Маркировка БАД выводит производителей из тени
Увеличение спроса на биологически активные добавки (БАД), который наблюдается последние годы, спровоцировал рост количества контрафактной продукции. Так, в 2022 году, порядка 45% биодобавок, или более 460 млн упаковок, оказались поддельными или ввезенными в страну нелегально.
Решить эту проблему призвана маркировка БАД, которая стала обязательной для
всех поставщиков с 1 октября. Эта программа уже демонстрирует свою
эффективность: число компаний, зарегистрированных в государственной системе
маркировки, оказалось в 3 раза больше, чем ранее было в Едином реестре
свидетельств о государственной регистрации.
За последнее пятилетие рынок БАД ежегодно показывал стабильный почти 20%
рост, и по оценкам экспертов его объем к концу 2022 года составил порядка 120
млрд рублей . К концу этого года также прогнозируется увеличение на 15%.
Специалисты объясняют это тем, что россияне стали больше внимания уделять своему
здоровью и обращать внимание на необходимые им нутриенты.
Елена Неволина, исполнительный директор Ассоциации индустрии товаров для
здоровья: «В этом году «Рамблер» провел опрос 200 тыс. россиян об иx отношении к
БАД, который показал, что 81% верит в пользу биодобавок. Более половины
респондентов ответили, что готовы потратить из семейного бюджета на БАД до 3
тыс. рублей в месяц. Примечательно, что 53% респондентов покупают биодобавки в
аптеках, несмотря на существующую популярность интернет-торговли, тем самым
относясь к ним как к важным товарам для здоровья».
Этот всплеск спроса на БАДы, к сожалению, спровоцировал и рост количества
поддельной и контрафактной продукции. Новые правила розничной торговли и отмена
нормативных актов, регулирующих обращение биодобавок, продажа этой продукции
через маркетплейсы, когда происхождение и качество товара сложно контролировать,
также усугубляли ситуацию. В конечном итоге страдал потребитель: некачественные
БАДы могут не только оказаться бесполезными, но и причинить вред здоровью. По
данным исследования Центра стратегических разработок, каждая третья проверенная
биодобавка содержала повышенную дозировку действующих элементов, каждая
четвертая не проходила регистрацию, в каждой пятой содержались опасные вещества,
запрещенные техническим регламентом ЕАЭС. Это стало ключевой предпосылкой для
разработки и внедрения проекта по обязательной маркировке БАД.
Любовь Андреева, руководитель направления БАД товарной группы «Фарма» Центра
развития перспективных технологий (ЦРПТ): «Предварительные результаты внедрения
цифровой маркировки БАД уже заметны: в системе «Четный знак» регистрируются все
новые и новые производители, они начали подавать отчетность в налоговые органы и
Росстат, т.е. мы можем говорить о том, что рынок выходит из серой зоны. Сейчас в
государственной системе маркировки «Честный знак» зарегистрировалось более 11
тыс. участников оборота, в том числе 899 производителей и 783 импортера. Лидером
по объему промаркированной продукции является Новосибирская область – 31% от
общей доли промаркированных БАД. Дальше следует Москва – 23%, Алтайский край –
20% и Санкт-Петербург – 12%».
Как отмечают в ЦРПТ, в момент начала эксперимента по маркировке БАД в мае
2021 года, он был поддержан крупными поставщиками такой продукции. Многие из них
присоединились к пилотному проекту, принимали активное участие в заседаниях
рабочих групп, чтобы дать возможность подготовить систему к масштабному
внедрению.
Хакан Эртюрк, генеральный директор компании «Солгар» в России и СНГ: «Мы
наблюдаем глобальный рост рынка БАД. По разным оценкам, за следующие 10 лет он
увеличится до 600 млрд – 1 трлн долларов. Такой существенный рост не может
происходить бесконтрольно. Особенно, если речь идет о товарах, оказывающих
прямое влияние на здоровье людей. Мы со своей стороны поддерживаем
государственные инициативы, направленные на борьбу с серым рынком, и принимали
активное участие в пилотном проекте по маркировке. Наша продукция представлена в
70 странах мира, и мы отмечаем, что Россия – первая страна, которая реализует
такой нужный и важный проект. Для нас как производителя маркировка не внесла
существенных изменений в работе: мы успели хорошо к ней подготовиться. Она также
не отразится на стоимости нашей продукции, которая представлена в аптеках».
Маркировка БАД поспособствует уходу с рынка нелегальных поставщиков, а также
развитию тех, кто привык работать по правилам, окажет положительное влияние на
весь рынок. Эксперты оценивают ежегодный прирост выручки легальных
производителей до 5,4 млрд рублей, а объем дополнительных поступлений в
государственный бюджет в 2 млрд в год после введения обязательной маркировки.
В России маркировка вводится поэтапно. С 1 сентября 2025 года начнется полная
поэкземплярная прослеживаемость БАД. Именно с этой даты маркировка заработает в
полную силу, и каждый участник оборота будет знать, где находится конкретная
упаковка БАД.