Первый раз в первый класс, или Как адаптироваться к школе
Начало учебного года - повод не только для радости, но и для беспокойства,
причем как для родителей, так и для самих детей. Нередко последние страдают
особенно сильно. И не только потому, что у них возникают какие-то трудности в
обучении. Гораздо больше ребенок переживает из-за того, что не может поделиться
своими проблемами со взрослыми, боясь, что его не поймут, обвинят в лени и
нежелании учиться.
Родителям стоит более внимательно и ответственно отнестись к тому, что после
продолжительного летнего отдыха ребенок порой с трудом возвращается к «рабочим»
будням в школе. И дело здесь не в лени ребенка или нежелании учиться.
Исследования подтвердили, что даже ученикам старших классов требуется не менее
двух недель, чтобы адаптироваться к ритму учебного года после каникул. Что уж
говорить про первоклашек! Они только что покинули беззаботный мир детского сада
с играми, прогулками и дневным сном - и тут же с головой окунулись во взрослую
жизнь с совершенно иным режимом дня, новыми требованиями, повышенными
нагрузками…
В такой ситуации даже здоровый и подготовленный ребенок может растеряться.
Родителям стоит внимательнее присмотреться к своим детям. Умный и
сообразительный ребенок начинает одновременно десять дел, но доводит до конца в
лучшем случае одно, не слушает объяснений, не может сосредоточиться на занятиях,
вертится, не сидит на месте, а в результате делает много ошибок по
невнимательности? Это повод задуматься над такой проблемой, как синдром дефицита
внимания с гиперактивностью.
Предполагают, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
развивается в результате недостатка дофамина и норадреналина в некоторых отделах
головного мозга. Он характеризуется поведенческими нарушениями и трудностями в
концентрации внимания, импульсивностью и гиперактивностью. Предположить наличие
СДВГ у ребенка можно по некоторым особенностям его поведения:
• симптом невнимательности - легко отвлекается, забывчив, с трудом может
сосредоточиться на чем-то, часто делает ошибки из-за невнимательности, не может
выполнить задание, теряет вещи;
• симптом гиперактивности - ребенок нетерпеливый, слишком общительный,
суетливый, не сидит долго на одном месте;
• симптом импульсивности - постоянно перебивает, не может дождаться своей
очереди, если что-то хочет, то должен получить это сейчас же.
Особенно сильно у ребенка с СДВГ страдает процесс адаптации: он не замечает
опасности, подвергает себя необоснованному риску, с трудом усваивает новые
знания и не контролирует свое поведение. Такие дети считаются проблемными в
дошкольном возрасте, но главные трудности их ждут в школе: они плохо усваивают
материал, им трудно учиться из-за неусидчивости и невнимательности. В средних и
старших классах большинство этих проблем сохраняется, возникают дополнительные
трудности. В этот период еще больше возрастают требования к концентрации
внимания, способности к решению проблем и сложным рассуждениям.
Специалисты рекомендуют особенно внимательно относиться к детям с СДВГ.
Справиться самостоятельно с такой проблемой ребенок не в силах, ему обязательно
нужна помощь и поддержка взрослых. Важно защищать нервную систему ребенка от
перевозбуждения, желательно ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры,
избегать перед сном шумных игр - лучше почитать книжку. К тому же нужно
использовать различные коррекционные методики и необходимые лекарственные
средства.
Препаратами выбора для коррекции психоневрологических расстройств у детей
являются ноотропы - лекарственные средства, улучшающие умственную деятельность,
стимулирующие познавательные функции, обучение и память, повышающие устойчивость
мозга к различным повреждающим факторам (в т.ч. к экстремальным нагрузкам и
гипоксии). Наиболее важными фармакологическими эффектами ноотропов в детской
психиатрии являются активация интеллектуальных и мнестических функций, повышение
способности к обучению.
