Новости медицины / Здоровье и красота | Опубликовано 30-11-1999

Здоровье и красота

Разработана таблетка, заменяющая занятия фитнесом

Заветная мечта всех лентяев скоро станет реальностью. Увеличивать силу и выносливость мышечных клеток можно с помощью химических веществ без каких-либо физических упражнений.

Означает ли это, что люди, лежа на диване, будут наращивать мышечную массу? «Да, это одна из возможностей применения данного препарата, но главная цель исследования: улучшение здоровья больных, которым противопоказаны физические упражнения. Это пациенты с легочными, сердечно-сосудистыми заболеваниями», - говорит руководитель исследования, доктор Р.Сандерс Уильямс (R.Sanders Williams), декан Duke University of School of Medicine. «Отсутствие физических упражнений осложняет многие хронические заболевания», - говорит он.

Исследования проводилось врачами Southwestern Medical Center Техасского университета в Далласе. Была выведена группа мышей, клетки которых производили повышенное количество кальмодулин зависимой протеинкиназы. Этот фермент совместно с белком кальциневрином запускает в мышечной клетке изменения, аналогичные происходящим после интенсивной физической нагрузки – вызывает увеличение числа митохондрий.

Митохондрии – клеточные структуры, обеспечивающие клетку энергией. Волокна с большим количеством митохондрий работают дольше и интенсивней.

Уильямс говорит, что у мышей в так называемых «медленных» мышечных волокнах, отвечающих за длительную физическую деятельность, митохондрий стало значительно больше.В то же время в «быстрых» волокнах, отвечающих в организме за кратковременные усилия, количество митохондрий увеличилось в меньшей степени.

Препарат, запускающий каскад реакций с участием кальмодулин-зависимой протеинкиназы еще не создан, но полученные данные, по мнению Уильямса, значительно ускорят его разработку.

Доктор Кешав Сингх (Keshav Singh) из Медицинской школы Университета Джона Хопкинса, так оценил разработку своего коллеги: «Это существенное достижение в понимании механизма увеличения числа митохондрий в мышечных клетках. С возрастом количество митохондрий в клетках снижается. Опираясь на это исследование, нам, возможно, удастся разработать методы улучшения работы мышц в старости».

Осторожность доктора Сингха понятна: подобные вмешательства в биохимию организма могут повлечь глубокие нарушения в функционировании нервной, эндокринной, иммунной и других систем. Вопрос клинического применения разработок доктора Уильямса, безусловно, нуждается в тщательной доработке.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Источник: Mednovosti.Ru