Телевизионная реклама вызывает ожирение у школьников
На распространение ожирения среди детей и подростков влияет не столько количество проводимых перед телевизором часов, сколько объем рекламы нездорового питания. К такому выводу пришли американские медики.
Исследовательская группа из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA)
проанализировала собранные в 1997 и 2002 годах данные более чем о 3,5 тыс.
подростков. Сопоставив индекс массы тела подростка с информацией о его образе
жизни (любимые занятия, предпочитаемые телепередачи, питание, уровень физической
активности), ученые пришли к выводу о том, что прямой связи ожирения с
просмотром телепередач не наблюдается.
Почему телевизор вредно влияет на фигуру?
Сравнительно недавно, в 2009 году, были опубликованы данные австралийских
медиков, которые отметили пагубное влияние просмотра телепередач на здоровье.
Согласно выводам врачей пассивное времяпрепровождение перед экраном существенно
повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, а заядлые любители
сериалов и телешоу, проводящие на диване у телевизора свыше четырех часов в
день, в буквальном смысле слова рискуют жизнью. Смертность от
сердечно-сосудистых заболеваний в этой группе оказалась на 80% выше, чем у тех,
кто проводит перед телеэкраном меньше двух часов в сутки.
Казалось бы, такое исследование должно было закрыть тему "телевидения и
здоровья" раз и навсегда. Однако все оказалось далеко не столь просто.
Безусловно, малоподвижное сидение перед телевизором приводит к снижению
потребности организма в энергии, а это, в свою очередь, вызывает накопление жира
и рост уровня холестерина в крови. Но только ли этот механизм виноват в пагубном
влиянии телешоу?
С точки зрения психологов, например, не менее важную роль может играть
подражание героям фильмов и шоу. Или влияние рекламы продуктов, которые в
английском языке носят малоприятное название junk food (дословно: "мусорная
еда") – с низким содержанием витаминов, высоким содержанием жиров. Такие
продукты обычно продаются уже в готовом виде.
Жертвы рекламы
Изучение того, что именно смотрят подростки по телевизору, и сопоставление этой
информации с их физической формой позволило ученым сделать вывод, что дело не
только в малоподвижности, но и в рекламе. Те, кто обычно смотрел образовательные
программы или использовал телевизор лишь для просмотра DVD, практически не
страдали от избыточного веса, хотя проводили перед экраном довольно много
времени.
А вот подростки, смотревшие развлекательные программы или те же передачи, что и
их родители, чаще отличались повышенным индексом массы тела (он рассчитывается
через соотношение роста человека и его массы). Согласно подсчетам врачей
среднестатистический пятилетний американец в год сталкивается с 4 тыс. рекламных
роликов, продвигающих те или иные продукты питания. Большую часть этих продуктов
составляет та самая потенциально опасная для здоровья еда: печенье, газировка,
гамбургеры и прочие продукты из ассортимента кафе быстрого питания.
По словам медиков, предотвратить распространение ожирения среди подростков
можно, в том числе и изолировав их от рекламы.
Кстати, в Великобритании рекламу еды во время детских телепрограмм запретили в
2006 году. В таких роликах не разрешено сниматься известным актерам, наложено
вето на использование в них персонажей мультфильмов. Какой эффект этот запрет
оказал на вес британских школьников, пока неизвестно.
Источник: Gzt.ru