Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 Глава 4. Мотивационные основы профессиональной деятельности медицинских работников

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Системный кризис провинциальной медицины / Глава 4. Мотивационные основы профессиональной деятельности медицинских работников
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1719; прочтений - 8
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

Глава 4. Мотивационные основы профессиональной деятельности медицинских работников

Доказательство истинности любого призвания – любовь к тяжелой работе, которой оно требует
Логан Пирсал Смит

Характер большинства социальных процессов, и состояние институтов социальной сферы в современной России отстоят от современных достижений экономически развитых стран достаточно далеко. В этом смысле необходимость модернизации очевидна. Отсюда вопрос: возможна ли она, и каковы могут быть ее движущие силы? Если для старта модернизации страны принципиальное значение имеет коалиция экономических и политических элит, то для ее успешного осуществления необходима весомая социальная поддержка. Известный американский экономист Джеффри Д. Сакс, советник ведущего отечественного реформатора-либерала А.Т. Гайдара, предполагал, что, «Опираясь на опыт достаточно эффективных польских реформ и экономических событий, происходивших по всей Восточной Европе, новая команда либеральных экономистов в России в начале 1990-х годов осуществит ключевые реформы в виде проведения приватизации и получения внешней помощи, что станет отправной точкой эффективной модернизации страны». Однако реальность даже для «просвещённого» американца стала неожиданной: "Российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей» (Сакс Джефри Д., 2011; Sachs Jeffrey David., 2000).

Между тем, современная либеральная идея «изжила себя окончательно», заявил президент России В.В. Путин в интервью газете The Financial Times в июле 2019 года, накануне открытия саммита «большой двадцатки». По его словам, либералы пытались навязать миру свою волю, что привело к череде трагических последствий. Он добавил, что нельзя забывать об интересах «основной части населения». Современный неолиберализм, восторжествовавший на Западе, уже давно отказался от теории «государства как ночного сторожа», которое не вмешивается в рыночные процессы, предоставляя гражданину один на один преодолевать невзгоды рыночной стихии (Гайдар Е.Т., 2006; Сакс Джефри Д., 2011). Для современной России сентенций о современной либеральной идее и том, что она себя изжила, не достаточно, поскольку экономическая и политическая элита государства продолжает реализацию безальтернативной либеральной стратегии дальнейшей модернизации социально-экономических основ государства, не признавая провал избранного пути.

О либерализации отечественной медицины и медицинского образования. В конце XX – начале XXI века многие государства столкнулись с общими масштабными проблемами в системе здравоохранения. Старение населения, развитие новых технологий и появление новых лекарственных препаратов обусловили увеличение финансовых расходов на поддержание сферы охраны здоровья. В ситуации недофинансирования отрасли доступность и качество медицинской помощи снижается. Первые попытки выработать общую политику модернизации национальных систем здравоохранения были осуществлены ВОЗ в 1978 году на Международной конференции в Алма-Ате. В рамках мероприятия была подписана декларация, согласно которой государства должны были обратить особое внимание на качество и доступность первичной медико-санитарной помощи для граждан: «она (первичная помощь) составляет неотъемлемую часть как национальной системы здравоохранения, осуществляя ее главную функцию и являясь ее центральным звеном, так и всеобщего социально-экономического развития общества» (Присяжнюк Д.И., 2012).

В переходной экономике необходимы новые подходы к формированию профессионально-квалификационного состава персонала медицинских организаций, так как в течение двух последних десятилетий снизилась численность высококвалифицированных медицинских работников в отрасли здравоохранения, что свидетельствует о формировании депрофессионализации отдельных категорий медицинского персонала. В современных условиях необходимо повышение готовности МО к быстрой перестройке производства медицинских услуг, исходя из конъюнктуры рынка, что в свою очередь требует более высокой квалификации практикующих врачей и среднего медицинского персонала, самостоятельности, высокой мотивации к качественному труду и к инновационным решениям. Реорганизация системы здравоохранения в России тесно связана с задачами подготовки медицинских кадров и уровнем качества выпускников средней школы (Мамедова Г.Б., 1015).

