Ребенок идет в школу
Итак, первый раз в первый класс! Что ж, он умеет читать, считать и даже немного пишет значит, за него можно быть спокойным, он вполне готов к школе. Так обычно думают многие родители. А психолог говорит – нет, умение читать – это, конечно, хорошо, но это далеко не всё и, мало того, даже не главное.
Главное же, что понадобится ребенку буквально с первых часов пребывания за
партой, это:
• умение слушать и слушаться;
• готовность принять новую ситуацию и выполнять общие правила, регулируя свою
деятельность;
• развитость волевых качеств, проявляющаяся, в частности, в умении удерживать
собственное внимание;
• общая осведомленность как показатель любознательности;
• мотивационная готовность к учебе в школе, как к общественно значимой
деятельности;
• наконец, достаточная развитость мелкой моторики рук.
Всё это звучит очень серьезно и, тем не менее, вполне соответствует
возрастным способностям первоклассника. Но, конечно, приступать к выработке этих
качеств и способностей надо не за месяц и даже не за три месяца до первого
сентября. Так что все наши последующие советы адресованы, скорее, к тем
родителям, чьи дети пойдут в школу на будущий год.
Если малыш непослушен, если он не научился слушаться ни родителей, ни
воспитателей в детсаду, он наверняка будет «трудным» учеником. Умение слушаться
– это не что иное, как умение следовать правилам, а оно проще всего
вырабатывается в процессе общих игр, даже таких простых, как «дочки-матери», «да
и нет» или «штандор». В общей игре маленький человек постепенно научится
действовать «как положено», сдерживая иногда свои порывы, иначе другие дети
просто не станут принимать его в игру. И если вы услышали адресованные вашему
ребенку укоризненные фразы: «Так не играют!», «Сейчас не твой ход!» и т. п., это
должно вас насторожить, поскольку неумение следовать правилам сулит в дальнейшем
сложности в общении не только с детьми, но и с учителем. Групповые игры со
сверстниками помогают ребенку выстроить систему отношений, определить границы
своего психологического пространства, освоить навыки взаимодействия в
коллективе, научиться с честью выходить из самых разных ситуаций.
Не только развить внимание, но и научиться удерживать его ребенку помогут
различные задания типа: «Найди десять отличий между картинками», «Что здесь
лишнее», «Посмотри на эти предметы, закрой глаза, а теперь открой их и скажи,
что я отсюда убрал». Но имейте в виду, что слишком простые задания быстро станут
скучными, а слишком сложные приведут к тому, что ребенок откажется играть.
Общая осведомленность – это показатель того, что малыш достаточно
любознателен. В 3-5 лет все дети задают множество вопросов: «А что это?», «А
откуда оно берется?», «А как оно устроено?». Но нам некогда, нам лень, мы устали
– и вопросы остаются без ответа. А ведь наши ответы для ребенка – один из
основных источников познания мира. Чем подробнее и доступнее вы будете отвечать
на эти бесконечные вопросы, чем больше и внимательнее будете беседовать с
малышом, тем лучше подготовите его к восприятию учебного материала. Если же
вопросов мало, то это означает, что уровень любопытства малыша невысок. А это
плохо: в школе такому ребенку будет трудно среди более осведомленных
сверстников, ему будет сложнее понять новый материал, и постепенно он начнет
отставать в развитии.
Очень непростой аспект подготовки ребенка к школе – это мотивационная
готовность, то есть те мотивы, которые побуждают его принять новую жизнь как
нечто желаемое. Мотивы эти зависят в первую очередь от того, как относятся к
школе и к учебе родители. Одно дело – отдавать ребенка в школу потому, что «так
надо» или для того, чтобы «не болтался без дела», и совсем другое дело – считать
школу важнейшим элементом жизни малыша, а его успехи или неуспехи – областью
интересов всей семьи. Мотивы самого ребенка тоже могут быть разными: встречаться
с приятелями, чтобы играть или получать пятерки, чтобы быть лучше всех и чтобы
мама хвалила; любознательность и желание узнавать новое или страх наказания за
непосещаемость. Иногда родители выставляют и такой мотив: «Чтобы была хорошая
работа, когда вырастешь». Но – это мотив слишком отдаленный. В 6-7 лет дети
слабо регулируют свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний
в данный конкретный момент. Работа – это еще очень нескоро, а уроки не хочется
делать сейчас. Сейчас хочется гулять и играть…
Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и
начнете стыдить его за четверки или тройки, если причиной ваших постоянных
тревог будут именно оценки как таковые, то в его отношении к школе на первое
место выйдут страх и ощущение непосильной ответственности за ваши несбывшиеся
ожидания. Оценки в дневнике для него станут важнее реальных знаний, они подменят
живой интерес к новому и желание искать ответы на разнообразные «детские
вопросы». Правильная мотивационная готовность ребенка к школе начинается с его
веры в себя, с его стремления становиться умнее и вообще лучше во всем. И именно
в этом направлении он должен ощущать любовь и поддержку родителей, это придаст
ему уверенность в своих силах.
Наконец, очень важно развитие у ребенка так называемой мелкой моторики –
тонких, хорошо координируемых движений кисти руки. Во-первых, это придает ему
уверенность в себе, а во-вторых, есть такая прямая зависимость: чем точнее
движения рук, тем лучше развиваются полушария головного мозга. Терпеливо учить
ребенка делать точные движения карандашом при письме и рисовании непросто,
поскольку это занятие обязательно должно быть увлекательным, а не становиться
неприятной обязанностью. Попробуйте и здесь ввести элементы игры. Например,
можно давать малышу дорисовывать ваш рисунок или обводить точечное изображение.
Развить тонкую моторику помогают такие занятия, как лепка, собирание мозаики или
«Лего», вязание крючком.
А теперь вернемся к началу нашего разговора. Ваш ребенок неплохо читает,
считает и даже пишет? Само по себе это хорошо, особенно если он будет поступать
в такую школу, где подобные требования предъявляются ко всем. В других же
случаях нередко происходит следующее. Если ребенок уже умеет всё то, чему другие
только учатся, то ему становится неинтересно, скучно, он отвлекается, становится
невнимательным, а главное – не привыкает работать на уроке. В результате класс
уходит вперед, к новым, незнакомым ему темам и заданиям, а ваш ребенок начинает
отставать. К 3-4 классу он из отличника может стать троечником и попасть в
разряд «трудных».
Этого не произойдет в том случае, если основой подготовки к школе станет
правильная мотивация, о чем мы с вами уже говорили. Давно известно, что самые
большие трудности и для детей, и для их родителей связаны именно с нежеланием
учиться. Заставить ребенка учиться невозможно, если он сам этого не захочет.
Развитое любопытство, познавательный интерес к окружающему миру, сформированная
система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание: «хочу в
школу», а также ваше спокойное, оптимистичное и радостное отношение к началу
школьной жизни вашего ребенка, отсутствие завышенных требований к его будущим
успехам и, как следствие, отсутствие страха у ребенка перед возможными неудачами
– все это создаст хорошие предпосылки к вступлению маленького человека в этот
важный для него этап.
Автор: Елена Щербакова, психолог
Источник: Beautytime.ru