Первые звоночки: почему родители не всегда могут самостоятельно справиться со стрессом детей
Учеба в школе — это не только важный и интересный, но и крайне эмоциональный этап в жизни ребенка и его родителей. Иногда адаптация к процессу, особенно в такие пиковые периоды, как начало и окончание учебного года, проходит непросто, и тогда обычное волнение за успеваемость перерастает в постоянную тревогу и сильный стресс.
В этом случае многое зависит от семьи, которая может помочь ребенку
справиться со страхами, снизить градус напряжения и успешно перенести непростую
пору экзаменов и оценок с наименьшими переживаниями.
Учебный процесс как стресс-тест
Стресс считается естественной реакцией организма — в частности, он необходим
для скорейшей адаптации к новым условиям. Как только адаптация завершается,
тревога уходит.
Однако в последние годы специалисты говорят о том, что большинство людей живет в
ситуации фонового стресса, который уже не сменяется периодами расслабления и
восстановления. У детей к этому добавляются еще и пиковые стрессы, связанные с
адаптацией к школьным коллективам и к экзаменам.
По данным OMI (Online Market Intelligence) [1], сегодня основным источником
волнения почти для 50% подростков является не столько учеба, сколько влияние
среды, новостей и давление социального контекста. Второй на пьедестале причин
тревожности детей стоит школьная успеваемость — страх неуспеха преследует 27%
школьников. По актуальным данным, около 70%[2] выпускников сегодня испытывают на
отрезке сдачи экзаменов сильнейший стресс. Все потому, что нежная детская
психика не всегда справляется с внешними факторами. А затяжная тревога у ребенка
может привести к сбоям в работе всего организма — рискуют, в частности,
эндокринная и вегетативная нервная системы, которые регулируют деятельность
внутренних органов и тонус сосудов.
Взрослая беспомощность перед детским стрессом
Современные родители умеют распознавать стресс и тревожность у ребенка. И
часть из них умеет оказать поддержку. Но не все: больше трети родителей (35%)
хотя и стараются поддержать своих детей, но признают, что их усилий недостаточно
[3].
Первым, по мнению специалистов, признаком стресса у детей и подростков является
их отдаление от сверстников и близких людей, замкнутость, тревожность и страхи.
Психологи связывают такие проявления со снижением самооценки, неуверенностью в
собственных силах и ощущением непонимания со стороны окружающих. Утомляемость —
еще один безусловный фактор подавления психологического состояния ребенка.
Ребенок в период сильных переживаний может не спать, «заедать» эмоциональные
вызовы и быть апатичным. Рассеянное внимание и забывчивость могут быть
форвардами стрессового состояния подростка, а не его лени и желания «гулять, а
не учиться».
Первые шаги: как помочь ребенку?
Сделать помощь эффективнее и снизить уровень детского и подросткового стресса
возможно, если держать руку на пульсе и следовать рекомендациям специалистов.
В первую очередь, важно выстроить режим, в котором отдых и нагрузка будут
чередоваться. Ребенок обязательно должен спать по 8-10 часов ночью, стараясь
ложиться в одно и то же время, сбалансированно питаться и следовать четкому
распорядку дня. Безусловно, если речь идет о старшеклассниках, режим сна уже
вряд ли будет в «компетенции» родителей, однако здесь можно постараться убедить
подростков, по крайней мере, дозировать использование гаджетов – убирать их за
2-3 часа до предполагаемого сна. Для нормализации сна детей и подростков в
определенных случаях могут понадобиться и успокоительные препараты, но только
при условии аккуратного выбора.
Если родители чувствуют, что их поддержки недостаточно, не стоит бояться
обращения за помощью к специалистам ,ведь ребенку может потребоваться
медикаментозная поддержка. Как показывают результаты опроса OMI, уже более трети
родителей (35%) приветствуют натуральные лекарственные решения для сохранения
устойчивого эмоционального состояния своих детей в случае стресса, тревоги и
нарушений сна.
«Чтобы помочь ребенку в состоянии стресса, уменьшить напряжение, сохранить или
даже улучшить сон, поддержать адаптационный ресурс, что позволит чувствовать
себя лучше в течение дня и положительно скажется на успеваемости, можно
рекомендовать натуральные препараты. Например, Гомеострес способен снизить
тревогу и восстановить качество сна уже к 3-му дню применения. Препарат не
влияет на концентрацию внимания, не вызывает сонливость, что крайне важно при
подготовке к экзаменам. Он хорошо сочетается и потенциирует действие других
препаратов для снижения тревожности и повышения стрессоустойчивости, например,
витамины группы В, Магне В6 и микроэлементы», – говорит Елена АКАРАЧКОВА,
д.м.н., невролог, президент международного общества «Стресс под контролем».
