Глава 2. У истоков профессиональных, этических и правовых
механизмов взаимоотношений врача и пациента
Человек только тогда имеет право смотреть на другого сверху
вниз, когда он наклоняется чтобы помочь другому человеку подняться
На рубеже XX–XXI веков в России формируются перемены во всех областях
общественной жизни. В области медицины и здравоохранения эти перемены обострили
ряд традиционных этических проблем медицинской деятельности и обозначили ряд
новых, связанных с неуклонным развитием медицинской науки и практики.
Многообразие форм организации медицинской помощи различным категориям граждан,
внедрение новых биомедицинских технологий, дефекты материально-технического
обеспечения НИОКР и систем производства медицинских услуг обусловили
чрезвычайную актуальность традиционных этических проблем взаимоотношений врача и
пациента (Жарова, М. Н., 2011).
Совесть, этика, мораль и нравственность формируют для каждого человека
ограничения в виде правил, которые накладывают на свободу поведения индивидуума
собственных ограничений, так и ограничений окружающих. Безусловно, эти правила
довольно часто идут в разрез с желаниями врача доминировать при любом контакте с
пациентом, в отдельных случаях, навязывая последнему свое мнение при принятии
решения по выбору того или иного метода оказания медицинской помощи. Но именно
эти правила компенсируют разрушительное действие патернализма (от лат. pater –
отец), на взаимоотношения производителя и потребителя медицинских услуг.
В условиях рыночной экономики, когда каждое действие производителя неважно
чего (лекарственных средств, медицинских услуг, товаров медицинского назначения
и т.п.) оценивается с позиции эффективности под лозунгом «При минимальных
затратах добиться максимальных результатов», возникает проблема приоритетов для
профессионала. С одной стороны – это совесть, этика, мораль и нравственность, а
с другой – это максимальная прибыль, личное обогащение, безудержное
доминирование над неимущими. Именно в такой ситуации очень важным является отбор
кандидатов для овладения профессией медицинского работника (Прихода И.В.,
Рыбальченко А.А., 2009; Katrova L.G., Freed J.R., Coulter I.D., 2001; Karsh BT,
Holden RJ, Alper SJ, et al., 2006).
Подготовка профессионалов в любой отрасли человеческой деятельности
формируется в рамках системы структурированных единым замыслом знаний о
характере движущих сил и главных детерминант профессионализма (Зазыкин В. Г.,
Чернышев А. П., 1993; Климов Е.А., 2004). Их можно представить в виде
объективных, связанные с реальной системой профессиональной деятельности и
субъективных, таких как мотивы, интересы и компетентность (Рыбников Н.А., 1922;
Чижкова М.Б., 2015; Тукинов Д.Р. с соавт., 2017). Достижение востребованного
рынком труда уровня профессиональной подготовки специалиста формируется в
результате реализации стратегии, тактики и техники оптимального формирования и
последующего эффективного функционирования профессионалов высокого класса
(Макарова Е.Н., 2015).