Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В представленной вниманию читателя книге, как оказалось, больше вопросов, чем
ответов. Но в этом видятся определенные плюсы, т.к. сегодняшняя наука, несмотря
на очень значительные успехи, достигнутые в последние десятилетия, оказалась не
в состоянии поставить точки во многих отраслях знаний, в особенности таких,
какие касаются напрямую человеческого организма, человеческой психики и
психологии, понятий о здоровье и болезни. Поэтому оставшееся множество вопросов
призвано стимулировать специалистов к поиску новых ответов на них. Конечно, как
это принято сейчас в медицине, можно разработать на всякий конкретный случай
конкретного же заболевания некие стандарты диагностики, лечения, профилактики,
особо не задумываясь над тем, что каждая личность сугубо индивидуальна, как и
сугубо индивидуально то заболевание, которым эта личность вдруг начало страдать.
На практике использование такого рода стандартов представляется очень удобным.
Вопрос – удобным для кого? Для конкретного пациента, пожалуй, нет, т.к. в случае
использования строго регламентированных стандартов теряется одна из самых
древних основ оказания медицинской помощи – её строгая индивидуализация с учетом
особенностей как здоровья, так и болезни каждого отдельного человека. Именно
человека, а не пациента, т.к. пациентом человек становится только в случае его
заболевания; здоровый пациентом быть не может. Стандарты оказываются удобными,
наверное, для не самого квалифицированного и не увлеченного своей профессией
врача и, конечно же, для чиновника от здравоохранения, который по существу
врачом не является, и для юриста, призванного расследовать иногда случающиеся
врачебные ошибки. Причем для последнего несоблюдение любого, даже самого
незначительного пункта утвержденного высшими инстанциями стандарта – уже
преступление. Высококвалифицированный врач, увлеченный своей работой, врач –
исследователь всегда стремится сделать для пациента что-то такое, что нередко не
укладывается в рамки пресловутых стандартов. Отсюда – новые методики, способы
диагностики и лечения, отсюда – научные исследования, проводимые вне отрыва от
практической врачебной деятельности. Наконец, именно отсюда – достигнутые успехи
в диагностике и лечении многих болезней, ранее считавшихся полностью
неизлечимыми и фатальными. Вот и получается, что стандарты вне их постоянной
динамики, постоянного изменения – это инструмент для «серости». К большому
сожалению, именно «серость» преобладает сейчас в значительной части отраслей
российской экономики, и медицину это не обошло. Многолетний опыт
преподавательской работы на факультете повышения квалификации и профессиональной
переподготовки врачей убедил автора в этом. И никакие меры по ужесточению
требований к повышению квалификации не приведут к успеху, если у врача
отсутствует желание такого повышения квалификации при отсутствии же способностей
и талантов. И никакие повышения заработной платы также не приведут к улучшению
качества медицинской помощи, оказываемой «серыми» специалистами. Упущено главное
– отбор для обучения в медицинском ВУЗе не просто способных, а стремящихся
именно в медицину молодых людей, увлеченных идеей помощи страждущим. В погоне за
пресловутым количеством, «валом» забыто знаменитое выражение «Лучше меньше, да
лучше», а попросту забыто качество. В итоге мы имеем большинство специалистов,
действующих по схеме: симптом – синдром – диагноз – лечение. Это и есть
стандарт, к котором отсутствует одно из важных звеньев – причинность страдания.
Именно воздействуя на причину, можно избавить человека от самой болезни. Но
очень и очень часто причина той или иной болезни не бывает изолированной, их
много. Живейший пример – туберкулез. Ведущая причина этого тяжелого заболевания
– возбудитель, палочка Коха. Но для того, чтобы этот возбудитель вызвал само
заболевание необходимо еще множество причинных факторов, таких как ослабление
иммунитета, недостаток питания, стресс. Именно последний нередко является
определяющим в заболеваемости как туберкулезом, так и множеством других
болезней. А это уже не только медицинская, но социальная, психологическая
составляющая проблемы
Теперь о данной психологической составляющей, т.е. о стрессе и
стресс-факторах. Во-первых, как уже указывалось, стресс-фактор и стресс –
совершенно разные понятия. Стресс-фактор вызывает реакцию, служит пучковым
механизмом, своего рода «курком», триггером для стресса. А стресс – это сама
реакция со всеми присущими ей психологическими, физиологическими, биохимическими
и в целом медико-биологическими особенностями. К сожалению, эти два совершенно
разных по своему значению понятия часто путают, и в качестве стресса обозначают,
например, ссору с начальством, семейные неурядицы, финансовые проблемы и т.д.
Отсюда – непонимание или же недопонимание значения самого стресса в формировании
и развитии целого комплекса так называемых стресс-индуцированных расстройств,
заболеваний. Нередко в качестве первопричины часто встречающейся артериальной
гипертонии, например, называют какие-то социальные проблемы, и именно в связи с
последними эту гипертонию обозначают расхожим выражением «эпидемия века», не
указывая при этом какого – XX-го,
XXI-го или какого-то иного. На самом деле пусковым механизмом той же
артериальной гипертонии может служить стресс, запущенный, в свою очередь, теми
же социальными проблемами. Недопонимание означенных моментов привело к тому, что
медики вместо решения проблем профилактики и лечения стали пытаться решать
проблемы социума и учить человека, как ему жить дальше в этом социуме.
Попытайтесь поставить составляющие общей медико-социально-психологической
проблемы на свои места, отделить стресс-фактор от самого стресса – и врачи будут
заниматься своей работой, а политики, социологи и психологи – своей.
Профессионализм всегда лучше самодеятельности и дает лучшие результаты.
