Влияют ли видеоигры на внимание?
Как отмечают психологи, долгие часы, которые проводят дети у экрана телевизора - независимо от того, смотрят ли они телепередачи или играют в видеоигры - снижают их способность к концентрации внимания в школе.
И хотя не все исследователи согласны с данным положением, оно вполне согласуется
с полученными ранее данными о влиянии на детей просмотра телевизора.
"Что нам пока неизвестно - это как именно и почему просмотр телевизора и
видеоигры вызывают нарушение внимания", - говорит Douglas A. Gentile,
руководитель Лаборатории медиаисследований при Университете штата Айова в Эймсе,
один из учёных, работающих в этом направлении. "Кроме того, по его словам,
слишком сильное увлечение телевизором повышает агрессивность у детей и, что
неудивительно, способствует накоплению лишнего веса", - добавляет он.
Исследователи наблюдали группу из 1300 детей школьного возраста, которые с
помощью родителей фиксировали, сколько часов они проводят у экранов телевизора
(за просмотром телепередач и видеоиграми) в течение года. Затем учёные опросили
учителей в школах, где учились участники исследования, на предмет поведения этих
детей - в частности, получалось ли у них достаточно долго оставаться
сосредоточенными на задании, как часто они отвлекались сами и отвлекали других
детей.
Выяснилось, что дети, проводившие у телеэкрана больше времени, имели несколько
больше проблем с вниманием на уроках. Тенденция сохранялась даже с учётом
исходного уровня внимания у детей-участников исследования.
Так, у детей, которые проводили у телевизора более 2 часов в день (то есть
больше нормы, рекомендуемой Американской педиатрической академией), риск
превысить средний уровень нарушений внимания повышался на 67%. Тем не менее ни
одному ребёнку в исследовании не был поставлен диагноз синдрома гиперактивности
и дефицита внимания, которым страдают от 3 до 7% американских школьников.
Учёные оценили и то, как влияет просмотр телевизора и видеоигры на студентов - в
этом случае в ход пошли психологические опросники, использующиеся для
диагностики синдрома гиперактивности и дефицита внимания у взрослых.
Выяснилось, что у студентов, которые смотрели телевизор и играли в видеоигры
больше предусмотренной дневной нормы (2 часа в сутки), вдвое повышался риск
превысить средний уровень нарушений внимания. Хотя и среди них никому не был
поставлен диагноз синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
По словам Gentile, влияние телепередач и видеоигр зависит от множества факторов
и далеко не всегда столь явно выражено. "Наше поведение формируется под
действием многих вещей, средства аудиовизуальной информации - лишь одна из них",
- отмечает он.
Эксперт по синдрому гиперактивности и дефицита внимания Miriam Mulsow из
Техасского технологического университета в Лаббоке (в исследовании она не
участвовала) считает, что просмотр телевизора и видеоигры не могут вызывать ни
нарушений внимания, ни синдрома гиперактивности.
"Есть родители, - говорит она, - которые работают на трёх работах, чтобы
обеспечить свои семьи, и не могут ни сами заниматься с детьми, ни нанять им
няню. Меня беспокоит, что у этих родителей может сложиться впечатление, что тем
самым они способствуют синдрому гиперактивности и дефицита внимания у своих
детей. На самом деле это, скорей всего, не так, и таким родителям не стоит
переживать".
"В то же время, если у ребёнка есть склонность к нарушениям внимания, долгое
сидение перед телевизором может усугубить эти нарушения, - добавляет Mulsow. -
На мой взгляд, даже и двух часов в день многовато, я не позволяю своим детям
смотреть телевизор так долго".
Результаты исследования опубликованы в журнале "Педиатрия" (Pediatrics).
Источник: Abbottgrowth.ru