Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Глава 3. Дегуманизация медицины, как основа кризиса
взаимоотношений врача и пациента
Несудите, данесудимыбудете, ибокакимсудом-судите,
такимбудетесудимы; икакоюмероюме-рите, такоюивамбудутмерить
Евангелие от Матфея
Введение.
На рубеже XX–XXI веков в России
формируются перемены во всех областях общественной жизни. В области медицины и
здравоохранения эти перемены обострили ряд традиционных этических проблем
медицинской деятельности и обозначили ряд новых, связанных с неуклонным
развитием медицинской науки и практики. Многообразие форм организации
медицинской помощи различным категориям граждан, внедрение новых биомедицинских
технологий, дефекты материально-технического обеспечения НИОКР и систем
производства медицинских услуг обусловили чрезвычайную актуальность традиционных
этических проблем взаимоотношений врача и пациента, основанных на принципах
этики и гуманизма, включая защиту и укрепление
гуманитарных ценностей в медицине, а также борьбу с различными искажениями и
негативными тенденциями в современной медицинской науке и практике. Огромное
значение для решения этой задачи имеет биоэтика как развивающаяся область
междисциплинарного знания и новый социальный институт.
Совесть, этика, мораль и нравственность формируют
для каждого человека ограничения в виде правил, которые накладывают на свободу
поведения индивидуума собственных ограничений, так и ограничений окружающих.
Безусловно, эти правила довольно часто идут в разрез с желаниями врача
доминировать при любом контакте с пациентом, в отдельных случаях, навязывая
последнему свое мнение при принятии решения по выбору того или иного метода
оказания медицинской помощи. Но именно эти правила компенсируют разрушительное
действие патернализма (от лат. pater – отец), на взаимоотношения производителя и
потребителя медицинских услуг.
В условиях рыночной экономики, когда каждое
действие производителя неважно чего (лекарственных средств, медицинских услуг,
товаров медицинского назначения и т.п.) оценивается с позиции эффективности под
лозунгом «При минимальных затратах добиться максимальных результатов», возникает
проблема приоритетов для профессионала. С одной стороны – это совесть, этика,
мораль и нравственность, а с другой – это максимальная прибыль, личное
обогащение, безудержное доминирование над неимущими. Именно в такой ситуации
очень важным является отбор кандидатов для овладения профессией медицинского
работника.
Подготовка профессионалов в любой отрасли
человеческой деятельности формируется в рамках системы структурированных единым
замыслом знаний о характере движущих сил и главных детерминант профессионализма
(Климов Е.А., 2004). Их можно представить в виде объективных, связанные с
реальной системой профессиональной деятельности и субъективных, таких как
мотивы, интересы и компетентность. Достижение востребованного рынком труда
уровня профессиональной подготовки специалиста формируется в результате
реализации стратегии, тактики и техники оптимального формирования и последующего
эффективного функционирования профессионалов высокого класса.
Систематизация различных подходов отечественных и
зарубежных исследователей по проблеме профессионального становления личности
врача, критерии ее оптимального развития приводит нас к выводу о том, что
существует взаимосвязь учебной мотивации и структурных компонентов
профессиональной направленности будущего врача ещё на этапе додипломной
подготовки. Анализ динамики и структуры учебной мотивации позволяет установить,
что в течении всего периода подготовки врача ведущее место занимают
профессиональные мотивы, затем познавательные мотивы, мотивы социальной
идентификации и утилитарные мотивы. На этом этапе изменения мотивации связаны с
изменением уровня осознания мотивов, с их переводом из актуальной формы в
потенциальную, с изменением идентификации личности себя с образом профессионала
и с изменением отношения к определенным компонентам профессиональной подготовки
(Доника А.Д., 2009).
