Главная    Med Top 50    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы
· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Словари
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное · Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения · Тендеры
· Исследования
· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события · Быстрый поиск
· Расширенный поиск
· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат
· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов

Рекламa
 

Статистика



 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 ГЛАВА IX. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика / ГЛАВА IX. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Закладки Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 2106; прочтений - 9009
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px



ГЛАВА IX
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

   Международный консенсус первой и важнейшей задачей программы по успешному лечению бронхиальной астмы предусматривает просвещение и обучение пациентов по различным вопросам астмы.
   Эффективность терапии бронхиальной астмы у детей тесно связана с тщательным выполнением родителями квалифицированных врачебных рекомендаций. Недостаточная осведомленность родителей об основных этиологических факторах, лежащих в основе развития и обострений бронхиальной астмы, а также о существующих современных методах лечения приводит к тому, что многие из них игнорируют назначения врачей, самостоятельно прекращают лечение или пользуются услугами неспециалистов.
   Образование является необходимой составной частью комплексной программы лечения детей с бронхиальной астмой. Создание российских образовательных программ относится к числу центральных разделов национальной программы, актуальность которой значительно возрастает в период недостаточного финансирования здравоохранения
   Одной из лучших и эффективных форм обучения родителей являются систематические занятия в астма-школе.
   Основной целью педиатрической астма-школы является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у детей и контроль за течением болезни у них посредством образования родителей ребенка или самого пациента-подростка. В ходе этих занятий семья больного ребенка или подросток получают необходимую информацию о причинах развития и основах патогенеза бронхиальной астмы, об основных принципах противорецидивной, противовоспалительной и бронхолитической терапии.
   В основу астма-школы заложены следующие концептуальные положения: 1) здоровье пациента может быть восстановлено только при обеспечении здорового образа жизни; 2) психологическая реабилитация должна предшествовать физической; 3) необходимы знания основ фармакотерапии и самоконтроля; 4) семья главный этап реабилитации больного. Введение этих принципов позволяет снизить частоту обострения бронхиальной астмы у детей в 2,8 раза.
   Составлению программы должно предшествовать анкетирование родителей с целью определения их исходного уровня знаний.
   В астма-школе родители убеждаются, что они не одиноки, что рядом с ними такие же страждущие, что им хотят помочь врачи и ученые-специалисты, и все они объединены одним желанием избавить детей от тяжелых симптомов астмы, научить управлять болезнью. Партнерские отношения должны включать постоянную оценку симптомов болезни и возможность регулярно получать консультативную помощь.
   Особого такта и выдержки необходимо придерживаться при обучении подростков, когда они входят в пубертатный период, и течение астмы во многом зависит от адекватности их поведения и систематичного лечения.
   Возможно, имеет смысл создание астма-клубов для подростков в виде переходного этапа от астма-школы в детской практике к астма-школе взрослых.
   Необходимо подчеркнуть более высокую эффективность лечения при условии образования как всей семьи, так и врача, постоянно наблюдающего за ребенком, страдающим бронхиальной астмой.
   В больнице дети, страдающие бронхиальной астмой различной степени тяжести в приступном периоде, в астматическом состоянии, нуждаются в постоянном врачебном контроле. Задача этого этапа программы состоит в подборе индивидуальной схемы медикаментозного лечения с доступным для детей и родителей разъяснением целесообразности того или иного вида терапии, в выборе врачом немедикаментозного метода лечения больного.
   Образование пациентов и родителей на этом этапе включает:
