Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 Глава 5. Конфликт, как отражение особенностей потребительского поведения пациентов в рыночных условиях

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Пациент, врач и рынок / Глава 5. Конфликт, как отражение особенностей потребительского поведения пациентов в рыночных условиях
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Cлов в этом тексте - 971; прочтений - 149
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

Глава 5. Конфликт, как отражение особенностей потребительского поведения пациентов в рыночных условиях

В условиях рыночной экономики производство товаров и услуг, а затем последующая их реализация возможна с позиций прямой, непосредственной продажи продукции потребителю и косвенной, опосредованной продажи. В первом случае производитель продает товар или услугу непосредственно потребителю, а во втором, более распространенном случае между производителем и потребителем товара или услуг стоит торговый посредник, соединяющий продавца с покупателем и тем самым выполняющий отдельные функции продавца. Иногда, например, при реализации лекарственных средств, посредников может быть несколько. В такой ситуации производитель продает их только оптом торговым посредникам, которые распределяют их малыми партиями и перепродают в сеть розничной торговли.

В отечественной медицине промежуточные торговые звенья между производителями медицинских услуг (медицинскими организациями) и потребителями (пациентами) неизбежны, так как, по мнению представителей управляющих структур, медицинским организациям чаще всего «неудобно» заниматься реализацией медицинских услуг непосредственно финансово-кредитным организациям (территориальным фондам ОМС). Одновременно и потребителям медицинских услуг предпочтительнее делегировать полномочия приобретения медицинских услуг на рынке другому юридическому лицу, которое становится посредником. В роли этого посредника уже многие годы выступают страховые медицинские организации, которые вместе с выполнением функции «покупки» для пациентов, застрахованных в системе ОМС, медицинских услуг, должны выполнять функцию защиты их прав перед производителями. Таким образом, страховые медицинские организации, не являясь производителями, не заинтересованы в эффективном производстве медицинских услуг. А, как и любой посредник, они стремятся повысить собственные доходы за счет увеличения издержек обращения медицинских услуг, поскольку финансовые ресурсы на свою деятельность они получают из общего объема страховых взносов системы ОМС. В итоге это сказывается на конечной цене, по которой приобретаются медицинские услуги.

В России, как и в других государствах с экономикой рыночного типа действуют регулируемые рынки. На таких рынках управление со стороны государственных органов представляется в виде жестких однонаправленных плановых или административно-распорядительных схем. Рынок медицинских услуг по сути дела превратился в инструмент государственного распределения, в котором за потребителем (пациентом) лишь частично сохранено право принятия решения, когда, у кого и сколько покупать. Рыночное регулирование подразумевает, что государство в лице федеральных, региональных, местных органов власти устанавливает самые общие правила поведения участников рынка, чаще всего в виде «мягких» или «узких» ограничений, касающихся вида товаров и услуг, объемов продаж и цен. Отношения между государством и субъектами рыночного процесса осуществляется на основе договоров, соглашений, государственных заказов, контрактов, государственных субсидий, дотаций и др. Однако с учетом того, что спрос на медицинские услуги формируют потребители (пациенты), то именно им должно принадлежать решающее слово в воздействии на рынок. Однако этого пока не происходит в силу чрезмерного государственного регулирования этого рынка.

Общественные отношения в сфере производства и продажи медицинских услуг регулируются комплексным правовым подходом с применением норм гражданского, публичного, международного публичного и частного права. Вместе с тем, соотношение публичного и частноправового регулирования в различных странах имеют свои особенности. С точки зрения систематизации, можно выделить три основные модели регулирования этих процессов. Первая модель - преобладание частноправового регулирования. Вторая модель - преобладание публично-правового регулирования. Третья модель - преобладание смешанного правого регулирования (Михайлова Х.Н., 2009).

