Чего боятся наши дети?
По данным исследований, каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и многое знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Однако, страхи, как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то анормальном.
Так, например, для малыша семи месяцев нормально бояться незнакомых взрослых.
Реальное или воображаемое отсутствие мамы вызывает страх у всех без исключения,
нормально развивающихся детишек дошкольного возраста.
Диапазон детских страхов ограничен только фантазией наших малышей, а она, как
вы понимаете, границ не имеет. Каждый страх индивидуален и психологи при работе
с детскими страхами обращают внимание не столько на содержание их, сколько на
причину, количество и тяжесть этих страхов. Практически любой предмет или
событие из внешнего мира могут превратиться для ребенка в нечто пугающее. Мне,
например, доводилось работать с шестилетним мальчиком, у которого в шкафу с
детскими игрушками жили 18 мохнатых троллей. Вечером они все выходили из шкафа и
начинали искать еду. Если мальчик не оставлял им конфет или печенья, то они были
очень злы и начинали сильно шуршать. У другой девочки девяти лет весь дом на
даче был населен привидениями. Все они вынашивали неясные, но, наверняка
коварные планы. Каждое путешествие по дому в сумерках, особенно, когда не было
рядом родителей, превращалось для девочки в опасное приключение. Очень часто
дети боятся темноты. Этот страх пришел к нам от предков, когда ночью, в темноте
выходили на охоту самые опасные и неведомые звери. В темноте же живут
всевозможные духи, демоны, вампиры и прочая нечисть, о которой нам исправно
рассказывают не только сказки и предания, но и многочисленные кинофильмы.
Довольно часто дети дошкольного возраста боятся животных. Насекомых, пауков,
червей дети боятся только тогда, когда их боится кто-нибудь из значимых
взрослых.
Теперь поговорим о причинах детских страхов. Причина первая и самая понятная:
некий вполне конкретный случай, событие, реально произошедший с ребенком.
Напугала собака, застрял в лифте, пристал на улице какой-нибудь неопрятного вида
бомж - жизнь вокруг разнообразна и далеко не всегда безопасна. Такие страхи
легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то
часто проходят сами собой. Но здесь необходимо отметить, что далеко не у каждого
ребенка покусанного собакой или запертого в лифте развивается стойкий и заметный
для окружающих страх.
Отсюда переходим ко второй причине детских страхов - особенностям характера
ребенка. Появлению и, главное, закреплению страхов способствуют такие черты, как
тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная
зависимость от других людей )родителей, воспитателей, учителей), физическая и
психическая незрелость, болезненность. Все это является фоном, почвой, на
которой возникшие в экстремальной ситуации страхи расцветают пышным цветом.
Откуда берутся все эти черты характера? Частично (и в очень большой части) от
нас, взрослых. Поэтому далее идет причина третья - запугивающее воспитание.
«Не ляжешь спать, тебя баба - яга заберет!». «Не шуми, а то дядя - шофер тебя
уведет с собой!». «Мальчиков, которые плохо едят забирает медведь в темный
лес!». Наверняка вы слышали и не раз подобные «шедевры» педагогического
воздействия. Или сами прибегали к ним, не особенно задумываясь о последствиях.
Если ребенок не понимает слова «нельзя», то это просчет не его, а ваш и
наказывать его за это несправедливо. Тем более - наказывать страхом. Если ваш
ребенок достаточно смышленый и обладает крепкой нервной системой, то он довольно
быстро разберется в том, что дяде - шоферу нет никакого дела до его криков, а
баба - яга за всю его недолгую жизнь так ни разу и не вышла из леса. И тогда он
сделает для себя весьма полезное открытие: во-первых боятся этого вовсе не
стоит, а, во-вторых, папа и мама часто врут ему, чтобы он был «послушным». А,
значит, врать можно. Возможен и другой вариант - ваш малыш вам действительно
поверил. Теперь он знает, что вы способны отдать его чужому дяде и не станете
защищать его от бабы - яги. Каково остаться один на один со своим страхом? Вы
действительно хотите, чтобы ваш ребенок испытал это чувство? Гораздо лучше, в
тех же воспитательных целях, сообщить ему, что его поведением недовольны вы
лично, именно вы, а какая-то баба - яга. В этом не будет лжи, и ребенок увидит,
что им недоволен самый значимый для него в этом мире человек - мать или отец.
Это достаточно сильно.
Причина четвертая - тревожные родители. Вот уж, поистине, нелегкое испытание
для детской психики! Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а
потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в
семьях, где мама или бабушка сами по себе обладают высоким уровнем тревожности,
который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он -
единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их
чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку - укусит», «Не ходи по лужам -
заболеешь», «Не ходи один во двор - там хулиганы». Если ребенок здоров и
психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все
это внимание, относясь к предостережениям взрослых как к привычному фону всей
его жизни. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже
способны сделать свое черной дело: у тревожных матерей часто растут тревожные
дети.
Причина пятая - детские фантазии. У кого-то это качество развито больше, у
кого-то меньше, но мир фантазий - привычная среда обитания для малышей -
дошкольников (впрочем, и младших школьников тоже). Фантазия наших детей не имеет
границ, границы появятся чуть позже, когда мы, взрослые, твердо «вдолбим» в их
маленькие головки, что «этого не может быть, потому, что не может быть
никогда...». А пока этого не произошло малыш населяет мир созданиями своей
фантазии, он таким образом, структурирует его, делает понятным для себя. И
отчасти управляемым. Только отчасти, потому, что порождения его фантазии имеют
обыкновение выходить из-под контроля, становиться непослушными и потому -
страшными. В любом случае, ребенок, как первобытный человек, сам творит свой мир
и свои страхи.
И, наконец, причина шестая - наличие другого, более серьезного расстройства.
Если наряду со страхами у ребенка появляются и другие расстройства поведения:
агрессивность, нарушение сна, заторможенность, тики или заикание - возможно у
него невроз, диагностировать и лечить который необходимо у медиков. Если страхи
малыша уж очень необычны по своему содержанию и по способу их проявления, если
ребенок слышит угрожающие ему голоса или видит что-то, чего не видят другие, то
это повод для серьезного беспокойства и для немедленного обращения к
специалисту.
Если ваш ребенок испытывает страхи, то, первым делом, прекратите его пугать и
пугаться сами. Вы должны серьезно отнестись ко всем чувствам, которые испытывает
ваш ребенок. Высмеивание страхов просто недопустимо: ваш малыш замкнется и
останется со свои страхом один на один. Отнеситесь ко всему, что он вам сообщает
по этому поводу с полным доверием. Постарайтесь выяснить, чего именно (или кого)
боится ваш ребенок? Как это выглядит (можно ли его нарисовать)? Что «это» может
сделать, какие у него привычки, чего он хочет? Что можно сделать, чтобы
уменьшить его силу? Такое серьезное и конструктивное отношение с вашей стороны -
мощное психотерапевтическое средство. Мама не смеется, мама не боится, мама
рядом и она уверена, что с «этим» можно справиться. А мама всегда права. Кроме
того, проговаривание (а еще лучше - прорисовывание) страха сильно уменьшает его
силу. Попробуйте таким образом поработать со своим ребенком. В том случае, если
встретите какие-то затруднения - есть повод обратиться к специалисту.
Источник: Beautytime.ru