Кардиолог Алексей Сеитов: в медицине эгоисты не задерживаются
Заведующий кардиологическим отделением – о том, почему врачи должны находить время на общение с пациентами, как современные препараты сделали революцию в терапии «безнадежных больных» и почему в медицине есть место не только науке, но и творчеству.
«Медицина – это и про науку, и про искусство. Лечение – это, безусловно,
творчество, но без знаний оно не принесет никакой пользы», - уверен герой нашей
беседы. Во Всемирный день кардиолога, который отмечается 6 июля, предлагаем
интервью с одним из самых опытных специалистов окружного Кардиодиспансера. Более
20 лет Алексей Сеитов помогает югорчанам побеждать сердечные болезни.
Кардиологическому отделению, которое возглавляет врач, без малого - 12 лет.
Ежегодно в нём получают помощь более 2,5 тысяч человек – это не только жители
Сургута и Сургутского района, но и всей Югры.
СПРАВКА: Алексей Александрович Сеитов – врач-кардиолог, заведующий
кардиологическим отделением №1. В 1996 году окончил Тюменский медицинский
институт, после чего приехал в Сургут. Алексей Александрович родом из небольшого
югорского поселка Перегрёбное, что в Октябрьском районе. Рос в многодетной семье
и был восьмым ребенком.
- Почему вы выбрали медицину?
- Врачом не хотел стать до 9 класса. Я мечтал то о геологии, то о военном
деле. Все изменила беседа с сестрой, которая будучи студенткой Тюменского
мединститута, с восхищением рассказывала о своей жизни и, конечно, учёбе. Вуз, и
тогда, и сейчас, - один из старейших в стране, в нем преподают известные
отечественные ученые, доктора наук. Наш разговор с сестрой, Татьяной
Александровной, тогда очень меня впечатлил. Рассказ был очень «заразительный»
(Смеется.).
- Помните свою учёбу?
- Учиться было очень сложно. Медицина – это трудный путь. До обеда студенты
посещали семинары, после – слушали лекции. Мы буквально выкраивали свободное
время. Почему-то у нас считалось, что пока не пройдешь рубеж третьей сессии,
тебя и будущим врачом считать нельзя было. К этому времени каждый уже видел себя
либо в хирургии, либо в терапии. Я выбирал из двух специальностей, кардиологии и
неврологии.
- И все-таки выбрали кардиологию. А что этому решению способствовало?
- После окончания вуза я проходил интернатуру в многопрофильном медицинском
учреждении. Сегодня – это Сургутская окружная клиническая больница. Я попал в
очень дружный коллектив. Заведующая кардиологическим отделением Голубева Людмила
Александровна стала для меня отличным наставником. Атмосфера в коллективе была
доброжелательной и комфортной, дружественной. Работать было очень интересно и,
на мой взгляд, кардиология тогда была одним из самых передовых отделений в
терапевтическом корпусе.
- А сложно было работать в те годы?
- В те годы обходились, как говорится, своей головой. Поговорить с пациентом,
выяснить его жалобы, узнать историю заболевания, «послушать», «постучать»
(аускультация, перкуссия) – без этого не обходился ни один осмотр. Сегодня врачи
работают уже в других условиях – и это тоже хорошо. Ведь благодаря алгоритмам,
стандартам оказания помощи, разнообразию медикаментозной терапии, современному
оборудования, мы стали быстрее работать. Раньше диагностика занимала несколько
дней, и инфаркт лечили 21 день! Сегодня мы достоверно знаем обо всем, что
происходит в организме человека уже в течение первых часов его поступления в
стационар.
- А как состоялось ваше знакомство с Кардиоцентром?
- Как известно, первые операции на сердце в Югре кардиохирурги проводили на
арендованных площадях районной больницы, где по соседству находилось и
кардиологическое отделение, в котором я работал. Так мы и познакомились с
коллегами, вместе спасая пациентов. Спустя время мне предложили перейти к ним.
Честно говоря, я не сразу дал ответ. Это было очень интересное предложение для
меня, сравнимое с решением поступить в медицинский вуз или выбором
специальности. И в тоже время, я к отделению кардиологии очень привык, коллеги
многому меня научили. Но отпустили (Улыбается.).
- Вы воспитали не одно поколение врачей. А часто самому приходилось
оказываетесь на месте Людмилы Голубевой?