По мнению отдельных специалистов, научными интересами которых является правовое регулирование общественных отношений, независимо от типа организации правового регулирования отечественного здравоохранения, возникает потребность в определении и разграничении правовой сущности понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга». Они считают, что медицинскую помощь необходимо рассматривать как системообразующее, публично-правовое понятие, регулируемое нормами публичного и международного права. А медицинскую услугу, которая является формой правового регулирования сложного комплекса отношений, возникающих между производителем медицинской услуги (медицинской организацией или врачом частной практики) и конкретным потребителем (пациентом) следует рассматривать как отношения основанные на договоре и регулирующиеся комплексным методом правового регулирования (Васильва Е.Е., 2004; НагорнаяС.В., 2004; Duguet Anne-Marie, 2005).

Таким образом, исходя из приоритета прав пациента, необходимо отметить, что правоотношения, возникающие в сфере оказания медицинских услуг, обладают следующими характерными чертами, влияющими на развитие конфликта в этой сфере:

  1. во-первых, отношения врача и пациента при оказании медицинской услуги ассиметричны, поскольку врач является специалистом, а пациент, как правило, подчиняется предписаниям;
  2. во-вторых, медицинские услуги оказываются в условиях несовершенного знания о человеке и состоянии его здоровья;
  3. в-третьих, при возникновении конфликта важной становится проблема доказывания наличия факта нарушения прав пациента, вследствие несчастного случая, медицинской ошибки и иных ненадлежащих действий или бездействия персонала медицинской организации.

Следовательно, под конфликтом, связанным с оказанием медицинской услуги, следует понимать осознанное или неосознанное нарушение сторонами, вследствие действия или бездействия, социальных и/или экономических прав и интересов субъектов правоотношения, предусмотренных и охраняемых соответствующим законодательством, связанных с предоставлением медицинских услуг. Конфликт, связанный с оказанием медицинских услуг, в сфере гражданско-правовых отношений возникает в случае, когда в ходе оказания медицинской услуги происходит осознанное или неосознанное нарушение стороной или сторонами имущественных и личных неимущественных прав контрагента. Соответственно, под юридическим конфликтом следует понимать конфликтное отношение (разногласия или споры), связанные с оказанием медицинской услуги и выраженные в юридически значимых действиях, в бездействии и их последствиях и/или состояниях.

Глобальные изменения, начавшиеся в 90-х годах прошлого века, оказали существенное влияние на социально-экономические условия функционирования и развития системы оказания медицинской помощи в Российской Федерации. Стремительное развитие отечественного и международного рынка медицинских услуг поставило следующие вопросы:

  • расширения гражданско-правового компонента в правовом регулировании вышеназванных отношений;
  • разработки комплексной системы гражданско-правовых и публично-правовых способов регулирования вышеназванных отношений;
  • формирования современной системы урегулирования споров и защиты прав пациентов и врачей.

Таким образом, рыночная трансформация отечественного здравоохранения на фоне радикальных изменений правоотношений, связанных с реализацией человеком права на здоровье и оказание медицинской помощи, требует анализа этих изменений не только с точки зрения современной экономики, но и с точки зрения значительного роста конфликтогенного потенциала системы взаимоотношений производителей и потребителей медицинских услуг. Ситуация усугубляется ещё и тем, что формирующийся в течении последних десятилетий отрицательный опыт взаимодействия пациентов с медицинскими организациями стимулирует рост уровня недоверия не только к конкретной организации, но и к ее персоналу, а так же к системе отечественного здравоохранения в целом. В связи с этим, проблема роста конфликтогенного потенциала современной медицины дополняется тем, что низкий уровень доверия граждан к производителям медицинских услуг отрицательно влияет на их социальный статус.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Принимаете ли вы витаминные комплексы?

Принимаю регулярно, курсами несколько раз в год
Принимаю эпизодически при потребности
Не принимаю, т.к. стараюсь питаться разнообразно и получать витамины с пищей
Не принимаю, т.к. не считаю это целесообразным



Результаты | Все опросы

Реклама

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2020. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.