Материал добавлен пользователем ninell171
Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
«Топ, топ, топает малыш»
Бавшенкова Н.А
Инструктор ЛФК, филиала ГОУ «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации
и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками», с.
Александровское, Ставропольский край.
Для того чтобы быть всегда в хорошем жизненном тонусе и ощущать себя здоровым
и полным сил человеком необходимо заниматься физическими упражнениями постоянно
из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год – на протяжении всей своей
жизни.
Как часто мы, взрослые, умиляемся, глядя на неуклюжие, смешные движения наших
малюток. Однако не всегда милую неуклюжесть можно приписать неумению малыша.
Чуть ли не у каждого третьего ребенка неправильная походка. Дорогие мамы и папы,
если ребёнок косолапит, то вполне есть повод задуматься. Возможно, это связано с
нарушением развития опорно-двигательного аппарата и такой серьёзной проблемой
как плоскостопие.
Плоская стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни
человека. Есть несколько причин, провоцирующих плоскостопие. Это неравномерная
нагрузка на различные участки стопы, избыточный вес, а также неправильно
подобранная обувь (либо слишком тесная, либо слишком свободная, либо на очень
высоком каблуке с толстой, негнущейся подошвой, лишающей стопу ее естественной
гибкости). Чем раньше начать коррекцию стопы, тем лучше. В запущенном состоянии
плоскостопие грозит не только болями при ходьбе, но и серьезными нарушениями
осанки, проблемами с суставами (коленными, тазобедренными), которые при
неравномерной нагрузке на стопы принимают на себя основной удар. Стопу
новорождённого корректировать проще. Поэтому чрезвычайно важно своевременно
обнаружить плоскостопие в период роста и развития опорно-двигательного аппарата.
Но и в возрасте 7-15 лет можно добиться определённых положительных результатов,
если правильно организовать лечебно-профилактические мероприятия для
противодействия дальнейшему развитию деформации стоп и закреплению достигнутого
терапевтического эффекта.
Одно из основных направлений профилактики плоскостопия - лечебная гимнастика,
направленная на укрепление мышц стопы. Работая инструктором лечебной
физкультуры, я занимаюсь с детьми различными упражнениями, которые позволяют
устранить нарушения, связанные с проблемой плоскостопия.
Изучив методику Епифанова В.А. я разработала, на мой взгляд, эффективный
комплекс лечебной гимнастики для устранения нарушений деформации стопы.
Предлагаю его вашему вниманию. Но, дорогие родители, готовьтесь к тому, что
заниматься с ребёнком предстоит не один месяц. Желаю Вам удачи!
Примерный комплекс лечебной гимнастики для коррекции стопы.
1. Исходное положение - в положении сидя с опорой на стопу. Сидя на
стуле, поочерёдно поднимать носки и пятки. Повторить 10-15 раз.
2. Исходное положение - сидя на стуле ноги выпрямлены. Выполнять с полной
амплитудой медленные круговые движения стопами: а) внутрь; б) наружу. В течение
2-3 мин.
3. Исходное положение - стоя на внешней стороне стоп. Подняться на носки
и вернуться в исходное положение. Повторить 10-20 раз.
4. Исходное положение - стоя на внешней стороне стоп. Выполнить
полуприседание и вернуться в исходное положение. Повторить 10-20 раз.
5. Исходное положение - сидя на стуле. Катание теннисного мяча серединой
стопы в продольном, поперечном и круговом направлении, вперёд и назад. Выполнять
по 3-4 мин каждой ногой.
6. Исходное положение - сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно
прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения
упражнения. Движениями пальцев ноги он стараться подтащить под пятки разложенное
на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например,
камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой 2-3 раза.
7. Исходное положение - сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены.
Большим пальцем одной ноги проводит по подъёму другой по направлению от
большого пальца к колену (поглаживание). Упражнение выполняется сначала одной,
затем другой ногой. Повторяется 3-4 раза.
8. Исходное положение - сидя на полу с согнутыми коленями. Собирать
пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки,
прищепки для белья и др.). Другой ногой он повторяет то же самое. Следует не
допускать падения предметов при переносе.
9. Исходное положение - сидя на полу с согнутыми коленями. Карандашом,
зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист
другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
10. Исходное положение - сидя на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы
ног, подтягивать пятку вперёд (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова
распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение
пятки за счёт сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока
пальцы и пятки ног могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами
одновременно в течение 2-3 мин.
11. Исходное положение - сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы
стоп, друг к другу. Постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока
пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням
форму кораблика).
12. Исходное положение - сидя на полу с согнутыми коленями. Поставит
подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва
сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на
одном месте. Упражнение повторяется 5-6 раз.
13. Исходное положение - сидя на полу с согнутыми коленями. Стучать по
полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения
упражнения колени постепенно выпрямляются. Повторить упражнение в течение 2-3
мин.
14. Исходное положение – стоя. Ходит на пятках, не касаясь, пола пальцами
и подошвой. В течение 2-3 мин.
Все упражнения для коррекции стопы выполняются босиком, чередуя их с обычной
ходьбой для отдыха