ГЛАВА IX. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ |
|
Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика / ГЛАВА IX. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Cлов в этом тексте - 2106; прочтений - 10628 Размер шрифта:
12px |
16px |
20px
ГЛАВА IX
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Международный консенсус первой и важнейшей задачей программы по успешному
лечению бронхиальной астмы предусматривает просвещение и обучение пациентов по
различным вопросам астмы.
Эффективность терапии бронхиальной астмы у детей тесно связана с тщательным
выполнением родителями квалифицированных врачебных рекомендаций. Недостаточная
осведомленность родителей об основных этиологических факторах, лежащих в основе
развития и обострений бронхиальной астмы, а также о существующих современных
методах лечения приводит к тому, что многие из них игнорируют назначения врачей,
самостоятельно прекращают лечение или пользуются услугами неспециалистов.
Образование является необходимой составной частью комплексной программы
лечения детей с бронхиальной астмой. Создание российских образовательных
программ относится к числу центральных разделов национальной программы,
актуальность которой значительно возрастает в период недостаточного
финансирования здравоохранения
Одной из лучших и эффективных форм обучения родителей являются
систематические занятия в астма-школе.
Основной целью педиатрической астма-школы является повышение эффективности
терапии бронхиальной астмы у детей и контроль за течением болезни у них
посредством образования родителей ребенка или самого пациента-подростка. В ходе
этих занятий семья больного ребенка или подросток получают необходимую
информацию о причинах развития и основах патогенеза бронхиальной астмы, об
основных принципах противорецидивной, противовоспалительной и бронхолитической
терапии.
В основу астма-школы заложены следующие концептуальные положения: 1) здоровье
пациента может быть восстановлено только при обеспечении здорового образа жизни;
2) психологическая реабилитация должна предшествовать физической; 3) необходимы
знания основ фармакотерапии и самоконтроля; 4) семья главный этап реабилитации
больного. Введение этих принципов позволяет снизить частоту обострения
бронхиальной астмы у детей в 2,8 раза.
Составлению программы должно предшествовать анкетирование родителей с целью
определения их исходного уровня знаний.
В астма-школе родители убеждаются, что они не одиноки, что рядом с ними такие
же страждущие, что им хотят помочь врачи и ученые-специалисты, и все они
объединены одним желанием избавить детей от тяжелых симптомов астмы, научить
управлять болезнью. Партнерские отношения должны включать постоянную оценку
симптомов болезни и возможность регулярно получать консультативную помощь.
Особого такта и выдержки необходимо придерживаться при обучении подростков,
когда они входят в пубертатный период, и течение астмы во многом зависит от
адекватности их поведения и систематичного лечения.
Возможно, имеет смысл создание астма-клубов для подростков в виде переходного
этапа от астма-школы в детской практике к астма-школе взрослых.
Необходимо подчеркнуть более высокую эффективность лечения при условии
образования как всей семьи, так и врача, постоянно наблюдающего за ребенком,
страдающим бронхиальной астмой.
В больнице дети, страдающие бронхиальной астмой различной степени тяжести в
приступном периоде, в астматическом состоянии, нуждаются в постоянном врачебном
контроле. Задача этого этапа программы состоит в подборе индивидуальной схемы
медикаментозного лечения с доступным для детей и родителей разъяснением
целесообразности того или иного вида терапии, в выборе врачом немедикаментозного
метода лечения больного.
Образование пациентов и родителей на этом этапе включает:
1 - получение элементарных сведений об анатомии, физиологии дыхания, сущности
их заболевания; принципы лекарственной терапии, необходимость
противовоспалительной терапии; принципы аллергодиагностики.