К сожалению, у большинства выпускников отечественных средних школ мы сталкиваемся с совершенно не тренированной памятью, с заниженным уровнем объема усвоенной информации, неумение строить связную речь и т.п. – это отражение реализуемой концепции «либеральной школы». Главный упор стал делаться на формирование «критического, творческого и независимого мышления учащихся, на развитие понимания». Сама по себе эта задача превосходна, но понимание учебного материала стало более важным делом, чем его запоминаниев режиме долговременной памяти. Усваивать учебный материал школьники стали, в основном, в режиме кратковременной памяти, что дает им возможность успешно справляться с тестовыми заданиями, получать на занятиях положительную оценку, а затем все легко забывать.

Российскому обществу, власти действительно давно пора было серьезно озаботиться проблемой образования в целом, проблемой его доступности, качества – причем не только высшего, но и школьного. Мы убеждены в том, что если и дальше в этой важной сфере будут продолжаться либеральные реформы, то качественное всеобщее образование деградирует окончательно. На наш взгляд, пренебрежение государства гуманитарным образованием, что можно наблюдать сегодня, в перспективе неминуемо приведет к очень нерадостным последствиям. Это образование никоим образом не менее важно, нежели техническое. Если техническое образование дает возможность работать с машинами, то гуманитарные и общественные науки – с обществом и отдельными его членами. И пренебрежение таким важным сегментом образования представляется сегодня, по меньшей мере, странным. Результаты либеральных реформ последних 30 лет оказались плачевным, прямым следствием перехода к концепции понимания становится отсутствие у подавляющего большинства выпускников средней школы долговременного запоминания предметных знаний, позволяющего их повторное использование, что приводит к неспособности студентов первых курсов вузов мыслить абстрактно. Это приводит к трудностям всей системы медицинского образования, от начальной школы и до ординатуры и аспирантуры. В итоге: «существующая в настоящее время система образования производит поколения молодых людей, неспособных к абстрактному мышлению и саморазвитию (Желифонов М.П., 2016).

Описанные проблемы требуют обобщения и реальных оценок. А, пока в условиях рыночной трансформации экономики вновь идет поиск наиболее оптимальной модели подготовки медицинских кадров, сочетающей интересы государства и реалии рынка в сфере образования. В связи с начавшейся интеграцией российской системы высшего медицинского образования в европейские образовательные структуры в ходе Болонского процесса, приобрели особую актуальность проблемы соотношения европейских образовательных университетских традиций и национальной российской специфики в контексте развития высшего медицинского образования (Краснопольская И., 2016; Доника А. Д., 2017).

Поскольку медицинская помощь (производство медицинских услуг) – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на диагностику, профилактику, лечение заболеваний человека, предотвраще¬ние нежелательной беременности, осуществляемых специально подготовленным для этих целей профессионалом (врач, фельдшер, медицинская сестра и др.), то отношения между производителями (врачами, медицинскими организациями) и потребителями (пациентами, клиентами) должны иметь нравственное начало. Однако нравственные начала не исключают регулирования этих сложных взаимоотношений посредством реализации правовых механизмов и высокого уровня мотиваций.

Конституция России, действовавшая до 2020 года, провозглашала приоритет лич-ности: человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, заложив, таким образом, предпосылки государственного регулирования здравоохранения как отрасли и медицинской деятельности. Государственное регулирование отдельных направлений (например, экономики здравоохранения, правовых основ медицинской деятельности, подготовки кадров для отрасли и т.п.) – это одна из функций государственного управления, направленная на обеспечение общих правил поведения (деятельности) субъектов тех или иных правоотношений. Что же представляет собой государственное регулирование и государственное управление? В узком пониманииданный термин означает профессиональную деятельность государственных чиновников – государственное администрирование. В широком – это вся система государственных институтов.

В условиях становления либеральной экономики в России стали неизбежны структурные и экономические деформации: разрушение отечественной промышленности и сельского хозяйства, реструктуризация потребительского рынка, замещение импорта на товары отечественного производства, снижение качества товаров, сокращение социальных расходов государственного бюджета и т.д. В то же время следует понимать, что роль государства при определении стратегии модернизации состоит в гарантировании решения не только экономических, но и социальных проблем, ради которого и запускаются модернизационные механизмы. Основной задачей государства следует считать заключение общественного договора, нарушение которого должно расцениваться как несправедливое поведение по отношению к участникам. Именно в рамках модернизации и должны быть реализованы задачи по коренным изменениям в социальной сфере, в частности в образовании и здравоохранении.

