Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 ГЛАВА IX. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика / ГЛАВА IX. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 2106; прочтений - 8805
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

ГЛАВА IX
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

   Международный консенсус первой и важнейшей задачей программы по успешному лечению бронхиальной астмы предусматривает просвещение и обучение пациентов по различным вопросам астмы.
   Эффективность терапии бронхиальной астмы у детей тесно связана с тщательным выполнением родителями квалифицированных врачебных рекомендаций. Недостаточная осведомленность родителей об основных этиологических факторах, лежащих в основе развития и обострений бронхиальной астмы, а также о существующих современных методах лечения приводит к тому, что многие из них игнорируют назначения врачей, самостоятельно прекращают лечение или пользуются услугами неспециалистов.
   Образование является необходимой составной частью комплексной программы лечения детей с бронхиальной астмой. Создание российских образовательных программ относится к числу центральных разделов национальной программы, актуальность которой значительно возрастает в период недостаточного финансирования здравоохранения
   Одной из лучших и эффективных форм обучения родителей являются систематические занятия в астма-школе.
   Основной целью педиатрической астма-школы является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у детей и контроль за течением болезни у них посредством образования родителей ребенка или самого пациента-подростка. В ходе этих занятий семья больного ребенка или подросток получают необходимую информацию о причинах развития и основах патогенеза бронхиальной астмы, об основных принципах противорецидивной, противовоспалительной и бронхолитической терапии.
   В основу астма-школы заложены следующие концептуальные положения: 1) здоровье пациента может быть восстановлено только при обеспечении здорового образа жизни; 2) психологическая реабилитация должна предшествовать физической; 3) необходимы знания основ фармакотерапии и самоконтроля; 4) семья главный этап реабилитации больного. Введение этих принципов позволяет снизить частоту обострения бронхиальной астмы у детей в 2,8 раза.
   Составлению программы должно предшествовать анкетирование родителей с целью определения их исходного уровня знаний.
   В астма-школе родители убеждаются, что они не одиноки, что рядом с ними такие же страждущие, что им хотят помочь врачи и ученые-специалисты, и все они объединены одним желанием избавить детей от тяжелых симптомов астмы, научить управлять болезнью. Партнерские отношения должны включать постоянную оценку симптомов болезни и возможность регулярно получать консультативную помощь.
   Особого такта и выдержки необходимо придерживаться при обучении подростков, когда они входят в пубертатный период, и течение астмы во многом зависит от адекватности их поведения и систематичного лечения.
   Возможно, имеет смысл создание астма-клубов для подростков в виде переходного этапа от астма-школы в детской практике к астма-школе взрослых.
   Необходимо подчеркнуть более высокую эффективность лечения при условии образования как всей семьи, так и врача, постоянно наблюдающего за ребенком, страдающим бронхиальной астмой.
   В больнице дети, страдающие бронхиальной астмой различной степени тяжести в приступном периоде, в астматическом состоянии, нуждаются в постоянном врачебном контроле. Задача этого этапа программы состоит в подборе индивидуальной схемы медикаментозного лечения с доступным для детей и родителей разъяснением целесообразности того или иного вида терапии, в выборе врачом немедикаментозного метода лечения больного.
   Образование пациентов и родителей на этом этапе включает:
   1 - получение элементарных сведений об анатомии, физиологии дыхания, сущности их заболевания; принципы лекарственной терапии, необходимость противовоспалительной терапии; принципы аллергодиагностики.
   2 - обучение детей самоконтролю состояния, оценке симптомов болезни с помощью пикфлоуметров, подсчету пульса, частоты дыхания, контрольной паузы, ведению дневника;
