Материал добавлен пользователем VoenvrachВ Госдуме представлена программа «Трезвый водитель» группы компаний «Алкомед»
13 февраля 2007 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «Проблемы законодательного обеспечения безопасности дорожного движения и повышения эффективности дорожно-транспортной инфраструктуры». С докладом об инициативной программе «Трезвый водитель» выступил руководитель группы компаний «Алкомед» Максим Александрович Боровков.
Он отметил, что в настоящее время мерой наказания за вождение в нетрезвом
состоянии по Кодексу об административных правонарушениях, статья 12.8, является
изъятие прав на полтора – два года у нарушителя. Но, к сожалению, наших граждан
такая мера наказания не останавливает от нарушения.
Основное преимущество предлагаемой программы состоит в том, что она позволяет
пересмотреть систему наказаний, существующую в России. Нарушитель не просто
будет нести наказание, но и проходить цикл реабилитации, который призван
изменить его отношение к пьяному вождению. Применяя различные методики, от
демонстрации фото и видео материалов ДТП с участием пьяных водителей, до сеансов
групповой психотерапии, организаторы реабилитации смогут сформировать у
слушателей негативное отношение к возможности управлять автомобилем в нетрезвом
состоянии.
Зарубежная статистика дает ясное представление об эффективности подобной
методики. Когда эти программы только вводились в Америке в 1977 году, около 75
процентов первичных нарушителей становились вторичными. Теперь этот процент
снизился до 25 процентов.
За последние 20 лет количество смертей на дорогах США, связанных с участием
пьяных водителей, снизилось более чем на 37 процентов. Число молодых людей,
погибших в этих катастрофах, снизилось на 62 процента.
Прохождение реабилитационных программ узаконено в большинстве штатов Америки.
Пример: Закон о транспорте штата Калифорния, сборник законов штата Флорида. Для
работы с водителями, задержанными в нетрезвом состоянии, в Лос-Анджелесе
работают 74 реабилитационные программы. За более чем два десятилетия действия
программ в Калифорнии более 3 млн. водителей прошли реабилитацию. Следует
отметить, что на эти широкомасштабные программы не расходуются деньги
налогоплательщиков. Нарушители сами оплачивают прохождение программы.
В Швейцарии федеральным законом дорожного движения, статья 40, предусмотрено
создание в каждом кантоне реабилитационных программ. Статистика Европы схожа со
статистикой Америки.
Успешный опыт работы на российском рынке, изучение зарубежного опыта позволило
нашим специалистам разработать программу «Трезвый водитель», которая может быть
рассмотрена в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности
дорожного движения на период 2006-2012 гг.».
Целью программы является сокращение числа водителей, управляющих транспортным
средством в состоянии алкогольного опьянения за счет проведения курсов
реабилитации.
Основными задачами программы «Трезвый водитель» являются:
(1) Создание сети реабилитационных центров;
(2) Законодательная поддержка программы;
(3) Информационная поддержка.
В рамках реализации программы предполагается развернуть сеть реабилитационных
центров во всех крупных городах России.
Цикл медико-психологической реабилитации будет различным для каждой из трех
категории – для первичных, вторичных, третичных и более нарушителей.
Реабилитация может занимать от полутора до шести месяцев, в зависимости от
серьезности нарушения и включать в себя четыре этапа:
(1) Диагностический этап, на котором проводится оценка степени пристрастия
пациента к химическим веществам, выясняется степень серьезности его проблем с
алкоголем.
(2) Подготовительный этап, предусмотрен для группы нарушителей, страдающих
алкогольной зависимостью, включает в себя амбулаторное лечение, либо
стационарное.
(3) Учебно-психологический этап. В основу методики положен принцип открытых,
постоянно действующих психотренинговых и учебных групп количеством от 4 до 12
человек.
(4) Этап тестирования и получения сертификата, на основании которого происходит
восстановление прав на управление автотранспортом.
Максим Боровков подчеркнул, что успешная реализация программы не возможна без
законодательной поддержки, под которой понимается:
(1) Внесение необходимых поправок в Кодекс административных правонарушений.
Прохождение цикла реабилитации должно стать обязательным условием для
восстановления прав на управление автомобилем (либо досрочно, либо в срок,
установленный судом). Успешная реабилитация может смягчать меру наказания.
(2) Внесение необходимых поправок в Трудовой кодекс. Успешное прохождение
программы является условием сохранения рабочего места в случае выявления у
работника алкогольной зависимости.
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим
состояние и динамику ДТП, прежде всего, по ежегодному показателю,
характеризующему соотношение общего числа ДТП, к числу ДТП, совершенных по вине
водителей в состоянии алкогольного опьянения. По мнению руководителя группы
компаний «Алкомед», ожидаемое сокращение данного показателя в результате
реализации программы составляет 10% ежегодно. Таким образом, синергетический
эффект за 5 лет составит 35% от общего числа ДТП, совершенных в состоянии
алкогольного опьянения за 2006 год.