Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Психотерапия неврозов у детей и подростков / ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 1261; прочтений - 3262
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


     Неврозы в детском возрасте  являются клинико-психологическим выражением
проблем  семьи в трех поколениях:  прародителей,  родителей и детей. В  этих
поколениях      происходят     относительное     уменьшение     выраженности
характерологических   изменений,   в  наибольшей   мере   представленных   в
прародительской  семье, и  увеличение  невротических, эмоциональных в  своей
основе и  психогенных по  своему  происхождению  изменений личности. Центром
перекреста  характерологических  и невротических изменений  в семье являются
родители детей с неврозами.
     Изменения личности у  родителей предшествуют развитию невроза у  детей,
способствуя  возникновению  конфликтных  отношений  в семье и неблагоприятно
отражаясь   на  их  воспитании.  В  связи  с  этим  выделяются  эгоцентризм,
затрудняющий  принятие ребенка и его индивидуальности и эмпатический контакт
с ним  в  дальнейшем; тревожность, лежащая  в  основе гиперопеки; внутренняя
конфликтность,   осложняющая   отношения   в   семье;   а   также   излишняя
принципиальность, ведущая к негибкости и чрезмерному контролю в отношениях с
детьми.
     Главным патогенным аспектом  отношения  родителей является то,  что они
непроизвольно используют детей для  разрешения  своих личностных  проблем  и
кризисных  ситуаций  в семье.  Здесь и  одностороннее привязывание ребенка к
себе, предотвращающее страх  одиночества, и конфликтное неприятие в нем черт
темперамента и характера  другого родителя, гиперопека, уменьшающая  чувство
беспокойства, эффективность в обращении  с детьми, разряжающая эмоциональное
напряжение родителей.
     Особое  значение  приобретает  паранойяльный настрой родителей, имеющий
своими предпосылками авторитарные черты  личности прародителей (в основном у
бабушки ребенка по  линии матери) и общие с прародителями гиперсоциализацию,
сензитивность, тревожность. Если гиперсоциализация и сензитивность в той или
иной мере  присущи обоим родителям, то тревожность - преимущественно матери,
отцу   же   более    свойственна    мнительность.   Вместе    это   образует
тревожно-мнительную констелляцию черт характера родителей.
     В плане воспитания  авторитарность прародителей сказывается у родителей
безоговорочным  навязыванием своего  мнения,  гиперсоциализация - чрезмерной
принципиальностью  в  отношениях  с детьми, сензитивность  -  склонностью  к
образованию   рудиментарных   идей  отношения   в  виде   недоверчивости   и
настороженности к собственному опыту ребенка, к влиянию на  него сверстников
и воспитателей, повышенной обидчивости во взаимоотношениях с ним, ревности к
вниманию  другого   родителя.  Тревожность   звучит  в   защите  ребенка  от
невротически воображаемых опасностей, мнительность - в ритуально-педантичном
предопределении  его образа  жизни. Чем выше тревожность  матерей и чем  они
старше по возрасту, тем больше тревожность  у детей, клинически  проявляемая
неврозом   страха  и   неврозом   навязчивых  состояний.  В   то  же   время
пунктуальность и педантичность  отцов коррелируют со степенью выраженности У
детей психомоторных расстройств (в первую очередь навязчивых тиков).
     Невротическая, большей частью тревожная,  основа паранойяльного настроя
мотивирована  травмирующим  жизненным  опытом  родителей в  прошлом,  низкой
степенью их самопринятия в  настоящем и  стремлением предотвратить  подобный
опыт  у   ребенка   в  будущем.  В  итоге  паранойяльный  настрой  родителей
представляет  собой  не  только   характерологическое,  но  и  невротическое
образование в их личности, являясь сплавом этих образований в изученных нами
трех поколениях семьи.
     Основная патогенная роль паранойяльного настроя родителей заключается в
недоверии к возможностям ребенка, его опыту формирования "я", что приводит к
непринятию   его  индивидуальности,  несоответствию  требований  и  ожиданий
родителей реальным возможностям  детей, их возрастным потребностям, наиболее
адекватному  для  них  ритму  и  темпу психического  развития.  Недоверие  к
формирующемуся опыту  детей, непринятие их индивидуальности и несоответствие
воспитания  возрастным  возможностям   и  потребностям   развития  вместе  с
конфликтными    отношениями    в   семье    представляют    собой    главные
психотравмирующие аспекты существования детей в семье.
