Ученые спорят о пользе энергетических напитков
Напитки для "быстрого восстановления сил" в кризис продаются даже лучше, чем раньше. Однако результат их потребления не всегда соответствует рекламе производителей.
По данным газеты, за год в Великобритании было продано 484 млн литров "энергетиков",
то есть примерно по 8 литров на каждого британца, включая младенцев и граждан,
которые заведомо не являются их потребителями, пишет британская газета
Independent. Издание приводит слова специалиста из компании по маркетинговым
исследованиям Mintel Джонни Форсита, который подтверждает, что спрос на
спортивные и энергетические напитки продолжает расти. Сказывается агрессивная
рекламная политика: помимо традиционных объявлений производители активно
спонсируют различные спортивные соревнования, музыкальные фестивали и даже
фильмы, ориентируясь прежде всего на молодых людей. Между тем среди медиков и в
околомедицинских кругах периодически возникают споры о влиянии подобных напитков
на организм человека.
Полезная энергия
Большинство энергетических коктейлей – это, по сути, газированная вода с
добавками сахаров, кофеина и различных растительных веществ. По замыслу
производителя такая смесь за счет различных факторов должна обеспечивать
дополнительный прилив сил.
И организм действительно получает необходимую энергию в виде глюкозы,
содержащейся в сахарах и не требующей, в отличие от белков, крахмала или жиров,
длительного переваривания. Энергетическая ценность "энергетиков" в пересчете на
килокалории сопоставима с калорийностью молока, но в сравнении с ним углеводы,
содержащиеся в энергетических коктейлях, быстрее усваиваются.
В коктейли, кроме того, добавляют кофеин или содержащий его же наряду с рядом
других веществ экстракт тропического растения гуараны. Молекулы кофеина
взаимодействуют с нервными клетками и уменьшают процессы их торможения, оказывая
тем самым стимулирующее действие. Кроме сахаров и стимуляторов в напитки
добавляют витамины, вкусовые добавки и растительные экстракты, например женьшеня
или мате. Мате в свою очередь также содержит кофеин, но уже не в чистом виде, а
в смеси с другими веществами, среди которых есть микроэлементы и витамины.
Вредоносные эффекты
Некоторые недостатки коктейлей – вполне закономерное продолжение их достоинств.
Например, стимулятор кофеин при передозировке попросту опасен. Во Франции был
даже запрещен популярный коктейль Red Bull, после того как во время игры умер
17-летний баскетболист. Как показало расследование, перед игрой юноша выпил
четыре банки напитка, получив опасную для сердца дозу кофеина. В Норвегии и
Дании Red Bull также вне закона именно в связи с возможностью потенциальной
передозировки.
Даже если употреблять "энергетики" по инструкции производителя – не больше банки
в сутки, проблемы все равно возможны. Так, издание Independent со ссылкой на
независимую ассоциацию автомобилистов IAM рассказывает, что примерно через час
после выпитой банки действие тонизирующего напитка заканчивается, и у водителей,
находящихся за рулем, скорость реакции ухудшается, что таит уже смертельную
опасность.
За год только в Великобритании погибает приблизительно 300 заснувших за рулем
водителей. Так что рассчитывать на бодрящий эффект напитков опасно для жизни.
Журнал The Journal of American College Health также внес свою лепту в обсуждение
"энергетиков". Ученые из Университета Буффало (США) подтвердили опасения
педагогов, утверждающих, что употребление энергетических напитков снижает
успеваемость школьников и формирует у них асоциальное поведение, и сообщили, что
тяга к энергетическим напиткам коррелирует с агрессивностью, асоциальным
поведением и незащищенным сексом.
Медленная корова против красного быка
По идее, ответственность за употребление "энергетиков" должны разделить и
компании, организующие рекламу напитков. Так, коктейль Simply Cocaine вызвал
протест у борющихся с наркотиками организаций как "провоцирующий потребление
наркотиков". Производители же ответили на эту претензию воззванием к чувству
юмора.
Кстати, это далеко не первое "наркотическое" название продукта. Например, духи "Опиум"
появились еще в 1977 году. Тогда реклама духов тоже вызвала протесты, но не
из-за темы опиума, а из-за откровенной позы модели на рекламной фотографии.
Словно в пику "энергетикам" некоторые компании начали производство, казалось бы,
парадоксальных продуктов – антиэнергетических и обладающих расслабляющим
эффектом напитков с валерианой, лимоном и ромашкой. Причем название одного из
таких напитков как будто специально подобрано в пику Red Bull ("красному быку")
– Slow Cow ("медленная корова").
Источник: Gzt.ru