Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 Глава 4. Партнерство или конфликт взаимоотношений пациента и врача

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Пациент, врач и рынок / Глава 4. Партнерство или конфликт взаимоотношений пациента и врача
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Cлов в этом тексте - 887; прочтений - 211
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

Глава 4. Партнерство или конфликт взаимоотношений пациента и врача

Но знай – за ложь сурова будет месть, утратишь всё – и голову и честь
Фирдоуси

Перспективной моделью взаимоотношений пациента и врача следует рассматривать социальное партнерство, когда стороны производства и потребления медицинских услуг выступают в роли партнеров, целью которых является достижение максимального уровня здоровья пациента при минимальном потреблении ресурсов производства. Реализация этой благородной цели, к сожалению, постоянно наталкивается на естественные и искусственно создаваемые препятствия (Лисицын Ю.П., Семенова Л.П., 1983; Illich I., 1974; Barzansky, H. et el.,1998). В частности одним из таких препятствий является медикализация. Для отечественной социологии медицины это явление стало достаточно новым, хотя само понятие описано в ходе реализации стратегии реформирования отечественного здравоохранения на рубеже ХХ и XXI веков академиком РАМН А.В. Решетниковым (Решетников А.В., 2002).

Именно в этот период развития отечественного здравоохранения производители медицинских услуг стали всё чаще и чаще брать на себя функции социального контроля, что понизило значение мнения потребителей медицинских услуг относительно доступности, качества и безопасности медицинской помощи. Рост зависимости пациентов от производителей медицинских услуг создало социальные риски, к которым российское общество оказалось не готовым (Щепин О.П. и др., 1999; Седова Н.Н., Чеботарева О.А., 2004, Андреев А.А., Седова Н.Н., 2003; Андреев А.А., 2006 ).

Поле взаимоотношений, на которое вступает пациент и врач для сохранения и приумножения здоровья, является медицина, как совокупность наук и практической деятельности, направленные не только на сохранение и укрепление здоровья людей, но и на предупреждение и лечение болезней. Причем для обеих сторон взаимоотношений медицина может быть наукой, а может быть и искусством. В таком подходе нет противоречия, противоречие возникает с момента внедрения медицину и систему взаимоотношений пациента и врача бизнеса, когда на фоне призвания к профессиональной медицинской деятельности для медицинских работников формируется мотивации к получению прибыли, причем её размер диктуется не морально-этическими нормами, а жёсткими экономическими законами рынка и либеральной экономики.

К сожалению, большинство пациентов осознаёт истинную ценность здоровья только после столкновений тяжелыми и хроническими болезнями или физическими увечьями. Именно в этот момент они начинают понимать, что только здоровье может сочетаться с ощущением счастья. И действительно, невозможно представить счастливую жизнь индивидуума за пределами физического и нравственного здоровья. Кроме того, многим людям для достижения достаточного уровня качества жизни, недостаточно только отсутствия телесных недугов, им требуется ещё и душевная гармония с собой, близкими людьми и окружающим миром. Вот почему врач должен воспринимать пациента как единый биологический, физический и социальный объект во всех его достаточно сложных и многогранных взаимодействиях с окружающей средой.

Но именно здесь взаимоотношения пациента и врача в условиях бизнеса подвергаются серьёзным испытаниям, поскольку пациент в большинстве случаев не придерживался принципов «здоровьесохраняющего» поведения, а наоборот – принципов «здоровьеразрушительного» поведения (Атмайкина О.В. с соавт., 2014). Такой образ жизни и приводит к формированию хронических болезней сочетающихся с осложнениями. Врач, как производитель медицинских услуг в условиях рыночной экономики находится в довольно сложном положении. С одной стороны, как представитель общества и профессионал он должен придерживаться принципа «болезнь легче и дешевле предупредить, чем лечить», но с другой стороны он находится под давлением соблазна бизнеса, основанного на принципе «получение максимальной прибыли». И именно здесь срабатывает механизм ценообразования связанный с принципом, «чем тяжелее заболевание, чем больше осложнений, тем больше объем диагностических и лечебных мероприятий, а, следовательно, и цена услуги». На этом этапе во взаимоотношениях пациента и врача начинают доминировать экономические ценности, отодвигая на второй план моральные, которые до последнего времени рассматривались как абсолютные.

В реформируемой медицине устойчивость абсолютных ценностей под влиянием рынка вызывает наибольшее количество опасений, а необходимость выработки цены на не имеющее ценника здоровье приводит к неясностям и социальным спорам по поводу справедливости возникающего прейскуранта (Эггертссон Т., 2001; Morgan M., 1991). Именно в медицине отсутствие материальной опоры ценообразования не позволяет сделать хоть какие-то предположения относительно механизма ценообразования (Zelizer V., 1978). Именно в медицине предоставляющие медицинские услуги специалисты выступают в роли ценоустановителей, чье наличное знание о механизмах ценообразования может быть использовано для изучения тех интерпретаций цены, которых придерживаются продавцы (Callon, M., 1998). По мнению исследователей из экономически развитых стран вероятность подвергнуться одному из семи основных хирургических вмешательств, у обычного человека на одну треть выше у врача или члена его семьи. Это служит яркой иллюстрацией оппортунистического поведения в условиях асимметрии информации (Григорьева Н.С., 2015). Ведь медицинским работником, по их мнению, движет не столько желание помочь пациенту, сколько стремление увеличить свою личную выгоду.

Однако взаимоотношения между пациентом и врачом в идеале должны строиться на взаимном доверии и честном отношении друг к другу, что в конечном итоге определяется понятием совесть. Большинству медицинских работников присуще наличие некого внутреннего цензора, который помогает различать положительные и негативные аспекты в оценке его профессиональной деятельности. Для врача-профессионала очень важно научиться прислушиваться к голосу внутри себя, заниматься самооценкой и следовать советам своей совести. Только это качество позволит в условиях бизнеса и рыночной экономики установить требуемый уровень доверия пациентов и их родственников.

Когда люди говорят о каком-либо понятии или событии, пытаются понять его суть, они обязательно обращаются к истокам. В данном случае также очень важно знать, как и когда впервые возникает чувство совести. В современной науке существуют две абсолютно противоположные теории, но при этом каждая из них очень интересна и актуальна. Приверженцы первой считают, что совесть человека – это чувство, которое имеет природный характер. Другие же уверены в том, что оно прививается с раннего детства. Обе теории имеют право на жизнь, поскольку, для того чтобы сформировалось данное чувство, необходимо наличие причинно-следственной связи. Большинство специалистов утверждают, что совесть формируется в той среде, где вырос человек. Если же по каким-то причинам не получается выполнять определенные принципы, тогда индивидуум испытывает чувство вины (Шамов И.А., 2006).




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Контролируете ли вы свое артериальное давление?

Да
Эпизодически
Нет



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2020. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.