     Навязывание   родителями   своей   характерологически  и   невротически
измененной "я-концепции" и возникающий вследствие  этого внутренний конфликт
у детей составляет сущность психогенного механизма происхождения их невроза,
когда  они  воспринимают  навязываемый  опыт  как  неестественный  для  них,
несовместимый  с  возможностями и потребностями развития  и  отличающийся от
норм   общения,  принятых   среди  сверстников,   т.  е.   от  "я-образа"  -
представления о  себе,  с  точки  зрения  других.  Навязанный  и  тем  более
внушенный опыт не может быть отторгнут усилием воли. Его можно пережить или,
как это  происходит в  изучаемых нами  случаях,  переболеть  им,  когда  он,
подобно  инородному   телу,  может  быть   отторгнут   посредством  невроза,
выражением чего является аффект - эмоциональное расстройство.
     В психологическом отношении  невроз -  парадоксальное  средство решения
проблем, реактивно-защитный  способ их переработки,  неосознаваемая  попытка
избавиться  от  них и  обрести  душевное равновесие. Неосуществимость  такой
попытки  порождает  пессимизм,  неверие в  свои силы  и личностный  регресс.
Вместо   присущих   детям   доверчивости,   наивности  и  непосредственности
развиваются недоверчивость,  настороженность и страх,  представляющие  собой
неадекватную   форму   приспособления   к   действительности,   основу   для
тревожно-мнительного  и   паранойяльно-защитного  развития  их   личности  и
создающие среди сверстников мнение о таких детях как о "недотрогах".
     Итак, психогенные  изменения формирующейся  личности детей  обусловлены
неудачно  и   драматически  переживаемым  опытом   межличностных  отношений,
отсутствием возможности  создания приемлемой  "я-концепции" с  вытекающей из
этого      неустойчивостью      самооценки,       болезненно-чувствительным,
эмоционально-неустойчивым  и  тревожно-неуверенным "я".  Подобный психогенно
искаженный  образ  "я"  отличается от сложившегося  образа  "я",  идеального
стандарта   и   стандарта   культуры  и   свидетельствует  о   невротической
дезинтеграции  процесса  формирования  личности  ребенка,  его маргинальной,
противоречивой   внутренней   позиции.   Невротическая   дезинтеграция   "я"
переживается  вначале  как  невозможность   соответствовать  требованиям   и
ожиданиям родителей и оставаться  в то же время самим собой, в дальнейшем  -
как несоответствие нормам общения,  принятым среди сверстников. Неразрешимый
характер этого внутреннего противоречия как источник постоянной  аффективной
напряженности  и  беспокойства  декомпенсирует  защитные силы организма, его
активность  и  жизненный  тонус.   В  этих  условиях  нарастает  аффективная
непереносимость сложных жизненных ситуаций,  обусловленная психотравмирующим
жизненным  опытом, беспокойством  и  страхом изменения  "я" и  проявляющаяся
тревожно-мнительным,   аффективно-нетерпеливым   и   защитно-эгоцентрическим
стереотипом личностного реагирования.
     В  результате  невроз  как  болезненно-защитная форма  реагирования  на
аффективно  переживаемые  и  неразрешимые  проблемы  развития,  выражения  и
признания  своего  "я" снижает творческий,  эмпатический потенциал личности,
осложняет  адаптацию  среди  сверстников  и затрудняет  дальнейшее  принятие
ролей.
     Ключевыми вопросами  патогенеза  являются тесно связанные  между  собой
паранойяльный настрой родителей,  страх изменения "я" у детей и неразрешимая
для  них  проблема  "быть  собой  среди  других". Если паранойяльный настрой
родителей  проявляется  недоверием   к  детям,  то  следствием  этого  будет
недоверие  детей  к  себе,  выражающееся  неуверенностью  в  своих  силах  и
возможностях. Неверие в  себя, иначе низкий уровень самопринятия,  порождает
недоверие к другим, к  новому опыту, неспособность к переменам,  что находит
свое отражение  в страхе изменения "я". Недоверие  к себе (неуверенность)  и
недоверие к  другим (страх изменения "я") создают  неразрешимую для личности
проблему "быть собой среди других".
     Основанная   на  патогенезе   неврозов   психотерапия   направлена   на
восстановление  и  укрепление  психического  единства  личности  в  процессе
семейной, индивидуальной и групповой психотерапии.
     Задача    семейной    психотерапии    заключается    в   восстановлении
функционального  единства   семьи   посредством   нормализации  отношений  и
психического здоровья ее членов. В первую очередь это относится к родителям,
психотерапия у  которых  проводится одновременно  с  психотерапией  у детей.
