Материал добавлен пользователем vmsh
Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Конфликты в отделении клиники: взгляд изнутри
Автор статьи: Клочко Мария
Бизнес-тренер, консультант в области управления персоналом
Конфликты в коллективе сотрудников клиники и отделения – явление, присущее
любой социальной группе. Но здесь есть несколько особенностей.
Во-первых, работа врача связана с большим количеством коммуникаций, как внутри
клиники, так и вне ее, с пациентами, их родными, другими клиниками и
организациями. И тут, как и в других профессиях, связанных с общением с людьми,
уровень конфликтов тем выше, чем выше частота коммуникаций.
Работа врача связана с постоянным высоким уровнем ответственности, что влечет за
собой высокий уровень внимания и напряжения, а это опять же – часто
предрасполагает к конфликтам. Стоит только заискрить – и уже пожар. И здесь
часто врач, кому ничто человеческое не чуждо, иногда может переносить свое
переживание ответственности и ощущения «должен всем все время», на других людей,
подвернувшихся в это время под руку. В идеальной ситуации либо в клинике может
работать психолог по разгрузке и распределению у доктора внутренней
ответственности, разнесения границ «круга влияния» и «круга забот», либо эту
роль на себя может взять, и именно так чаще всего и происходит, - руководитель.
Во многих дисциплинах и подходах лечению многих нозологических форм часто нет
единого детализированного подхода, кроме рекомендаций ВОЗ. Сколько кафедр,
сколько клиник – столько и детализаций алгоритмов лечения. И когда специалист
переходит из клиники в клинику, его привычные способы и алгоритмы лечения и
диагностики пациентов могут быть непонятыми «старожилами», просто потому, что
они тоже лечили, тоже успешно, но по-другому. А новый доктор, а если он еще и
достаточно молод – это зона риска для показателей клиники, это кот в мешке. И
отсюда еще группа причин конфликтов в коллективе – конфликт профессиональных
подходов. Все бы ничего, и лечат по разному, ведь главное результат, но приходит
время клинического разбора или пятиминутки, и привычное и традиционное часто
становится более предпочтительным, чем другое, возможно, инновационное или более
успешное. А после обозначения позиций на общих встречах, внутри клиники уже
могут формироваться лагери, разделяющие докторов, а часто уже и сестер, на
потенциально враждебные группы.
Иначе обстоит ситуация с молодыми докторами, приходящими в ординатуру в
отделение. За ним еще долго тянется тень студенчества, и так или иначе, но есть
группа старших докторов, которые в данном отделении являются «лидерами мнений».
И молодой доктор изначально поставлен в ситуацию «покажи на что ты способен,
студент». А часто, обладая свежими знаниями, но не обладая опытом, начинающий
специалист, подогреваемый амбициями и желанием показать, что он уже Врач, может
допускать ошибки или не признавать их, или вступать в конфронтацию с отдельными
докторами или целым коллективом, и тогда уже дело техники – показать юному
всезнайке его место…
Что же посоветовать молодому, подающему надежды доктору?
В медицине есть замечательная традиция, сохранившаяся и по сей день, –
институт наставничества. Если начинающему специалисту повезет, и он найдет
своего Учителя, высокопрофессионального и уважаемого врача, то следование за
ним, получение ответов на вопросы, совместный разбор историй болезней, ошибок и
удач – единственный путь стать самому Врачом с большой буквы, получить бесценный
опыт.
И в этой ситуации, если нет в клинике такого профессора, гуру или наставника, то
руководителю необходимо взять на себя эту роль. Начинающий доктор может
достаточно быстро потерять огонь в сердце и перестать хотеть достичь
результатов, стать Доктором. Вложения, сделанные в молодого специалиста,
прорастут позже, возможно не здесь (тут уже вопрос перспектив и мотивации
специалиста к работе в этой клинике), но наставничество – ключевой фактор
успешности и профессионализма для молодого врача. Путь проб и ошибок он пройдет
в любом случае, но сделает это рядом с профессионалом, который в нужное время
укажет на ошибки, где то предостережет от непоправимых действий, а где-то
похвалит, и эти похвалы останутся вехами, реперными точками в сознании молодого
доктора – как правильно, как нужно поступить, чтобы добиться успеха. Для
начинающего доктора путь конфронтаций и одиночества очень редко бывает успешным.
Это связано с особенностями медицины, как исторически сложившейся системы и
культуры отношений, формирования школ и направлений. Пусть достаточно закрытая и
консервативная с точки зрения отношения область, но имеющая высокую культуру
передачи знаний и сохранения имеющихся достижений.
Источник: http://www.vmsh.ru