В книге уже было сказано о пресловутых «моделях» стресса. Но создать модель
стресса у животного попросту невозможно хотя бы в силу того, что даже для
каждого отдельного человека стресс сугубо индивидуален. И когда экспериментатор
начинает топить несчастное лабораторное животное в воде или на глазах одного
самца обезьяны подсаживать в клетку его самки другого самца, то моделируется не
стресс, а всего лишь стресс-фактор. И даже такого рода стресс-факторы,
моделируемые в лабораторных условиях, совершенно редки и даже нетипичны для
человеческого общества, а поэтому вызываемый ими стресс не может расцениваться в
качестве некоей закономерности, легко переносимой на человеческий индивидуум.
Другое дело боевой стресс. Вся история человечество – это непрерывные войны,
боевые действия, и именно боевые стресс-факторы являются наиболее характерным
триггерным механизмом тяжелого стресса у человека, в том числе, хронического. И
именно для человека оказалось характерным не так давно описанное ПТСР со всеми
его синдромами, симптомами, закономерностями и индивидуальными особенностями. И
вот тут видится полная нестыковка клиницистов и теоретиков от медицины: стресс
возможно смоделировать у лабораторного животного, у мыши, например, а ПТСР –
нет. Отсюда еще одно подтверждение предыдущей мысли – у животного моделируется
не стресс, а стресс-фактор, а истинное изучение стресса и его последствий
возможно только у человека.
Нами были показаны половые и возрастные различия в некоторых биохимических
показателях, связанных с развитием стресса. Исследования проводились на
человеке. Возможно ли подтверждение или опровержение полученных результатов в
эксперименте на лабораторных животных? Какие-то результаты, конечно же, будут
получены, но вот сопоставить их с человеческими – проблема. Скорее всего, в
эксперименте речь пойдет об экспериментальных данных, а в клинике – о
клинических. Право на существование имеют и те, и другие, но вот на механический
перенос одних результатов, а именно экспериментальных, на человеческую популяцию
– вряд ли. Это в определенной степени напоминает автору написанных строк
несколько перефразированное выражение знаменитого Киплинга: «Есть Запад, и есть
Восток, но они никогда не встретятся». С другой стороны, наука идет вперед, как
и общественные отношения, поэтому будем ждать и надеяться.
Наконец, о проблеме старения, а точнее – о проблеме возраста как такового.
Здесь сказано очень много, но автору этой книги вспоминаются слова известнейшего
российского ученого – геронтолога В.Н. Анисимова, сказанные в приватной беседе:
«Я Вас приветствую как соратника в безуспешной борьбе со старением!»
Произнесенная фраза свидетельствует о многом. В пока безуспешной или же
малоуспешной борьбе со старением мы, занимающиеся этой борьбой, пока нередко
выдаем желаемое за действительное. Да, человеческая жизнь, по сравнению с
показателями прошлых веков, стала в среднем значительно продолжительней. Но это,
скорее всего, не заслуга геронтологии и гериатрии, а результат успехов медицины,
политики, социологии, экономики. Целый ряд заболеваний, когда-то считавшихся
фатальными, научились лечить; жизнь в целом становится справедливей, чем,
например, во времена рабовладельческого или феодального строя, в позитивную
сторону меняется качество этой жизни. И это факты, несмотря на вал критики в
адрес как российского руководства, так и руководителей других стран. Но вот
факторы стресса, как и сами стрессы, сохраняются и даже преумножаются. Почему
так происходит? Да просто потому, что жизнь стала насыщенней, появилось
множество ранее неведомых, новых возможностей, неизмеримо усилился поток
информации, далеко не всегда позитивной с психологической и медицинской точек
зрения. А нередко современный человек просто теряется в современном мире, и
растерявшись совершает неадекватные, немотивированные поступки, приводящие к
стрессу. Часто это называется погоней за адреналином. Но ведь адреналин, как и
другие гормоны стресса, далеко не всегда выполняет защитную функцию, и об этом
тоже надо знать и помнить.
Мы постарались показать, что старение – это тоже череда стресс-факторов. И
это действительно так! Спросите хотя бы у любого известного ученого -
геронтолога – нравится ли ему процесс собственного постарения, увядания?
Конечно, вначале этот ученый муж может рассказать о том, что каждый возраст
имеет свои прелести. Но задайте следующий вопрос – о количестве и качестве этих
прелестей. И собеседник будет, если не загнан в тупик, то все-таки поставлен в
невыгодное для себя положение. И это при условии того, что у Вашего собеседника
высокий интеллект, высокий же уровень образованности, и он продолжает работать и
быть востребованным, несмотря на свои 60, 70, 80 и более лет. А что говорить о
среднестатистическом человеке? По нашему мнению, процесс старения напрямую
сопряжен с постоянным воздействием многих стресс-факторов, и именно эти
стресс-факторы, порождаемые и поддерживаемые процессом старения, ускоряют его и
выводят на патологический уровень в том числе через формирование и развитие
множественно стресс-индуцированной патологии, которая нередко определяется в
качество так называемой возрастзависимой.
Рано ставить точку в приведенных в этой книге рассуждениях. Также рано
представлять полученные результаты приведенных научных исследований в качестве
окончательных и неоспоримых. Жизнь продолжается, как продолжаются и научные
исследования в разных отраслях знаний. Нашей основной задачей было – высказать
свое отношение как к результатам собственных исследований, так и к поднимаемым
проблемам в целом. Что-то, надеемся, получилось, что-то не совсем. Будущее
покажет. И не нужно поддаваться пессимизму! Жизнь прекрасна во всех своих
проявлениях, даже в стрессе, который, несмотря ни на что, поддерживает нас,
делает сильней и выносливей. Будем жить!