- Ольга Митрофановна Золотенкова, Анастасия Максименко – коллеги, с которыми
я работал с момента основания отделения неотложной кардиологии. Каждой из них в
разное время предложили новые должности, как и однажды Ирине Астраханцевой –
тоже замечательному врачу, талантливому и ценному специалисту. Мы стали одной
семьей, дружной командой. Но разве я мог им препятствовать? Уходят из отделения
врачи, которые выросли из статуса моих подчиненных – им пора быть
самостоятельными фигурами в кардиологии, чему я очень рад. Но и сейчас я не
один, у меня самый лучший врачебный коллектив в Центре, на мой взгляд. Молодые,
целеустремленные, очень грамотные специалисты: Надина Османова, Захарова Ирина,
Гаджимагомедова Найида, Затолоцкая Юлия, Рамазанова Диана, Шарифуллина Муминат и
Рагимова Эльмира. Я могу им полностью довериться, уверен – не подведут.
- Каким надо быть врачом, чтобы вы также гордостью и восторженно о нём
говорили?
- Мои учителя, наставники, среди которых также была Ирина Александровна
Урванцева, главный врач окружного Кардиоцентра, безусловно, подсказывали,
направляли. Но чтобы стать хорошим кардиологом, нужно и самому хотеть учиться,
уметь воспринимать новую информацию. Нельзя останавливаться на знаниях,
полученных в институте – любая медицинская специальность требует непрерывного
развития. Второе правило успешного врача, очень важное, – нужно всегда
оставаться человечным. Эгоисты в медицине не задерживаются. Мы должны уметь
расположить пациента к себе, ведь тогда он раскроется, доверится и придет к нам
вновь.
- Расскажите о работе кардиологов в вашем отделении, о дежурствах
- Кардиолог всегда должен «крутиться» - слушать, слышать, одновременно
разговаривать по телефону, быть в тандеме и не терять связь с другими
специалистами. Дежурства бывают очень непредсказуемыми: буквально за сутки могут
поступить до 15 человек. Это пациенты с неосложненными мелкоочаговыми
инфарктами, где все пройдет по отработанному алгоритму: госпитализация, анализы,
кардиограмма, коронароангиография, операция, палата интенсивной терапии. А
бывают сложные случаи, когда поступают больные и с инфарктом, и с сердечной
недостаточностью, или с инсультом.
- При таком ритме работы, подчас напряженном, сразу задумываешься о
профессиональном выгорании. Бывает такое?
- Профессиональное выгорание – понятие, в которое я не верю. Мне кажется,
термин применим к людям, которые случайно пришли в профессию. Через 7, 8 лет
действительно наступит выгорание, потому что человек не своим делом занимался. У
меня, например, любовь к профессии до сих пор не исчезла: мне по-прежнему
нравится лечить людей, общаться с ними, помогать.
- Пациенты вчера и сегодня – что-то изменилось?
- Изменился портрет пациента. Раньше это были люди в возрасте 60-70 лет.
Сегодня мы оперируем долгожителей, то есть пациентов старше 90 лет: успешно
лечим у них инфаркты, имплантируем кардиостимуляторы. Этому есть научное
объяснение – медицина заметно выросла, соответственно и люди стали жить дольше.
Еще несколько лет назад прогноз хронической сердечной недостаточности был
неблагоприятный – с момента дебюта заболевания пациент едва мог прожить и 5 лет.
- А сегодня иначе?
- В медицине появились революционные препараты: ингибиторы АПФ, сартаны.
Потом выяснилось, что помогают и бета-блокаторы, и вспомогательные хирургические
методики – и вся эта история происходила на моих глазах. Сегодня я с
уверенностью могу сказать пациенту: «С вашим диагнозом можно прекрасно жить. 50%
сделаем мы, а остальные 50% - вы, соблюдая определенные рекомендации, сохраняя
приверженность к лечению». Люди действительно живут качественно, а многие - не
теряя при этом трудоспособность.
- Будущее кардиологии за какими технологиями?
- Все движется вперед. Никто не думал, что мы будем лечить атеросклероз с
помощью инъекций – препаратами, которые ставят раз в несколько месяцев. Если бы
мне об этой фантастике рассказали лет 10 назад, я бы точно не поверил. Сегодня в
медицине говорят и о контроле над принятием врачебных решений. Уже сейчас мы
делаем назначения в электронной программе. Возможно, в будущем это будет
алгоритм, оценивающий решения, анализирующий. И тогда у нас появится больше
времени для общения с пациентами. Но компьютер не будет думать за врача – это
неправильно, но станет хорошим помощником.