Помимо заботы о сбалансированном распорядке дня, здоровом сне и грамотном
питании для мозга, сохранить эмоциональную устойчивость детей и подростков
поможет вовлеченность в события их жизни. Ненавязчиво расспрашивая ребенка о его
чувствах и мнении, вы дадите ему возможность проговорить и понять собственные
эмоции. Используйте для этого принцип «разберемся вместе и не спеша». В сложных
для детей ситуациях действительно важно поставить локальную задачу и искать
совместные решения под разными углами.
Среда влияет на успех не меньше, чем знания
Всегда считалось, что именно оценки – основная причина нервного напряжения
школьников: из-за них переживает больше всего учащихся (79%) [4]. Однако
педагоги и психологи все чаще говорят о важности учебной среды и поддержки
родителей.
«Многие родители и педагоги хотят видеть «академические» успехи ребенка с самого
раннего возраста. И помощь ему оказывают именно в этом направлении. Так, к
репетиторам ходит от 16 до 45% детей в разных возрастных группах. — отмечает
Ирина Быкадорова, гендиректор Фонда «Университет детства». — Мы объединяем
экспертов, педагогов и родителей — формируем поддерживающую для всех среду,
делимся различными педагогическими практиками и подходами, где обучение детей
происходит из инициативы самого ребенка, его интереса, в дошкольном возрасте —
через игру. Крайне важно, чтобы естественная потребность ребенка в познании
реализовывалась не травматично и сохранялась на весь период обучения».
Не ругайте ребенка за плохие оценки, поддержите его, станьте для него опорой.
Также никогда не сравнивайте ребенка с его одноклассниками или друзьями. В
будущем регулярные сравнения могут привести к ощущению неполноценности. Лучший
вариант — сравнивать ребенка с ним самим, а точнее — с его же результатами —
прошлыми или потенциальными. Так подросток научиться объективно оценивать свои
успехи или неудачи и не будет постоянно оглядываться на сверстников, стараясь
быть лучше других.
Родительское восстание
Во время учебного процесса переживают не только ученики, но и их родители: с
тревогой сталкиваются почти 80% взрослых [5]. При этом, по данным опроса OMI,
почти 20% родителей связывают тревожное состояние детей с влиянием семьи. Дети и
подростки очень хорошо считывают чувства и эмоции родителей, поэтому тревога
часто проецируется и на них. Специалисты советуют обязательно поддерживать
комфортный психологический климат внутри семьи, чтобы ребенку было уютно и
спокойно дома, а его нервная система отдыхала.
Не стоит проявлять излишнюю строгость или раздражаться в случае, если у
ребенка что-то не получается. Более того: у школьника может развиться чувство
вины, сформироваться установка «я плохой». Все это может усложнить ребенку не
только детство, но взрослую жизнь. Например, став причиной неуверенности в себе
или синдрома самозванца, с которым хотя бы раз сталкиваются до 70% взрослых [6].
«Давая обратную связь даже взрослому, а тем более ребенку, используйте
технику "сэндвича". Она символизирует соотношение критики и похвалы: на одну
критику – начинку сэндвича – нужно два мягких кусочка хлеба, то есть похвалы и
поддержки. Иначе сэндвич не удержать, не испачкавшись, то есть не получить
пользу от обратной связи.», — рекомендует Екатерина Стацевич, бизнес-тренер,
психолог, эксперт и автор курсов по ресурсным состояниям и управлению стрессом,
коуч с международной сертификацией ACC ICF.
В силах родителей сделать так, чтобы школьные годы ребенка прошли спокойно и
без лишнего стресса. Правильный подход научит ребенка преодолевать трудности и
относиться к ним спокойнее. И эти знания еще не раз пригодятся ему в будущем.
[1] Опрос OMI (апрель 2023 г.)
[2] https://www.cnews.ru/news/line/2021-03-10_onlajnopros_znanijacom_pochti
[3] Опрос OMI (апрель 2023 г.)
[4] https://tass.ru/obschestvo/6810398
[5] http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/news/2021-08-16-1441
[6] https://mbschool.ru/articles/sindrom-samozvantsa