При выборе успокаивающих средств для детей с СДВГ важно придерживаться «золотой
середины»: успокоить и немного притормозить их активность, но при этом не сильно
- ребенок и так уже страдает от недостатка внимания. Таким требованиям отвечает
универсальный препарат, содержащий сверхмалые дозы антител к мозгоспецифическому
белку S-100, решающий сразу несколько проблем: оказывает не только успокаивающее
действие, но и нормализует поведение, улучшает процессы обучения и адаптации
ребенка, имеет выраженный вегетотропный эффект, поэтому нет необходимости
назначения нескольких препаратов. Что немаловажно - он не имеет побочных
эффектов со стороны внутренних органов и ЦНС (не вызывает сонливости,
заторможенности, мышечной релаксации).
Препарат поможет уменьшить тревожность и капризность, улучшить настроение. Он
также повышает концентрацию внимания и улучшает память, поэтому первоклассник не
только избавляется от мешающего учебе волнения, но и получает дополнительный
заряд целеустремленности. Следует отметить безопасность препарата: он содержит
действующее вещество в сверхмалом количестве и поэтому не оказывает побочных
действий на внутренние органы.
Мнение специалиста
Владимир СТУДЕНИКИН, главный научный сотрудник отделения психоневрологии и
психосоматической патологии НИИ педиатрии ГУ НЦЗД РАМН, проф., докт.мед.наук
В своей практике педиатры часто сталкиваются с жалобами родителей на то, что
умный и сообразительный ребенок неусидчив, невнимателен. Как результат - низкая
успеваемость. Как правило, у такого ребенка наблюдаются и другие отличительные
особенности поведения:
• много ошибок делает по невнимательности;
• не слушает объяснений, не может сосредоточиться на занятиях;
• может проявлять излишнюю подвижность (вертеться, вставать, совершать много
движений).
Наличие подобных симптомов может свидетельствовать о наличии у ребенка
синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), который мешает ему
справляться с учебными заданиями. СДВГ - это больше поведенческие нарушения,
которые часто встречаются у детей младшего школьного возраста и могут
существенно снижать качество их жизни. Причины возникновения СДВГ довольно
разнообразны:
• генетическая предрасположенность;
• различные травмы головного мозга и инфекционные заболевания, перенесенные в
раннем детстве;
• преждевременные роды (недоношенность);
• осложнения во время беременности и родов (интоксикация, угроза выкидыша,
хронические заболевания матери, недостаток кислорода у ребенка во время родов).
Как правило, при взрослении признаки СДВГ нивелируются, однако у некоторых
людей они могут наблюдаться и в зрелом возрасте. Распространенность СДВГ в
разных возрастных категориях составляет от 2 до 28%. Мальчики подвержены этому
заболеванию в три раза чаще, чем девочки. Конечно, 28% - это максимальная цифра,
когда имеются специфические условия для развития этого синдрома у ребенка:
большой город, подростковый возраст и, скорее всего, генетическая
предрасположенность к данному состоянию (сходные проявления в детстве у
кого-либо из родителей).
Трудность в диагностике СДВГ состоит в том, что точно установить его наличие
можно только после шести лет. До того момента, пока ребенок не ходит в школу, он
мало чем отличается от своих сверстников, и только с началом процесса обучения
проявляются первые симптомы. Поэтому готовить ребенка к школе надо заранее, и не
только учить читать, писать и считать, но особое внимание уделить состоянию его
психического и эмоционального здоровья. Даже у «беспроблемного» ребенка могут
возникнуть сложности со сном, ухудшение настроения вплоть до замкнутости,
снижение аппетита, тревога и страх. Весь этот набор является, по сути, реакцией
детской нервной системы на школу, новые правила и требования. При наличии СДВГ
неврологический дефицит у ребенка усугубляется еще в большей степени.
Вот почему лечение СДВГ у детей должно носить комплексный характер и объединять
различные подходы: специальные воспитательные приемы для родителей и педагогов,
психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, а также медикаментозное
лечение. Выбор лекарственного препарата для ребенка играет ключевую роль. Важно,
чтобы назначенное лекарство помогало ребенку, успокаивало его, выравнивало
настроение, помогало в адаптации, но при этом не вызывало сонливости и
заторможенности, ведь ребенку нужно учиться и усваивать новые знания.
Предпочтение стоит отдавать препаратам, созданным специально для детей.
Статья опубликована в газете "Фармацевтический
вестник"