Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Правила ухода за контактными линзами
Правильный уход за
контактными линзами и соблюдение рекомендаций врача — это необходимое
условие безопасного ношения мягких гидрогелевых линз. В это условие включается
не только проведение всех этапов ухода за линзами, но и соблюдение режима
ношения (продолжительность дневного ношения и срок плановой замены), повторные
посещения врача, а также все другие аспекты ношения мягких контактных линз.
Однако многие пользователи по-прежнему не склонны придерживаться того, что
говорит им врач, и действуют по собственному усмотрению.
Статистика не соблюдения предписаний врача пациентами при ношении
контактных линз?
Различные исследования дают разные оценки доли пациентов, регулярно не
выполняющих все предписания врача-контактолога. Однако сходятся они в одном:
эта доля большая, и несоблюдение является одной из причин развития осложнений
контактной коррекции зрения. Вот некоторые выдержки из статистических данных:
- Большинство производителей медикаментов располагают данными, что лишь одна
треть пациентов в точности соблюдает инструкции, одна треть соблюдает только
некоторые инструкции, а оставшаяся треть не следует им вообще.
- 74% пациентов, носящих контактные линзы, хотя бы в одном пункте не выполняют
указания врача-контактолога.
- От 41 до 91% пациентов не выполняют всех предписаний, касающихся процедуры
ухода за линзами.
- Хотя в США 75% пользователей мягкими контактными линзами назначается
ежедневная замена или двухнедельная замена контактных линз, только 25%
придерживаются этого указания. При этом 25% перенашивают контактные линзы до 1
месяца, а 23% – от 1 до 6 месяцев.
- Согласно еще одному исследованию, в целом до 53% пациентов перенашивают
контактные линзы.
- От 25 до 50% пользователей мягкими контактными линзами не соблюдают тот или
иной аспект гигиены; 25% пациентов не всегда моют руки с мылом перед тем, как
совершать манипуляции с линзами, 12% не делают этого никогда.
- 20% пациентов меняют контейнер для хранения контактных линз на новый раз в
год, 23% не делают этого никогда.
- 5% пользователей мягкими контактными линзами используют для дезинфекции
обычный солевой раствор.
Один врач-контактолог как-то решил провести опрос среди своих пациентов на
тему, спят ли они в контактных линзах. Процедура опроса была следующая.
Вначале пациенту задавали вопрос: «Спите ли вы в контактных линзах?» Если
ответ был утвердительный, то далее его спрашивали: «Вы просто дремлете в них
днем или не снимаете и на ночь?» Если выяснялось, что пациент не снимает
контактные линзы на время сна, уточняли, сколько раз в неделю он делает это.
Как оказалось, контактолог и не думал, что «назначил» столь многим пациентам
пролонгированный режим ношения. При этом, согласно своим алгоритмам работы
с пациентами, он всегда всем, кому назначал месячный или двухнедельный режим
замены, говорил: «Ни в коем случае не спите в этих контактных линзах!» Как он
думал, пациенты были покладистыми и должны были выполнять это важное правило.
На самом же деле ответы пациентов показали, что 60% из них спят в контактных
линзах довольно регулярно, то есть это вошло у них практически в привычку. При
этом 9% сообщили, что регулярно спят в линзах одну-две ночи в неделю – вне
зависимости от того, одобрены ли эти мягкие контактные линзы для
пролонгированного ношения. Более того, выяснилось, что до 80% пациентов никак
не желают менять контактные линзы вовремя и перенашивают их. Таким образом,
опрос показал, что многие пациенты систематически не выполняют предписания
врача-контактолога.
Причины несоблюдения указаний контактолога по уходу за контактными
линзами?
Причин, по которым пациенты не соблюдают указания врачей, несколько:
- Пациенты не могут запомнить все рекомендации врача, поданные в устной форме;
иногда врач сам забывает проинструктировать пациента.
- Недостаточная мотивация к соблюдению: пациент рассматривает уход за
контактными линзами как нечто слишком сложное и обременительное, занимающее
много времени.
- Пациенты стараются сэкономить на всем: они переходят на более дешевые
контактные линзы (без консультации с врачом), используют сокращенный объем
раствора при очистке, дезинфекции, пропускают некоторые шаги при уходе,
перенашивают линзы.
