II Ежегодный конгресс «Право на здоровье» определил векторы развития национального здравоохранения в условиях санкций
20-21 октября в Москве прошел II Ежегодный конгресс «Право на здоровье». В рамках мероприятия ведущие отраслевые эксперты обсудили барьеры, с которыми индустрия здравоохранения столкнулась в условиях санкций, и возможности их преодоления.
Более 500 делегатов лично присутствовали на конгрессе, среди них:
представители регуляторных органов, фармацевтических компаний, организаторы
здравоохранения, поставщики медицинских изделий, руководители благотворительных
фондов, пациентских организаций и другие специалисты, причастные к отрасли. Еще
1000 делегатов следили за конгрессом в онлайн-формате. Мероприятие стало средой
для обмена мнениями всех участников российского здравоохранения и помогло
выявить шаги, которые следует сделать бизнес-сообществу для развития системы
оказания медицинской помощи в текущих реалиях, и государству – для выстраивания
эффективного взаимодействия с участниками отрасли.
Хедлайнером конгресса стал генеральный директор ФГБУ «Центр экспертизы и
контроля качества медицинской помощи» Минздрава России Виталий Омельяновский. В
этом качестве он принял участие в формировании концепции ключевых сессий
мероприятия, а также выступил их модератором и спикером.
Развитие федеральных программ
Одной из главных тем мероприятия стала реализация федеральных проектов,
направленных на борьбу с ключевыми социально значимыми заболеваниями, в первую
очередь, онкологическими и эндокринологическими.
Главный внештатный специалист онколог Минздрава России Алексей Беляев отметил
вклад федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в
совершенствование системы оказания медицинской помощи пациентам с
новообразованиями: «Четыре года назад, когда мы вошли в федеральный проект, то
начали понимать, что онкология оживает. И прежде всего, мы увидели, какие
средства государство на это бросило. Если мы говорим о продолжении федерального
проекта, то, конечно, важным аспектом является профилактика, первичная
профилактика, работа с населением, формирование заботы каждого о своем здоровье
и о профилактике ряда заболеваний, в том числе онкологических».
Эксперты убеждены, что федеральные программы в области здравоохранения должны
пройти определенную эволюцию - от борьбы с заболеваниями, которые вносят вклад в
смертность (онкология) к тяжелым нозологиям, которые занимают значительную долю
в структуре заболеваемости (эндокринология), и наконец, к заболеваниям,
значительно влияющим на качество жизни, и осложнениям социально значимых
заболеваний (офтальмология, стоматология и т.д.).
«Эндокринологический профиль требует такого же системного подхода, который был
реализован в прошлом веке, когда с 1996 по 2012 год, мы участвовали в проведении
федеральной целевой программы, направленной на предупреждение и борьбу с
социально значимыми заболеваниями. Программа дала нам определенный опыт, на
основании которого мы сейчас и входим в команду тех направлений здравоохранения,
по которым идет глобальная разработка подходов на уровне всех регионов страны»,
- заявила генеральный директор НМИЦ Эндокринологии Минздрава России Наталья
Мокрышева.
Только комплексный подход при реализации государственных программ, эффективное
междисциплинарное взаимодействие врачей разных специальностей может создать
среду для сохранения здоровья нации в текущих реалиях, - отметили эксперты
дискуссии.
«Появляется все больше научных работ, которые на доказательной базе показывают,
что слепота и слабовидение ведут к ранней смерти человека. Нельзя рассматривать
болезни глаз отдельно от общесоматических, генетических заболеваний, это и
эндокринологическая сфера, и диабет, и многие заболевания глаз, существующие как
отдельные нозологии, в том числе диабетический макулярный отек, ретинопатия,
заболевания щитовидной железы и тд», - отметил главный внештатный офтальмолог
Минздрава России Владимир Нероев.
Важным аспектом эффективной реализации федеральных программ в сфере
здравоохранения является кооперация с бизнесом. По словам сопредседателя
«Деловой России» Антона Данилова-Данильяна, инвестиции, которые бизнес готов
направить на федеральный проект по борьбе с сахарным диабетом, связаны в первую
очередь с желанием обеспечить здоровую жизнь людям, которым уже поставлен такой
диагноз.
Орфанное регулирование
Впрочем, в развитии нуждаются и программы редких заболеваний, также напомнили
эксперты. Пока неясно, когда продолжится доработка самих программ, а также их
федерализация. Сейчас в программе лечения редких жизнеугрожающих заболеваний
числится порядка 16 тыс. пациентов, в программе высокозатратных нозологий около
20 тыс. пациентов. Часть нагрузки по терапии для таких пациентов на себя берут
благотворительные фонды - к примеру, «Круг добра», но в сфере лечения редких
заболеваний это касается, как правило, детей. При этом взрослые пациенты все еще
являются невидимками для системы - претендовать на необходимое лечение они могут
лишь после получения статуса «инвалид», - акцентировали внимание на проблеме
участники конгресса.
В рамках тематической сессии депутат Государственной Думы, член комитета по
охране здоровья Александр Румянцев рассказал об основных направлениях
государственной политики в области оказания медицинской помощи пациентам с
орфанными заболеваниями и поделился перспективами развития этой сферы. «Что
касается законодательных основ в этой области, то они будут разрешены
параллельно с развитием неонатального скрининга. Потому что проблемой
законодательства в настоящий момент является тот факт, что профилактика и
лечение болезней, выявленных в результате неонатального скрининга, начинается до
момента клинической стадии. Ориентация на генетику и доклиническую диагностику
этих заболеваний является инновационным подходом в нашей лечебной практике», -
отметил он.
