Фармацевтические работники могут внести значительный вклад в развитие концепции ответственного отношения к здоровью в России
40% обращений к врачу происходит в связи с ухудшением на фоне самостоятельного лечения, и тем не менее более половины российских потребителей предпочитают выбирать лекарства без консультации со специалистом.
Такие данные были получены в ходе масштабного исследования, посвященного
ответственному отношению к своему здоровью в России. Исследование проводилось по
всей стране по инициативе Ассоциации индустрии товаров для здоровья (АИТЗ) среди
потребителей, фармработников и врачей.
Опрос показал, что в России термин «ответственное отношение к своему здоровью»
понимается по-своему. В русле общепринятой глобальной концепции он включает
разные аспекты, в том числе ответственное самостоятельное использование
безрецептурных препаратов и других товаров для здоровья при консультативной
поддержке фармацевтов. Однако у российских потребителей он ассоциируется в
первую очередь со здоровым образом жизни. Так, самые важные, с их точки зрения,
составляющие – контроль продолжительности и качества сна, а также здоровое
питание (очень важно или скорее важно для 76% и 72% потребителей
соответственно). В то же время такие элементы ответственного отношения к своему
здоровью, как прием витаминов и БАДов, а также диспансеризация, важны лишь для
44% респондентов.
Визит к врачу в России продиктован скорее формальными причинами или уже
имеющимися проблемами со здоровьем, чем ответственным отношением к нему: 42%
связаны с лечением и контролем хронических заболеваний, о которых пациентам уже
известно, и 42% – с оформлением больничных листов. Лишь 29% посещают
профилактические осмотры, а 9% вообще не ходят к врачу и лечатся самостоятельно.
Тем не менее при недомоганиях более половины респондентов выбирают лекарственные
средства без рекомендации специалистов: 38% действуют самостоятельно, 9%
спрашивают совета у друзей или родственников и 8% ищут информацию в интернете.
Только 26% обращаются за рекомендацией к врачу и еще 13% консультируются у
фармацевта в аптеке.
Как следствие, покупка рецептурных препаратов без рецепта – распространенное
явление в России: лишь 41% опрошенных потребителей никогда не приобретали их без
предписаний. Из результатов видно, что риски самостоятельного выбора рецептурных
препаратов недооцениваются: только четверть респондентов идут на этот шаг в силу
того, что не имеют возможности оперативно проконсультироваться с врачом,
остальные же 75% руководствуются менее уважительными причинами. Усугубляет
опасность и тот факт, что потребители недостаточно хорошо осознают различия
между рецептурными и безрецептурными препаратами. Хотя 70% опрошенных
потребителей и утверждают, что понимают разницу, называют они чаще всего чисто
формальные признаки, в том числе ошибочные (например, 4% сообщили, что
рецептурные препараты дороже безрецептурных).
Повышение осведомленности о безрецептурных препаратах стало бы важным шагом по
популяризации ответственного отношения к своему здоровью. Статус безрецептурных
присваивается только препаратам с высоким профилем безопасности. Опрос показал,
что среди фармацевтов практически нет противников самостоятельного выбора
пациентами безрецептурных лекарств: только 2,6% считают, что этого нельзя
допускать ни при каких обстоятельствах. Совсем другая картина среди врачей:
около четверти из них считают самостоятельный выбор БАДов и безрецептурных
средств небезопасным. Однако большинство как врачей, так и фармацевтов понимают
важность консультирования: 2/3 фармацевтов и около половины врачей полагают, что
перед самостоятельным применением безрецептурного препарата нужно посоветоваться
со специалистом, будь то фармацевтом или врачом. Поэтому важно повышать
доступность и качество консультативной поддержки, и в отношении безрецептурных
препаратов основная нагрузка ложится именно на фармацевтов как специалистов
первой линии.
Фармработники готовы оказывать эту поддержку: 95% считают консультирование своей
профессиональной обязанностью. 2/3 опрошенных фармацевтов полагают, что даже при
покупке безрецептурного препарата нужна консультация со специалистом, и готовы
оказывать эту помощь. Ситуация для этого в целом благоприятна, поскольку 88%
потребителей доверяют фармацевтам, хотя и недостаточно осведомлены о их роли
(37% ошибочно думают, что фармацевт может ставить диагноз при легких
недомоганиях).
В то же время исследование показало, что роль фармацевтов в системе
здравоохранения сильно недооценивается. 52,6% врачей не знают, что такое
фармацевтическое консультирование, а около трети называют недопустимой ситуацию,
когда фармацевт рекомендует посетителю безрецептурное средство, и считают это
исключительно своей прерогативой.
«Фармацевтические работники могут заметно способствовать развитию концепции
ответственного отношения к здоровью в России», – говорит Елена Неволина,
исполнительный директор Ассоциации индустрии товаров для здоровья (АИТЗ) –
Однако для этого необходимо повышать осведомленность об их обязанностях как
консультантов со стороны пациентов и доверие к ним со стороны врачей. Как
следствие, концепция ответственного отношения к здоровью должна быть
интегрирована в образовательные программы всех медицинских работников – как
врачей, так и фармацевтов. Одновременно необходимы государственные кампании по
повышению грамотности в вопросах здоровья среди населения. Принятие этих мер
поможет повысить качество здравоохранения, одновременно снижая нагрузку на
медицинские учреждения при условии, что население получит необходимые знания по
поводу ответственного отношения к здоровью и безопасного самостоятельного выбора
безрецептурных препаратов».
Исследование, призванное определить значение концепции ответственного отношения
к здоровью для потребителей, фармацевтических и медицинских работников, а также
выявить барьеры на пути ее внедрения проводилось с мая по октябрь 2022 года по
всей России в формате онлайн-анкетирования. В опросе приняли участие около 1000
потребителей, 1500 фармработников и 1450 врачей. Организаторами исследования,
помимо АИТЗ, выступили Союз «Национальная фармацевтическая палата»,
Яндекс.Маркет, Российская медицинская академия непрерывного профессионального
образования и Петербургский союз врачей.