АО «Медицина»: безопасность и качество — приоритеты учреждения здравоохранения
Безопасность и качество оказания медицинской помощи должны быть безусловным приоритетом в работе современного лечебно-профилактического учреждения. Как измерить это?
Эти и многие другие вопросы обсудили участники конференции для
администраторов здравоохранения «Мировой стандарт качества: от идеи до
воплощения. Опыт лидеров», которая прошла в начале декабря в Казани. На
мероприятии топ-менеджеры и главные врачи ведущих государственных и частных
клиник поделились своим опытом и практическими кейсами с администраторами
здравоохранения из России и стран СНГ.
Директор по качеству и сертификации АО «Медицина» (клиника академика
Ройтберга) Елена Владимировна Галанина представила опыт своей клиники — лидера
российского здравоохранения в области формирования культуры безопасности.
В своем выступлении Елена Галанина привела данные мировой статистики,
согласно которым ошибки при оказании медицинской помощи являются одной из
наиболее распространенных причин нанесения вреда здоровью и угроз для жизни
пациентов. «Вероятность того, что человек пострадает или даже умрет в результате
медицинской ошибки выше, чем при авиакатастрофах или в ДТП. Неблагоприятные
события происходят примерно в одной трети всех случаев госпитализации, в
результате чего в США ежегодно 98 000 человек погибают или получают
инвалидность», — сообщила она. К наиболее часто встречающимся относятся ошибки
идентификации, ошибки при назначении лекарственной терапии и хирургические
ошибки.
В российской медицине вопросам безопасности и качества уделяется большое
внимание, но избежать врачебных ошибок полностью невозможно — ошибается любой
человек, и медицинский персонал не исключение. Однако с помощью организации
мониторинга, рационально выстроенной системы отчетности об инцидентах,
эффективного анализа причин данных событий, можно делать процессы более
безопасными и существенно снизить риски наступления повторных случаев
нежелательных событий.
Елена Галанина рассказала, что в АО «Медицина» традиционный реактивный подход
при работе с ошибками и нежелательными явлениями заменен на проактивный: «Если
обычно проблема выявляется для того, чтобы определить виновного и вынести
административные меры, наказать его, то мы пошли по другому пути, — подчеркнула
она. — В созданной системе мы собираем информацию для того, чтобы предотвратить
нежелательные явления в будущем».
Для предотвращения медицинских ошибок в клинике академика Ройтберга создана
внутренняя инфраструктура, в которую вовлечен весь персонал клиники. С помощью
ряда электронных инструментов осуществляется сбор информации об инцидентах.
«Когда мы начали развивать эту систему, участие в ней принимали только
руководители, — сообщила Елена Галанина. — Сегодня в нее вовлечены врачи,
рентгенлаборанты, фельдшеры и медсестры — каждый сотрудник вносит свой вклад в
накопление данных. Общее количество сообщений в ней за год превысило 400 —
коллеги знают, что таким образом они вносят существенный вклад в общее дело,
повышают качество и безопасность медицинской помощи в клинике».
Директор по качеству и сертификации АО «Медицина» подчеркнула, что
целенаправленная работа с персоналом дает измеримые высокие результаты. В
качестве иллюстрации данного тезиса она привела результаты опроса, проведенного
в клинике в 2022 году. Для оценки культуры безопасности использовался
разработанный в США Агентством по исследованиям качества здравоохранения (AHRQ)
опросник измерения культуры безопасности в медицинской организации HSPSCТМ.
Итоги сравнили с аналогичными данными, полученными в ходе изучения ответов 191
977 респондентов из 320 государственных и частных американских госпиталей. В
свою очередь, в АО «Медицина» на вопросы ответили более 300 сотрудников — врачи,
средний медицинский персонал, администраторы.
Опрос показал, что по 10 позициям (в том числе ненаказательные меры
реагирования на ошибки, открытость связи, частота сообщений об ошибках, обучение
на ошибках и др.) результаты АО «Медицина» превосходят результаты американских
клиник (от 2 % до 25 %) и только по двум (укомплектованность штатов и
сотрудничество внутри отделений) отличаются в отрицательную сторону.
Также выяснилось, что в АО «Медицина» количество респондентов, оценивших
обеспечение качества и безопасности на «Отлично» на 34,6 % выше, чем в
американских госпиталях. 92,2% сотрудников клиники оценили безопасность
пациентов на «Отлично» и «Очень хорошо» (в предыдущем опросе этот показатель
составил 87%).
Над созданием и совершенствованием стандартов качества специалисты АО
«Медицина» работают уже около двух десятилетий. Еще в 2004 году в клинике
разработали внутреннюю систему сбалансированных показателей, которые в
значительной мере опережали те, которые действовали в то время в системе
здравоохранения в целом. Затем клиника академика Ройтберга прошла сертификацию
по международным стандартам ISO 9001:2000, ISO 9001:2008, ISO 27001:2005, ISO
15189:2012, ISO/IEC 27001:2013, получила оценку «Признанное совершенство» 5
звезд по Модели совершенства Европейского фонда управления качеством (EFQM),
подтвердила соответствие требованиям стандартов ВОК-КСО-2007, SA 8000:2001, CRS/КСО-2008,
была сертифицирована по «Практическим рекомендациям по организации ВКК и
безопасности» Росздравнадзора (поликлиника и стационар). «Высоким достижением мы
в АО “Медицина” считаем аккредитацию по самому строгому и авторитетному в
международном здравоохранении стандарту качества и безопасности медицинской
помощи — Joint Commission International (JCI). Клиника получила его первой среди
всех российских учреждений здравоохранения в 2011 году и регулярно каждые три
года подтверждала соответствие ему», — сообщила Елена Галанина.
При этом, отметила спикер, любые сертификаты и свидетельства не являются
самоцелью. Они необходимы для того, чтобы совершенствовать стандарты качества и
безопасности в первую очередь для выстраивания самых эффективных и безопасных
процессов, стратегическая цель которых — здоровье пациентов.