2 - обучение детей самоконтролю состояния, оценке симптомов болезни с помощью
пикфлоуметров, подсчету пульса, частоты дыхания, контрольной паузы, ведению
дневника;
3 - обучение дыхательным методикам по методу биологически обратной связи или
волевого управления дыханием в зависимости от возраста, тяжести заболевания,
психологических особенностей пациента;
4 - обучение общей релаксации, элементам аутотренинга, самомассажу
биологически активных точек (БАТ) для активного использования в приступном
периоде наряду с дыхательной гимнастикой;
5 - обучение родителей оценке соматического состояния ребенка, правильной
трактовке проявлений заболевания;
6 - обучение родителей необходимым навыкам экстренной помощи (медикаментозное
лечение, устранение неблагоприятных факторов, водный режим, классический массаж
и массаж биологически активных точек, дыхательная гимнастика,
психотерапевтические приемы; обращение к врачу);
7 - беседы с родителями пациента об особенностях его психологического статуса
(тестирование проводится по проективным методикам-рисункам, тестам на память и
внимание); выяснение психологического климата в семье; овладение приемами оценки
психического состояния ребенка и возможной его коррекции;
8 - обучение родителей контролю за состоянием ребенка и выполнением
рекомендаций врача в межприступном периоде, во время ремиссии.
Практика свидетельствует, что при осуществлении образовательных программ
снижается:
- количество приступов астмы;
- частота обращений за медицинской помощью;
- количество пропусков школьных занятий;
- количество листов нетрудоспособности у родителей в связи с уходом за
больными детьми;
- бронхолабильность дыхательных путей;
- число госпитализаций.
Образовательные программы не ограничены только отношением врач - родители (врач
- пациент). В педиатрии система межличностных контактов значительно раздвигает
границы и может быть обозначена как:
- родители - ребенок;
- ребенок - сверстники;
- ребенок - воспитатель, учитель;
- ребенок - медицинский персонал;
- ребенок - взрослые.
Обучение всех, кто окружает больного ребенка, их сотрудничество на всех
этапах позволяет улучшить течение, оптимизировать прогноз заболевания, снизить
процент инвалидизации и повысить качество жизни детей, страдающих бронхиальной
астмой.
Представляется целесообразным создание республиканских (городских) детских
астма-центров, позволяющих проводить комплексные согласованные
лечебно-профилактические мероприятия в конкретных условиях, обеспечить
продолжительное наблюдение за больными (от грудного до подросткового возраста);
уменьшить финансовые затраты на дублирующие друг друга медицинские службы и
подразделения.
В задачи астма-центра входит:
- разработка теоретических основ стратегии ведения больных бронхиальной
астмой детей;
- определение основных принципов лечения в данном регионе;
- проведение углубленной диагностики (в том числе аллергологической);
- консультация больных детей, коррекция проводимого лечения;
- создание астма-школ для больных детей и их родителей;
- определение показаний для обследования и лечения у смежных специалистов;
- определение целесообразности применения различных немедикаментозных методов
лечения;
- специализация и повышение квалификации врачей по астмологии.
Консультации специалистов по бронхиальной астме рационально проводить именно
в условиях подобных центров.
Отдельного внимания заслуживает решение вопросов социальной адаптации детей,
страдающих бронхиальной астмой. В этом плане индивидуальный подход к
реабилитации больного ребенка должен предусматривать наблюдение психолога,
консультации социальных работников (изменение жилищно-бытовых условий и т.п.).
В функцию психолога - специалиста по бронхиальной астме входит:
- разработка форм и методов работы с больным и его семьей;
- проведение циклов индивидуальных или групповых занятий с больным и его
семьей;
- планирование посещений психолога больным и его семьей.
Больной может планировать посещение психолога самостоятельно
Одной из важных мер социальной адаптации является своевременная
профессиональная ориентация детей, больных бронхиальной астмой, с участием
школьного врача, педагогов и родителей.
Комплекс социальных, педагогических, медицинских мероприятий,
направленных на повышение качества жизни больных.
Для эффективного ОБРАЗОВАНИЯ необходимо:
-Наличие образованных врачей, медсестер, причастных к вопросам астмы.
-Методическое обеспечение ( печатная продукция, видео, средства массовой
информации, телефон помощи).
-Возможность контроля течения болезни использованием пикфлоуметрови
аппаратов для оценки фвд.
-Наличие широкого спектра противоастматических препаратов и средств
доставки (спейсеров, небулайзеров).