   3 - обучение дыхательным методикам по методу биологически обратной связи или волевого управления дыханием в зависимости от возраста, тяжести заболевания, психологических особенностей пациента;
   4 - обучение общей релаксации, элементам аутотренинга, самомассажу биологически активных точек (БАТ) для активного использования в приступном периоде наряду с дыхательной гимнастикой;
   5 - обучение родителей оценке соматического состояния ребенка, правильной трактовке проявлений заболевания;
   6 - обучение родителей необходимым навыкам экстренной помощи (медикаментозное лечение, устранение неблагоприятных факторов, водный режим, классический массаж и массаж биологически активных точек, дыхательная гимнастика, психотерапевтические приемы; обращение к врачу);
   7 - беседы с родителями пациента об особенностях его психологического статуса (тестирование проводится по проективным методикам-рисункам, тестам на память и внимание); выяснение психологического климата в семье; овладение приемами оценки психического состояния ребенка и возможной его коррекции;
   8 - обучение родителей контролю за состоянием ребенка и выполнением рекомендаций врача в межприступном периоде, во время ремиссии.
   Практика свидетельствует, что при осуществлении образовательных программ снижается:
   - количество приступов астмы;
   - частота обращений за медицинской помощью;
   - количество пропусков школьных занятий;
   - количество листов нетрудоспособности у родителей в связи с уходом за больными детьми;
   - бронхолабильность дыхательных путей;
   - число госпитализаций.
   Образовательные программы не ограничены только отношением врач - родители (врач - пациент). В педиатрии система межличностных контактов значительно раздвигает границы и может быть обозначена как:
   - родители - ребенок;
   - ребенок - сверстники;
   - ребенок - воспитатель, учитель;
   - ребенок - медицинский персонал;
   - ребенок - взрослые.
   Обучение всех, кто окружает больного ребенка, их сотрудничество на всех этапах позволяет улучшить течение, оптимизировать прогноз заболевания, снизить процент инвалидизации и повысить качество жизни детей, страдающих бронхиальной астмой.
   Представляется целесообразным создание республиканских (городских) детских астма-центров, позволяющих проводить комплексные согласованные лечебно-профилактические мероприятия в конкретных условиях, обеспечить продолжительное наблюдение за больными (от грудного до подросткового возраста); уменьшить финансовые затраты на дублирующие друг друга медицинские службы и подразделения.
   В задачи астма-центра входит:
   - разработка теоретических основ стратегии ведения больных бронхиальной астмой детей;
   - определение основных принципов лечения в данном регионе;
   - проведение углубленной диагностики (в том числе аллергологической);
   - консультация больных детей, коррекция проводимого лечения;
   - создание астма-школ для больных детей и их родителей;
   - определение показаний для обследования и лечения у смежных специалистов;
   - определение целесообразности применения различных немедикаментозных методов лечения;
   - специализация и повышение квалификации врачей по астмологии.
   Консультации специалистов по бронхиальной астме рационально проводить именно в условиях подобных центров.
   Отдельного внимания заслуживает решение вопросов социальной адаптации детей, страдающих бронхиальной астмой. В этом плане индивидуальный подход к реабилитации больного ребенка должен предусматривать наблюдение психолога, консультации социальных работников (изменение жилищно-бытовых условий и т.п.).
   В функцию психолога - специалиста по бронхиальной астме входит:
   - разработка форм и методов работы с больным и его семьей;
   - проведение циклов индивидуальных или групповых занятий с больным и его семьей;
   - планирование посещений психолога больным и его семьей.
   Больной может планировать посещение психолога самостоятельно
   Одной из важных мер социальной адаптации является своевременная профессиональная ориентация детей, больных бронхиальной астмой, с участием школьного врача, педагогов и родителей.
  

