Как нас делают... больными
Когда "состояние" можно называть "болезнью"? Едва ли тогда, когда от этого состояния разработано лекарство. Но сегодня, фигурально выражаясь, овец охраняют волки - критерии здоровья находятся во власти компаний, доходы которых зависят от количества больных.
Облысение, застенчивость, естественное старение,
внушительная комплекция - вот типичные примеры нормальных состояний человека,
которые теперь рассматривают, как медицинские проблемы.
Это не ново. На протяжении всей истории человечества нередко совершенно
естественные и нормальные вещи рассматривались, как болезни. Классической
иллюстрацией для этого утверждения является отношение общества к мастурбации,
которая считалась опасной и вредной на протяжении веков, а, когда были проведены
объективные статистические исследования, выяснилось, что никаких негативных
последствий это явление не имеет.
Что поменялось с тех пор? Критерии нормы теперь задаются не общественными
институтами, а корпорациями. Самым простым механизмом внедрения новых критериев
в общественное сознание является реклама. Более эффективны медиа-кампании,
нередко с участием известных и авторитетных врачей, которые "популяризуют
медицинские знания", заставляя нормальных людей рассматривать себя, как
пациентов. Ведь пациентам требуются лекарства, которые готовы предложить
фармакологические корпорации, спонсирующие появления академиков на экране. Круг
замыкается, и в этом контуре начинают циркулировать деньги, приносящие много
радости всем участникам процесса (кроме пациента, с ними расстающегося,
конечно).
Австралийский исследователь этой проблемы, получившей название медикализация
нормы, Рэй Мойнихан (Ray Moynihan), сказал в интервью медицинскому
интернет-изданию WebMD: "Я думаю, это совершенно абсурдное и нездоровое явление,
что фармкомпании, имманентно заинтересованные в увеличении числа и тяжести
заболеваний, участвуют в создании <образовательных> материалов о болезнях -
прямо или через спонсорство. Действительно независимые источники информации
должны заменить эти однобокие проекты. Впрочем, при нынешней близости между
медицинским ремеслом и фарминдустрией, это будет предельно тяжело".
Впрочем, сами представители фармацевтической промышленности видят эту ситуацию
совершенно по-другому. Транснациональная компания Merck, видимо, была задета
упоминанием облысения в списке "не-болезней", ведь они производят широко
пропагандируемое по всему миру средство для роста волос "Propecia". Более того,
широко известен и крайне авторитетен издаваемый ими "Merck Manual" -
всеобъемлющее медицинское руководство для профессионалов - яркий пример участия
фарминдустрии в чисто медицинской деятельности.
В последнем номере British Medical Journal управляющие Merck, доктора Сильвия
Бонаккорсо (Silvia Bonaccorso) и Джеффри Стурчио (Jeffrey Sturchio), пишут, что
фармкомпании - и исследования, которые они финансируют - обладают большим
объёмом информации. Делясь этой информацией, утверждают они, компании помогают
людям совершать "информированный выбор" в части своего здоровья. Но, тем не
менее, что хорошего, когда застенчивого человека убеждают, будто он болен, а
болезнь его называется "социофобия"? Или когда человеку, входящему в пору
увядания, советуют: раз гибкость его членов уже не та, что в пятнадцать лет, то
следует немедленно лечиться?
Профессор Дэвид Б.Нэш (David B. Nash, MD, MBA), директор по медицинской
стратегии и клиническим вопросам больницы Университета Томаса Джефферсона (Thomas
Jefferson University Hospital) в Филадельфии так видит ситуацию: "Да,
медикализация нашего общества существует, но я не уверен, что она инициирована
фармацевтической промышленностью. Здравоохранение это такой же бизнес, как и всё
остальное, - говорит Нэш, - людям следует самим контролировать происходящее.
Если больше задумываться над тем, как и от чего Вас лечат, это будет лучше для
всех".
Медикализация не смогла бы приобрести таких масштабов, если бы в её объятья не
рады были бы пасть многие люди: "Социологи описали "ныряние в болезнь" - модель
поведения, которой мы придерживаемся, когда считаем себя больными, - говорит
Юенгст, бывший руководитель Отделения Этических, правовых и общественных
вопросов Национального института геномных исследований и профессор
биомедицинской этики в Case Western Reserve University. Эта модель включает
большую свободу от обязательств - ведь Вы можете не ходить на работу, когда Вы
больны. И кроме этого, Вы чувствуете себя обязанным что-то делать со своей
болезнью. Иначе Вы кажетесь себе симулянтом". В последнем случае Вы и покупаете
лекарство, даже если это лекарство от простуды, а Вам отлично известно, что,
если ОРЗ лечить, то оно проходит за неделю, а если не лечить - за семь дней...
Источник: MIGnews.com