- Пациенты заражаются дурным примером от друзей. Есть «друзья», которые
говорят, что не следуют предписаниям врача и ничего страшного не происходит.
Такой пример очень заразителен.
Какие предписания врача не выполняются пациентами при ношении контактных
линз?
Хотя не соблюдать пациенты могут все что угодно, выявлены те области, в
которых их так и тянет что-нибудь не выполнить:
- Не моют руки правильно или вообще не моют их перед уходом за контактными
линзами.
- Опускают некоторые шаги процедуры ухода.
- Используют недостаточное количество раствора, недостаточно тщательно очищают
линзу пальцами рук, не протирают пальцами вторую сторону линзы.
- Недостаточно ополаскивают контактные линзы после очистки.
- Неправильно ухаживают за контейнером для хранения контактных линз.
- Могут допустить загрязнение контактной линзы перед ее надеванием.
- Могут допустить загрязнение горлышка емкости с раствором.
- Повторно используют раствор, который уже применялся для дезинфекции.
- Используют просроченные растворы.
Несоблюдение указаний врача в данных областях может приводить к различным
видам осложнений контактной коррекции зрения – от незначительного раздражения
глаза до тех, которые представляют собой угрозу органу зрения. Серьезные
осложнения, такие как аллергические реакции, гигантскоклеточный папиллярный
конъюнктивит, инфекционные осложнения, могут быть следствием несоблюдения
пациентом указаний врача-контактолога.
О перенашивании контактных линз
Что ни говори, проблема перенашивания мягких контактных линз остается одной
из главных проблем – вне зависимости от того, где живут их пользователи: в
странах с развитой экономикой или там, где экономическое положение оставляет
желать лучшего. Большинство людей по своей природе стараются экономить деньги.
Именно финансовый аспект лежит в корне проблемы перенашивания. Но перенашивают
не только контактные линзы – подумайте, сколько автомобилистов «перенашивают»
автомобильные покрышки, не придерживаясь рекомендаций производителя!
Приведем пример. Ежедневные инвестиции в мягкие контактные линзы куда меньше
той суммы, которую вы оставляете в продуктовом магазине. Достаточно взять
стоимость пары линз, например месячных, и разделить ее на число дней в месяце.
Скажем, пара
силикон-гидрогелевых контактных линз обойдется пациенту в 20 рублей в день
при цене 890 рублей за упаковку из трех контактных линз. Контактные линзы
плановой замены обойдутся еще дешевле.
Немного о гигиене
За последнее время в специализированной прессе был опубликован ряд
сообщений о серьезных осложнениях (в частности, микробном кератите), вызванных
сном в
ортокератологических линзах у пациентов в азиатских странах. Среди
озвученных на конференции BCLA причин этих осложнений – в основном плохая
гигиена и несоблюдение пациентами правил ухода за контактными линзами.
Всем известно, что соблюдение правил гигиены является одним из необходимых
условий для адекватного ухода и обращения со всеми видами контактных линз. В
принципе можно сказать, что это наиболее важный аспект данного вопроса. К
сожалению, не все пациенты отличаются хорошими привычками в области гигиены.
По этой причине плохая гигиена является одним из противопоказаний к контактной
коррекции зрения.
Но и у тех пациентов, кто на первый взгляд придерживается всех правил гигиены,
всегда есть что улучшить. Поэтому необходимо помнить о тщательном мытье рук с
мягким мылом, смывании мыла под струей воды, вытирании рук насухо перед тем,
как прикасаться к контактным линзам.
Необходимо помнить и о контейнере для хранения контактных линз. Как часто вы
меняете его на новый. Не секрет, что загрязненный контейнер становится
рассадником микроорганизмов, с него они могут попасть на контактные линзы и
вызвать тяжелые осложнения. Поскольку микроорганизмы не видны невооруженным
глазом, пациенты склонны недооценивать опасность контаминации и поэтому долгое
время пользуются одним и тем же контейнером. В помощь пациентам
компании-производители включают в упаковку с многофункциональным раствором
новый контейнер. Так, компания «CIBA Vision» прилагает к раствору «SOLO Care
Aqua» новый контейнер под названием «Microblock» с антибактериальным
действием.
Подготовлено Вадимом Давыдовым по материалам зарубежных оптических
публикаций. Веко 9, 2005
Информация предоставлена журналом Очки.Net: всё про очки и контактные линзы.