   Комплекс социальных, педагогических, медицинских мероприятий, направленных на повышение качества жизни больных.
   Для эффективного ОБРАЗОВАНИЯ необходимо:
   -Наличие образованных врачей, медсестер, причастных к вопросам астмы.
   -Методическое обеспечение ( печатная продукция, видео, средства массовой информации, телефон помощи).
   -Возможность контроля течения болезни использованием пикфлоуметрови аппаратов для оценки фвд.
   -Наличие широкого спектра противоастматических препаратов и средств доставки (спейсеров, небулайзеров).
   -Сотрудничество пациента и врача(комплайнс)

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

-стоимости лечения астмы
-экономически рациональных и наиболее эффективных методах лечения.

-умению ориентироваться в психологических, правовых, социальных проблемах больного.

   

ОБРАЗОВАНИЕ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА И ЕГО РОДИТЕЛЕЙ

ЦЕЛЬ:

Приобретение знаний о заболевании, навыков самопомощи, ориентации в различных ситуациях, психологическая коррекция для успешного контроля над симптомами астмы и повышения качества жизни.

СОТРУДНИЧЕСТВО (КОМПЛАЙНС) ГЛАВНЫЙ АСПЕКТ УСПЕШНОГО КОНТРОЛЯ АСТМЫ

СОТРУДНИЧЕСТВО это соглашение, достигнутое между врачом, медицинской сестрой и пациентом, о том, какие действия необходимо предпринимать для лечения астмы или в особых ситуациях. Соглашение представлено в виде плана самоведения.

Принципы обучения больных детей и родителей:

   -здоровый образ жизни;
   -знание причин формирования астмы у ребенка;
   -выделение управляемых факторов риска формирования и обострения астмы;
   -клинико-функциональный самоконтроль за течением астмы;
   -динамическое наблюдение у специалиста.
   Родителей и детей старшего возраста   необходимо обучить:
   -правилам пользования пикфлоуметром;
   -систематическому ведению записей его значений;
   -определению уровня опасных и безопасных показателей пикфлоуметра (система цветовых зон);
   -немедленному извещению врача в случае опасного уровня показателя.

АСТМА-ШКОЛА

  Это форма образования пациентов и их родителей, включающая циклы лекций и практических занятий, необходимых для повышения уровня знаний о болезни, приобретения навыков самопомощи и самоконтроля, психологической коррекции поведения больного и членов семьи.

Программа подготовки в астма-школе должна включать следующую БАЗИСНУЮ ИНФОРМАЦИЮ:
   -Сведения об анатомии, физиологии дыхания, сущности заболевания.
   -Информацию о триггерах, факторах риска, методах профилактики.
   -Симптомы обострения, приступа, тактику оказания помощи при приступе.
   -Обучение пользованию пикфлоуметром для оценки симптомов болезни.
   -Сведения о медикаментозной терапии.
   -Обучение навыкам пользования ингаляторами.
   -Обучение подростков навыкам самоконтроля и оценки состояния по системе цветовых зон.
   -Обсуждение планов длительного ведения больного.

АСТМА-ЦЕНТР
(городской, областной, республиканский)

ЗАДАЧИ:
   
-Адаптация национальных рекомендаций к локальным условиям.
   -Проведение углубленной диагностики (в том числе функциональной, аллергологической) и консультации у смежных специалистов.
   -Диспансеризация больных.
   -Образование при бронхиальной астме.
   -Помощь в организации больных.
   -Пропаганда стратегии борьбы с бронхиальной астмой.
   -Сотрудничество с фармацевтическими структурами для обеспечения больных высокоэффективными противоастматическими препаратами.

ДЛИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА АСТМОЙ:
Ступенчатый подход к образованию родителей и больных детей

СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЙ ЭТАП

Формирование астма-клубов.
Организация больных в обществе.
Выработка стратегии борьбы с астмой.
Повышение качества жизни больного.

РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП

Адресное образование с

гибким формированием многочисленных групп.
Контроль знаний, полученных на базисном этапе.
Закрепление, углубление знаний и навыков.
Дополнительные знания (закаливание, дыхательная гимнастика).
Помощь больному в социальных, правовых вопросах.
Текущая работа с психологом.

БАЗИСНЫЙ ЭТАП

Формирование групп.
Выяснение исходного уровня знаний.
Первичное образование в астма-школе.
Изучение ситуации в семье и психологическая помощь.
Оценка окружения больного и коррекция его поведения.

Опубликовано с разрешения администрации  Русского Медицинского Журнала.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Какую сумму Вы лично потратили на платные медицинские услуги за последние 12 месяцев (помимо расходов, покрытых полисами медицинского страхования)?

Менее 6000 рублей (менее 100 USD)
От 6000 до 9000 рублей (100-150 USD)
От 9000 до 13000 рублей (150-200 USD)
От 13000 до 16000 рублей (200-250 USD)
От 16000 до 21000 рублей (250-300 USD)
Более 21000 рублей (более 300 USD)
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2016. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.