Инвестиции, импорт и экспорт
Еще одним значимым направлением конгресса стало обсуждение ситуации на всех
этапах работы с лекарственными препаратами в новых реалиях – от создания
инноваций и проведения клинических исследований до производства и регулирования
обращения ЛС на рынке.
«За два года Минздравом России сделано очень много для трансформации
лекарственного обеспечения и регуляторики. Свидетельством тому является
стабильная сейчас ситуация на фармацевтическом рынке. Мы помним начало года, мы
помним ажиотажные спросы, мы проходим сейчас период контрактования по
централизованным закупкам в рамках 14 ВЗН в рамках национального календаря
профилактических прививок, закупок антиретровирусной терапии без проблем. И это
стало возможным благодаря целому пакету регуляторных мер, который позволил
оперативно реагировать на любые риски снижения ассортиментной доступности», -
заявил заместитель министра здравоохранения России Сергей Глаголев.
Эксперты также обсудили что именно нужно изменить в вопросах регуляторики для
ускоренного импортозамещения, развития инвестиционных механизмов и возможностей
экспорта. Среди участников конгресса были и представители потенциальных для
сотрудничества с Россией стран - спикеры мероприятия обсудили возможные точки
соприкосновения и особенности менталитета для сотрудничества с рынками КНР,
Индии, Ирана, ближневосточных стран, ЮВА, Южной Америки. В рамках дискуссии
также были озвучены причины того, почему Россия не присутствует в странах,
открытых к сотрудничеству. К примеру, сейчас отечественная продукция практически
не присутствует на территории GCC - на более чем 18,6 тыс. препаратов,
зарегистрированных в странах персидского залива, лишь 7 являются российскими.
Системная благотворительность
Конгресс «Право на здоровье» является первым отраслевым мероприятием, уделяющим
в своей повестке значительное внимание теме развития в России системной
благотворительности, направления, отражающего глобальный мировой тренд, который
позволяет перейти от поддержки конкретных пациентов к реализации
инфраструктурных проектов в здравоохранении. Благотворительным партнером
конгресса стал Фонд помощи детям и молодежи «Обнаженные сердца» Натальи
Водяновой, который является драйвером системной благотворительности и
продвижения принципов доказательной медицины в России. Впервые в рамках
конгресса состоялся диалог, объединяющий и НКО, и фармкомпании, и регуляторов, а
его темами стали соотнесение потребностей индустрии здравоохранения и
возможностей НКО, перспективы консолидации фондов и многое другое.
Организаторы здравоохранения, принявшие участие в конгрессе, считают системную
благотворительность перспективным источником для привлечения дополнительных
средств в систему здравоохранения. «Нужно подумать о том, как можно было бы
привлечь дополнительные источники финансирования в систему здравоохранения, в
том числе в онкологию, кроме тех бюджетных средств, которые нам доступны сейчас,
рассмотреть возможности фондов», - отметил главный внештатный специалист онколог
Минздрава России Алексей Беляев.
Примеры такого взаимодействия уже существуют. Например, в Московской области
Фонд доказательной медицины в сотрудничестве с главными внештатными
специалистами региона реализует целый спектр задач системы здравоохранения
субъекта, среди которых информирование пациента о диагностических и иных
мероприятиях, организация школ для пациентов, динамическое наблюдение и оценка
их состояний, сбор медицинской статистики и многое другое.
Новые формы лицензирования врачей
Новой темой стали перспективы лицензирования и персональной ответственности
врачей. Этот вопрос впервые поднимался в рамках широкомасштабного отраслевого
мероприятия. Спикеры, в число которых вошли юристы, руководители клиник и
отраслевые специалисты, обсудили перспективы перехода от лицензирования
медучреждений к индивидуальному лицензированию врачей, а также вопросы
персональной ответственности и страхования медицинских специалистов.
Для введения такой системы России еще стоит пройти определенный путь - в
частности в вопросах образования и практики. К примеру, в Америке и Британии
специалисты обучаются 11 и 13 лет, прежде чем перейти к лицензированию. «Я
думаю, что есть определенный момент нехватки практики и медицинского образования
перед тем, как мы могли отправить «солдата» одного в «поле боя», - отметил Мониш
Арора, директор практики здравоохранения PwC Middle East. Для введения системы
индивидуальной практики отрасли стоит понять, как, когда и в каком объеме
необходимо поменять систему образования, а также продумать детали вопроса
страхования индивидуально-лицензированных врачей, то есть обозначить границы их
ответственности», - считает эксперт.
В рамках дискуссии стало ясно, что вопрос новых форм лицензирования все еще
требует доработки и инициации регуляторных изменений. При этом процесс, кажется,
впервые вышел со стадии кулуарных обсуждений до озвученной коллективной позиции
отрасли.
Конгресс «Право на здоровье» продемонстрировал, что фармацевтический и
медицинский бизнес может выступать драйвером развития национальной системы
здравоохранения и преодоления санкционных барьеров при условии эффективного
взаимодействия с государством. Только общими усилиями участники системы
оказаниями медицинской помощи и лекарственного обеспечения могут преодолеть
вызовы времени, - резюмировали эксперты конгресса.