По нашему мнению, целью медицинского образования,
кроме формирования высокого уровня профессиональных компетенций, является
приобретение череды качеств, которые необходимы для осуществления
профессиональной деятельности, в частности:
- Ответственностьза свои действия
, когда произведенные услуги и качество
их выполнения приобретает особый смысл. Это связано с тем, что ни одна
профессия не имеет такого близкого, конкретного соприкосновения с самым важным
и сокровенным для любого человека — жизнью и смертью. Врачу вверяется самое
драгоценное — жизнь и здоровье людей. Он несет ответственность не только перед
отдельным больным, его родными, но и перед обществом в целом. Поэтому врач не
имеет права быть безответственным.
- Способность к оценке причинно-следственных связей.
В данном случае
речь идет не об обывательской, а о пытливой профессионально-врачебной
наблюдательности, позволяющей увидеть, запомнить и с медицинской точки зрения
оценить не только малейшие изменения в физическом и психологическом состоянии
человека, но и процессы, происходящие во внешней среде. Высокая значимость
такого рода наблюдательности в практической и научной работе врача бесспорна.
- Самообладание.
Ежедневная клиническая практика, помимо других качеств,
нередко требует от врача особой выдержки, именуемой самообладанием или
профессиональным мужеством. Нельзя не вспомнить слова профессора М.М.
Дитерихса (1925) о том, что «Хирург должен быть…мужественным — вот то
качество, которое гарантирует больному благоприятный выход из опасного
положения и позволяет оператору быть достойным представителем большой
хирургии, где опасности на каждом шагу, а каждое неудачное движение ножом или
недочет в работе инструмента, без спокойного мужества может принести
непоправимые беды».
- Решительность и мужество.
При этом необходимо подчеркнуть, что
врачебное мужество допустимо проявлять только во всеоружии знания. Идти на
риск имеет право только тот, кто достаточно подготовлен ко всякого рода
случайностям. Только в этом случае может быть оправдано еще одно драгоценное
качество врача – решительность.
- Оптимизм.
Практическая деятельность врача тяжела. Врачам всех
специальностей, приходится переживать немало горьких минут, созерцая
разочарование тех пациентов, которым сегодня мы не в силах вернуть полное
здоровье, а можем лишь частично облегчить их состояние, помогая избавиться от
тех или иных симптомов. Однако достижения современной медицины неизменно
поддерживают наше убеждение в правоте слов И.И. Мечникова (1964) о том, что
наука может и должна в будущем даровать людям счастливое существование.
В последние десятилетия в связи с бурным развитием
медицинской науки и практики, было внедрено огромное количество инновационных
методов диагностики, лечения, компьютерной обработки данных и т.д. Очевидна
высокая ценность использования самой современной и высокоточной медицинской
техники для помощи врачу в диагностике и наблюдении за больным, изменениями в
ходе течения того или иного заболевания. Однако современные и высокоточные
исследования ни в коем случае не должны способствовать разрыву общения врача и
пациента. К сожалению, нередко имеют место такие ситуации, когда врач, вызвав
очередного больного и даже не взглянув на него, погружается в изучение всякого
рода лабораторных данных, рентгенологических снимков, данных функциональной
диагностики, заключений узких специалистов и т.п. Затем осматривая пациента, не
обращает внимания на самого больного, выражение его лица, манеру держаться,
говорить и реагировать на ситуацию. Подобная практика явно порочна.
В то же время в условиях современной медицинской
организации, которая производит медицинские услуги, работа врача представлена в
виде бесконечной череды исполнения стандартных технологий, что практически не
оставляет ему времени на раздумья, оценку личности пациента, анализу его
окружения в семье и на рабочем месте. А между тем, врач обязан входить в
непосредственный контакт с больным, научиться пытливым взором смотреть на него,
замечать и выявлять такие изменения в его состоянии, которые подчас недоступны
самым утонченным и совершенным методам объективного исследования. При этом важно
широко использовать все достижения медицинской науки и практики для максимально
точной постановки диагноза, коррекции лечебно-профилактических мероприятий,
оценки их эффективности, но относясь к ним как к вспомогательным и не в коем
случае не подменяющим самого общения с пациентом. Именно такое отношение к своей
профессии должно сформироваться у будущего врача, который должен стремиться к
достижению профессиональной зрелости, что позволит приносить наибольшую пользу
своим пациентам.