   1 - получение элементарных сведений об анатомии, физиологии дыхания, сущности их заболевания; принципы лекарственной терапии, необходимость противовоспалительной терапии; принципы аллергодиагностики.
   2 - обучение детей самоконтролю состояния, оценке симптомов болезни с помощью пикфлоуметров, подсчету пульса, частоты дыхания, контрольной паузы, ведению дневника;
   3 - обучение дыхательным методикам по методу биологически обратной связи или волевого управления дыханием в зависимости от возраста, тяжести заболевания, психологических особенностей пациента;
   4 - обучение общей релаксации, элементам аутотренинга, самомассажу биологически активных точек (БАТ) для активного использования в приступном периоде наряду с дыхательной гимнастикой;
   5 - обучение родителей оценке соматического состояния ребенка, правильной трактовке проявлений заболевания;
   6 - обучение родителей необходимым навыкам экстренной помощи (медикаментозное лечение, устранение неблагоприятных факторов, водный режим, классический массаж и массаж биологически активных точек, дыхательная гимнастика, психотерапевтические приемы; обращение к врачу);
   7 - беседы с родителями пациента об особенностях его психологического статуса (тестирование проводится по проективным методикам-рисункам, тестам на память и внимание); выяснение психологического климата в семье; овладение приемами оценки психического состояния ребенка и возможной его коррекции;
   8 - обучение родителей контролю за состоянием ребенка и выполнением рекомендаций врача в межприступном периоде, во время ремиссии.
   Практика свидетельствует, что при осуществлении образовательных программ снижается:
   - количество приступов астмы;
   - частота обращений за медицинской помощью;
   - количество пропусков школьных занятий;
   - количество листов нетрудоспособности у родителей в связи с уходом за больными детьми;
   - бронхолабильность дыхательных путей;
   - число госпитализаций.
   Образовательные программы не ограничены только отношением врач - родители (врач - пациент). В педиатрии система межличностных контактов значительно раздвигает границы и может быть обозначена как:
   - родители - ребенок;
   - ребенок - сверстники;
   - ребенок - воспитатель, учитель;
   - ребенок - медицинский персонал;
   - ребенок - взрослые.
   Обучение всех, кто окружает больного ребенка, их сотрудничество на всех этапах позволяет улучшить течение, оптимизировать прогноз заболевания, снизить процент инвалидизации и повысить качество жизни детей, страдающих бронхиальной астмой.
   Представляется целесообразным создание республиканских (городских) детских астма-центров, позволяющих проводить комплексные согласованные лечебно-профилактические мероприятия в конкретных условиях, обеспечить продолжительное наблюдение за больными (от грудного до подросткового возраста); уменьшить финансовые затраты на дублирующие друг друга медицинские службы и подразделения.
   В задачи астма-центра входит:
   - разработка теоретических основ стратегии ведения больных бронхиальной астмой детей;
   - определение основных принципов лечения в данном регионе;
   - проведение углубленной диагностики (в том числе аллергологической);
   - консультация больных детей, коррекция проводимого лечения;
   - создание астма-школ для больных детей и их родителей;
   - определение показаний для обследования и лечения у смежных специалистов;
   - определение целесообразности применения различных немедикаментозных методов лечения;
   - специализация и повышение квалификации врачей по астмологии.
   Консультации специалистов по бронхиальной астме рационально проводить именно в условиях подобных центров.
   Отдельного внимания заслуживает решение вопросов социальной адаптации детей, страдающих бронхиальной астмой. В этом плане индивидуальный подход к реабилитации больного ребенка должен предусматривать наблюдение психолога, консультации социальных работников (изменение жилищно-бытовых условий и т.п.).
   В функцию психолога - специалиста по бронхиальной астме входит:
   - разработка форм и методов работы с больным и его семьей;
   - проведение циклов индивидуальных или групповых занятий с больным и его семьей;
   - планирование посещений психолога больным и его семьей.
   Больной может планировать посещение психолога самостоятельно
   Одной из важных мер социальной адаптации является своевременная профессиональная ориентация детей, больных бронхиальной астмой, с участием школьного врача, педагогов и родителей.
  