-Сотрудничество пациента и врача(комплайнс)
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
-стоимости лечения астмы
-экономически рациональных и наиболее эффективных методах лечения. |
-умению ориентироваться в психологических, правовых, социальных проблемах
больного. |
ОБРАЗОВАНИЕ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА И ЕГО РОДИТЕЛЕЙ
ЦЕЛЬ:
Приобретение знаний о заболевании, навыков самопомощи, ориентации в
различных ситуациях, психологическая коррекция для успешного контроля над
симптомами астмы и повышения качества жизни.
СОТРУДНИЧЕСТВО (КОМПЛАЙНС) ГЛАВНЫЙ АСПЕКТ УСПЕШНОГО КОНТРОЛЯ АСТМЫ
СОТРУДНИЧЕСТВО это соглашение, достигнутое между врачом, медицинской
сестрой и пациентом, о том, какие действия необходимо предпринимать для
лечения астмы или в особых ситуациях. Соглашение представлено в виде плана
самоведения.
Принципы обучения больных детей и родителей:
-здоровый образ жизни;
-знание причин формирования астмы у ребенка;
-выделение управляемых факторов риска формирования и обострения астмы;
-клинико-функциональный самоконтроль за течением астмы;
-динамическое наблюдение у специалиста.
Родителей и детей старшего возраста необходимо обучить:
-правилам пользования пикфлоуметром;
-систематическому ведению записей его значений;
-определению уровня опасных и безопасных показателей пикфлоуметра (система
цветовых зон);
-немедленному извещению врача в случае опасного уровня показателя.
АСТМА-ШКОЛА
Это форма образования пациентов и их родителей, включающая циклы лекций
и практических занятий, необходимых для повышения уровня знаний о болезни,
приобретения навыков самопомощи и самоконтроля, психологической коррекции
поведения больного и членов семьи.
Программа подготовки в астма-школе должна включать следующую БАЗИСНУЮ
ИНФОРМАЦИЮ:
-Сведения об анатомии, физиологии дыхания, сущности заболевания.
-Информацию о триггерах, факторах риска, методах профилактики.
-Симптомы обострения, приступа, тактику оказания помощи при приступе.
-Обучение пользованию пикфлоуметром для оценки симптомов болезни.
-Сведения о медикаментозной терапии.
-Обучение навыкам пользования ингаляторами.
-Обучение подростков навыкам самоконтроля и оценки состояния по системе
цветовых зон.
-Обсуждение планов длительного ведения больного.
АСТМА-ЦЕНТР
(городской, областной, республиканский)
ЗАДАЧИ:
-Адаптация национальных рекомендаций к локальным условиям.
-Проведение углубленной диагностики (в том числе функциональной,
аллергологической) и консультации у смежных специалистов.
-Диспансеризация больных.
-Образование при бронхиальной астме.
-Помощь в организации больных.
-Пропаганда стратегии борьбы с бронхиальной астмой.
-Сотрудничество с фармацевтическими структурами для обеспечения больных
высокоэффективными противоастматическими препаратами.
ДЛИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА АСТМОЙ:
Ступенчатый подход к образованию родителей и больных детей
СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЙ ЭТАП
Формирование астма-клубов.
Организация больных в обществе.
Выработка стратегии борьбы с астмой.
Повышение качества жизни больного. |
РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП
Адресное образование с
гибким формированием многочисленных групп.
Контроль знаний, полученных на базисном этапе.
Закрепление, углубление знаний и навыков.
Дополнительные знания (закаливание, дыхательная гимнастика).
Помощь больному в социальных, правовых вопросах.
Текущая работа с психологом. |
БАЗИСНЫЙ ЭТАП
Формирование групп.
Выяснение исходного уровня знаний.
Первичное образование в астма-школе.
Изучение ситуации в семье и психологическая помощь.
Оценка окружения больного и коррекция его поведения. |
Опубликовано с разрешения администрации Русского
Медицинского Журнала.
[ Оглавление книги | Главная страница раздела ] |
Поиск по медицинской библиотеке |
|
|
|
| |
|
|