших представлениях о стрессе. С одной
стороны, в существующих учебниках хорошо описаны физиология стресса, его
нейрогуморальные, когнитивные, поведенческие механизмы регуляции, с другой,
вопросы последствий стрессового воздействия, особенно интенсивного и
продолжительного, на состояние психического и физического здоровья в различные
временные промежутки оставались до сего времени мало освещенными. Полученные
нами в последние годы результаты исследований позволили в определенной степени
восполнить указанный пробел, что способствовало написание представленного
учебного пособия, в котором последовательно излагаются вопросы, касающиеся
последствий стрессовых воздействий, клинически проявляющихся так называемой
стресс-индуцированной патологией.