   Комплекс социальных, педагогических, медицинских мероприятий, направленных на повышение качества жизни больных.
   Для эффективного ОБРАЗОВАНИЯ необходимо:
   -Наличие образованных врачей, медсестер, причастных к вопросам астмы.
   -Методическое обеспечение ( печатная продукция, видео, средства массовой информации, телефон помощи).
   -Возможность контроля течения болезни использованием пикфлоуметрови аппаратов для оценки фвд.
   -Наличие широкого спектра противоастматических препаратов и средств доставки (спейсеров, небулайзеров).
   -Сотрудничество пациента и врача(комплайнс)

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

-стоимости лечения астмы
-экономически рациональных и наиболее эффективных методах лечения.

-умению ориентироваться в психологических, правовых, социальных проблемах больного.

   

ОБРАЗОВАНИЕ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА И ЕГО РОДИТЕЛЕЙ

ЦЕЛЬ:

Приобретение знаний о заболевании, навыков самопомощи, ориентации в различных ситуациях, психологическая коррекция для успешного контроля над симптомами астмы и повышения качества жизни.

СОТРУДНИЧЕСТВО (КОМПЛАЙНС) ГЛАВНЫЙ АСПЕКТ УСПЕШНОГО КОНТРОЛЯ АСТМЫ

СОТРУДНИЧЕСТВО это соглашение, достигнутое между врачом, медицинской сестрой и пациентом, о том, какие действия необходимо предпринимать для лечения астмы или в особых ситуациях. Соглашение представлено в виде плана самоведения.

Принципы обучения больных детей и родителей:

   -здоровый образ жизни;
   -знание причин формирования астмы у ребенка;
   -выделение управляемых факторов риска формирования и обострения астмы;
   -клинико-функциональный самоконтроль за течением астмы;
   -динамическое наблюдение у специалиста.
   Родителей и детей старшего возраста   необходимо обучить:
   -правилам пользования пикфлоуметром;
   -систематическому ведению записей его значений;
   -определению уровня опасных и безопасных показателей пикфлоуметра (система цветовых зон);
   -немедленному извещению врача в случае опасного уровня показателя.

АСТМА-ШКОЛА

  Это форма образования пациентов и их родителей, включающая циклы лекций и практических занятий, необходимых для повышения уровня знаний о болезни, приобретения навыков самопомощи и самоконтроля, психологической коррекции поведения больного и членов семьи.

Программа подготовки в астма-школе должна включать следующую БАЗИСНУЮ ИНФОРМАЦИЮ:
   -Сведения об анатомии, физиологии дыхания, сущности заболевания.
   -Информацию о триггерах, факторах риска, методах профилактики.
   -Симптомы обострения, приступа, тактику оказания помощи при приступе.
   -Обучение пользованию пикфлоуметром для оценки симптомов болезни.
   -Сведения о медикаментозной терапии.
   -Обучение навыкам пользования ингаляторами.
   -Обучение подростков навыкам самоконтроля и оценки состояния по системе цветовых зон.
   -Обсуждение планов длительного ведения больного.

АСТМА-ЦЕНТР
(городской, областной, республиканский)

ЗАДАЧИ:
   
-Адаптация национальных рекомендаций к локальным условиям.
   -Проведение углубленной диагностики (в том числе функциональной, аллергологической) и консультации у смежных специалистов.
   -Диспансеризация больных.
   -Образование при бронхиальной астме.
   -Помощь в организации больных.
   -Пропаганда стратегии борьбы с бронхиальной астмой.
   -Сотрудничество с фармацевтическими структурами для обеспечения больных высокоэффективными противоастматическими препаратами.

ДЛИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА АСТМОЙ:
Ступенчатый подход к образованию родителей и больных детей

СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЙ ЭТАП

Формирование астма-клубов.
Организация больных в обществе.
Выработка стратегии борьбы с астмой.
Повышение качества жизни больного.

РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП

Адресное образование с

гибким формированием многочисленных групп.
Контроль знаний, полученных на базисном этапе.
Закрепление, углубление знаний и навыков.
Дополнительные знания (закаливание, дыхательная гимнастика).
Помощь больному в социальных, правовых вопросах.
Текущая работа с психологом.

БАЗИСНЫЙ ЭТАП

Формирование групп.
Выяснение исходного уровня знаний.
Первичное образование в астма-школе.
Изучение ситуации в семье и психологическая помощь.
Оценка окружения больного и коррекция его поведения.

Опубликовано с разрешения администрации  Русского Медицинского Журнала.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах



Реклама

Мнение МедРунета
Ваше отношение к совмещению работы с учебой студентами медицинского ВУЗа дневного отделения

Совмещение неприемлемо, работа мешает учебе
Совмещение возможно, если работа связана с медициной
Совмещение возможно, если требуют материальные обстоятельства
Совмещение желательно, т.к. работа способствует профессиональному становлению



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети

Реклама


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |





MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.18. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2017. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.