Азбука витаминов: как уберечь организм ребёнка от дисбаланса микроэлементов
Витамины (от лат. vita – жизнь) – незаменимые питательные микроэлементы, обладающие высокой биологической активностью и регулирующие биохимические процессы в организме.
Их недостаток или отсутствие приводят к нарушению обмена веществ, снижению
физической и умственной работоспособности, быстрой утомляемости, а также
отрицательно сказываются на росте и развитии детей. Накануне Дня знаний
специалисты рассказали о том, как не допустить авитаминоза и контролировать
баланс витаминов в организме, какие именно питательные вещества необходимы детям
и подросткам, и, конечно, о том, как поддерживать работоспособность организма в
течение учебного года.
Витамины – это особые вещества, необходимые
организму для полноценной работы. Сами по себе они не обладают пищевой
ценностью, но при этом регулируют обменные процессы, катализируют биохимические
реакции и помогают в усвоении многих минеральных компонентов. Витамины поступают
в организм с продуктами питания, и только некоторые из них в небольших
количествах могут синтезироваться кишечной микрофлорой. Однако условия жизни,
питание, факторы внешней среды, острые и хронические заболевания органов и
систем организма, особенно патология желудочно-кишечного тракта, приводят к
дефициту этих веществ и нарушению процессов усвоения. Дефицит витаминов является
одной из важных причин ухудшения состояния здоровья детей.
Галина
Михайловна Филатова, врач-педиатр высшей квалификационной категории, диетолог,
кандидат медицинских наук, эксперт компании SOLGAR: «Организм ребенка особенно
чувствителен к недостатку витаминов, так как он постоянно растет и развивается.
Витаминный дисбаланс отрицательно сказывается на обмене веществ, снижает уровень
работоспособности, ведет к быстрой утомляемости организма. Наряду с этим из-за
недостатка витаминов снижается способность иммунной системы противостоять
действию патогенных факторов и неблагоприятному воздействию внешней среды.
Многочисленные исследования, проводимые в различных регионах совместно с
Институтом питания, показали, что за последние годы обеспеченность витаминами
населения России существенно ухудшилась. У 70-80% детей отмечается сочетанный
дефицит 3-х и более витаминов. Также выявлено, что у российских детей дефицит
витаминов имеет характер полигиповитаминоза и является круглогодичным, т. е. не
улучшается даже в летние месяцы».
По статистике, у 90 % детей с 7 до 18
лет наблюдается недостаточность или дефицит витамина D, у 70–80% — дефицит йода
(J), 30–40% детей страдают от нехватки кальция (Ca), 24−63% – от скрытого
дефицита железа (Fe), а 16−47% – от ярко выраженной анемии (дефицита железа).1
Часто нежелание детей употреблять в пищу животные белки приводит к нехватке
витамина В12, а в подростковом возрасте из-за однообразного или не вполне
полноценного питания проблемой часто становится недостаток витамина С.
Очевидно, что дисбаланс витаминов в организме необходимо регулировать. Но как
именно сделать этот процесс простым, естественным и не вызывающим неприятия?
Галина Михайловна Филатова: «Возможность обеспечить ребенка всеми необходимыми
витаминами за счет исключительно натуральных продуктов питания выглядит довольно
привлекательной, но в реальности она мало достижима, ведь содержание витаминов в
овощах и фруктах широко варьирует в различные сезоны. Поэтому специалисты
настоятельно рекомендуют включать в рацион различные витаминно-минеральные
комплексы. В частности, в виде специально созданных для детей мармеладных
пастилок, содержащих исключительно натуральные компоненты и обладающих приятным
вкусом. Например, для поддержания прочности костей и зубов во время их роста
подойдут пастилки “Ю-кьюбс с кальцием и витамином D3”, а для поддержки
иммунитета и бодрости – “Ю-кьюбс с витамином С”. Обычно дети хорошо воспринимают
приём витаминных препаратов в таких формах.
Накануне начала школьных
занятий, а также в период высокой учебной нагрузки следует принимать
поливитаминные комплексы, содержащие витамины группы В (В6, В12), а также магний
(Mg), Омега 3 полиненасыщенных жирные кислоты, карнитин и холин. Их сочетание
помогает усилить умственную деятельность, лучше справляться с психоэмоциональной
нагрузкой и взаимодействовать с учителями и одноклассниками, а также повышает
иммунитет, ведь не каждый организм может самостоятельно противостоять вирусам и
бактериям в плохо проветриваемых помещениях с часто болеющими одноклассниками.
Наталья Сергеевна Маджугина, врач общей практики, семейный врач, эксперт
компании SOLGAR: «Витамины группы В и магний поддержат работу нервной системы.
Для этого в рационе должны быть крупы – гречневая и овсяная, зелень, зеленые
овощи (брокколи, огурцы, авокадо) орехи, фасоль, морская рыба (желательно дикого
вылова), мясные продукты (индейка, кролик, телятина) фрукты, молочные продукты,
розовая гималайская и/или морская соль. Суточная потребность в магнии колеблется
в разных возрастных группах от 100 до 400 мг в сутки, принимать его лучше в
специальных “детских” формах – глицината (бисглицината) или цитрата магния. Что
касается витаминов группы В, то в профилактических целях лучше использовать
специальные комплексы, содержащие весь спектр: B1 – тиамин; B2 – рибофлавин; B3
(PP) – ниацин (никотиновая кислота); B5 – пантотеновая кислота (в виде
пантотената кальция); B6 – пиридоксин(в форме передоксаль-5-фосфат); B7 –
биотин; B9 – фолиевая кислота, лучше в виде метилфолата; B12 – цианокобаламин
(активные формы метилкаболамин/аденозилкаболамин). Профилактические дозировки
каждого витамина также зависят от возраста. Полезным добавлением в сентябре
также станет витамин D, для поддержания иммунитета, фосфорно-кальциевого обмена
и других важных функций.».
Также очень важно помнить, что осенне-зимний период является непростым не только
для детей, но и для взрослых. Более того, эмоциональное состояние взрослого во
многом влияет на психологическое состояние ребенка.
Галина Михайловна
Филатова: «Естественным антистрессовым фактором, помогающим организму
справляться с повышенными эмоциональными нагрузками, является магний (Mg). В
качестве его дополнительного источника можно использовать биологически активную
добавку в виде органической (хелатной) формы, например, “Цитрат магния”.
Хелатная форма обладает большей биодоступностью, то есть легче усваивается,
способствует нормализации артериального давления и позволяет организму
противостоять повышенному стрессу».