Вместе с формированием оптимального настроя родителей на лечение, изменением
их  взглядов  на  воспитание и сотрудничеством с  врачом  в  разрешении ряда
семейных проблем это создает необходимые предпосылки для психотерапии детей.
     Задача индивидуальной  психотерапии состоит  в достижении  психического
единства  и   актуализации  возможностей  развития  посредством  перестройки
отношений,   разрешения   внутреннего   конфликта,   устранения  блокирующих
личностное   развитие   страха  изменения   "я",  неуверенности  в  себе   и
болезненного   перенапряжения   психофизиологических   ресурсов   организма.
Действенность   психотерапевтического   вмешательства,   включая   внушение,
объясняется принципиально обратимым  характером  невротических  расстройств,
когда  усиление  здорового  "я",  адаптивных  систем  организма  в  процессе
психотерапии  сопровождается  ослаблением  и  отторжением болезненного  "я",
клинических  проявлений  невроза, укрепляя  тем самым  ядро  личности  и  ее
психическое единство. Интеграции "я" способствует доверие врача  и родителей
к больному.  Вместе с улучшением самочувствия это развивает доверие к себе и
отзывчивость к другим, что создает веру  в себя,  выражаемую  уверенностью в
своих  силах  и  возможностях,  решительностью  в  действиях.  В  результате
индивидуальной  психотерапии  развивается умение  контролировать  чувства  и
владеть собой.
     Необходимым  условием  для  проведения групповой психотерапии  является
позитивная  динамика  личностных  изменений  при индивидуальной психотерапии
ввиду  улучшения  нервно-психического состояния больного,  в  первую очередь
уменьшения возбудимости,  астении и психомоторных расстройств, разрешения  в
основных чертах внутреннего конфликта, развития доверия к себе и уверенности
в своих  силах.  Задача  групповой  психотерапии  заключается  в  укреплении
психического  единства   личности  посредством   нормализации  межличностных
отношений.  Обучающей   моделью   адаптивного  взаимодействия  служит   сама
психотерапевтическая  группа, состоящая вначале из  сверстников,  а затем из
сверстников и взрослых.
     В рассматриваемом значении психотерапия означает не возврат к прошлому,
а  свободу   от   его   посягательств   на  настоящее  и   будущее   снятием
зафиксированных в  прошлом  опыте  страхов и  тревог, уверенность  в  себе и
одновременно  в своей способности соответствовать другим, быть  среди них. В
этом плане особое значение приобретает коррекция недоверия родителей к детям
(в процессе семейной  психотерапии),  недоверия детей  к  себе  (в  процессе
индивидуальной   психотерапии),  недоверия  к  другим,  выражаемого  страхом
изменения  "я" в процессе  групповой психотерапии, что приводит к разрешению
личностной проблемы "быть собой среди других".
     Таким  образом,   семейная,  индивидуальная  и  групповая  психотерапия
представляет  стадии  единого,  системно  понимаемого  психотерапевтического
процесса, направленного на восстановление и укрепление психического единства
личности посредством нормализации отношений в семье (семейная психотерапия),
разрешения внутреннего конфликта (индивидуальная психотерапия) и налаживания
отношений     со     сверстниками    (групповая    психотерапия).     Итогом
психотерапевтического    процесса    является    нормализация   психического
функционирования   и   актуализация  возможностей   личностного  развития  в
социальном контексте отношений.
     Без  оказания  соответствующей  психотерапевтической помощи психогенные
нарушения   в   формировании    личности   детей   становятся   устойчивыми,
эгоцентрически   заостренными   и   тормозимыми   чертами   характера,   что
способствует  появлению  у  них  в  дальнейшем  под  влиянием  тех или  иных
жизненных  трудностей  аффективно  неразрешимых проблем  общения и понимания
других людей,  которые,  в  свою  очередь,  могут  оказывать неблагоприятное
воздействие на взаимопонимание  в браке и воспитание  детей. Разорвать  этот
замкнутый    круг    можно    только    широким    комплексом    социальных,
медико-педагогических,    психопрофилактических    и    психотерапевтических
мероприятий, включая  дальнейшее развитие специализированной Службы семьи  и
организацию направленной психотерапевтической помощи детям и подросткам.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Ваше отношение к совмещению работы с учебой студентами медицинского ВУЗа дневного отделения

Совмещение неприемлемо, работа мешает учебе
Совмещение возможно, если работа связана с медициной
Совмещение возможно, если требуют материальные обстоятельства
Совмещение желательно, т.к. работа способствует профессиональному становлению



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2017. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.