Либеральная модель реформ здравоохранения, осуществляемых в России, содержит элементы патернализма, выражающегося в сохранении ведущей роли государства в осуществлении контроля над врачебной профессией. Это ограничивает властный ресурс сообщества врачей в процессах регулирования трудовых отношений и стандартов профессиональной деятельности. Деформация классической профессиональной структуры общества под влиянием новейших компьютерных технологий и функционирование медицины в условиях рынка обусловливают изменение содержания профессиональной деятельности врача и требований к личности специалиста. Классические социологические теории моделируют описательные представления Т. Парсонса о медицине как «идеальной профессии», исключающей коммерческие отношения (Николаев В.Г., 2015; Доника А.Д., 2017; Parsons T., 1954).

Жизнь современного человека проходит во все более нарастающем темпе. Работа, общественная деятельность, непрерывное образование и профессиональное совершенствование, быт... Все это настолько плотно заполняет жизнь, что почти не остается времени на то, чтобы остановиться, оглянуться назад, сосредоточиться, спокойно подумать о том, насколько правильно был сделан выбор в начале жизненного пути. Особенно трудно в этом отношении врачу. Ведь ему, кроме собственных забот и переживаний, приходится нести тяжесть тревог и страданий людей, нуждающихся в его помощи. Неудивительно поэтому, что многие врачи только на склоне своих лет с грустью начинают вспоминать старую французскую поговорку: Silajeunessesavait, Silavieillessepouvait... (О если бы молодость знала, если бы старость могла...). Профессиональный выбор является важным шагом в начале жизни (Вагнер Е.А., Росновский А.А.,1976).

Основной причиной стагнации отечественной науки и образования являются направления неолиберальных реформ на рубеже ХХ–XXI века, которые привели к потере большинства высокотехнологических производств и созданию в России примитивной, сырьевой экономики и снижения уровня человеческого потенциала. Попытки реформирования отечественного образования все эти годы строились вокруг мировоззренческой установки неолибералов. Весьма точно эта установка выражена в высказывании бывшим министром образования РФ А. Фурсенко: «…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Современная система образования готовит в основном исполнителей – сотрудников государственных организаций, клерков корпораций (экономисты, юристы, бухгалтера) и менеджеров, а не интеллектуальных работников (научных сотрудников, профессиональных инженеров, изобретателей и т.д.), мотивированных к самообразованию и самосовершенствованию. В результате, значительная часть руководителей различных производств отмечает, что у выпускников современных вузов необходимо доучивать ввиду их неготовности работать в условиях конкретных автоматизированных рабочих мест (АРМов), которые уже внедрены в практическое производство товаров и услуг на основе зарубежной аппаратной базы IT-технологий.

Между тем реальная ситуация в системе образования России свидетельствует о необходимости пересмотра в первоочередном порядке общей концепции образования и значительного увеличения средств бюджетного финансирования на цели образования (Чернецова Н.С., Соколова О.Ю., 2016). Современные либералы, управляющие Россией, действуют по принципу, приписываемого В.И. Ленину, который якобы считал, что каждая кухарка должна уметь управлять государством. На самом деле он писал: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели». Стратегия либеральной трансформации отечественного образования, упорно проводимая Филлиповым, Фурсенко, Ливановым, Васильевой, Кравцовым, Голодец и др., основаны на ошибочном или осознанном суждении о том, что «65 % трудоспособного населения России – это люди, которым не требуется высшего образования». Между тем, если наше государство в ближайшие годы не сформирует стратегии повышения уровня человеческого потенциала России (рождаемость, здоровье, образование, культура и качество жизни), то оно будет отброшено на обочину мейнстрима мирового развития в XXI веке или просто исчезнет с карты мира.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Собираетесь ли Вы делать прививку от COVID-19?

Да, сразу после начала вакцинации
Да, но не в первых рядах, посмотрю на результаты массовой вакцинации
Нет, считаю, что мне это не нужно
Нет, я не верю в опасность коронавируса
Затрудняюсь с ответом



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2020. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.