Новые правила медстрахования могут вызовать хаос в системе здравоохранения
Новые «Правила обязательного медицинского страхования» внесут хаос в систему здравоохранения, считают эксперты в области здравоохранения. В частности, они фактически гарантируют насаждение государственной монополии в медицине, предоставление некачественных медуслуг и возможность безнаказанного мошенничества.
«Правила обязательного медицинского страхования» были официально опубликованы
в пятницу, 11 марта. Они должны детализировать принципы работы Закона РФ «Об
обязательном медицинском страховании», вступившего в силу с 1 января 2011 года.
Правилами в частности, детализировано право пациента выбирать себе врача,
установлен контроль за деятельностью лечебных учреждений со стороны страховых
компаний и декларировано участие частных клиник в системе ОМС. GZT.RU решило
разобраться во всех подводных камнях нового документа.
Пациенту нужен лоцман
Консультант международных и национальных проектов в области экономики
здравоохранения Владимир Шевский считает, что, к примеру, продекларированное
правилами право выбора любого врача на самом деле, просто популизм и «ложное
благо».
«Единственный, кого может и должен выбирать пациент,- участковый терапевт,
врач общей практики, то есть „личный“ врач. Причина этого в том, что выбор
такого врача происходит во многом на эмоциональном уровне, с учетом чисто
человеческих качеств медика (доброжелательность, чуткость, понимание проблем
пациента). Тогда как выбрать специалиста более узкого профиля сам пациент не
может, так как для этого необходимо разбираться в медицине, ее особенностях и
терминологии. То есть, это должен делать только человек с медицинским
образованием.
Ситуацию можно сравнить с аналогичными случаями с личным юристом, считает
эксперт. Ведь мало кому придет в голову самостоятельно разбираться в юридических
тонкостях.
При этом, медицина еще более сложная вещь, поэтому рядовому пациенту не
обойтись без лоцмана в море медицинских технологий. А выполнять роль такого
проводника или «личного врача» призван врач первичного звена (участковый
терапевт, участковый педиатр, а еще лучше- врач общей практики). Он должен
выявить болезнь в начальной стадии, своевременно назначить лечение, и, при
необходимости, направить пациента к соответствующим врачам-специалистам. Лишь
при такой модели больному будет поставлен своевременный и правильный диагноз, а
также назначено лечение.
А новый Закон об ОМС и прописанное в нем право самостоятельного выбора
специалиста не позволит выстраивать такую систему, полагает Шевский. В свою
очередь, ее отсутствие может привести к полному хаосу в системе здравоохранения.
Когда взглянуть в глаза пациенту?
«Общее впечатление от закона таково, что централизации станет еще больше,
появится еще больше бюрократии, и существует риск, что постепенно управление
медициной будет походить на управление промышленным предприятием»,- считает
эксперт. Главная проблема в том, что закон практически лишает медицину
творческой составляющей. Во всем мире врач- профессия творческая, свободная, а
при схеме, продиктованной законом, на первый план выводится скрупулезный подсчет
количества посещений больных, количества выписанных рецептов и множество
отчетов. Тогда как собственно пациент и его болезнь уходят на второй план». Врач
будет занят заполнением различных бумаг и у него просто не останется времени на
простое человеческое общение с пациентом. А ведь это, в конце концов, «основа
основ врачевания», считает Шевский.
Впрочем, желающих сменить врача пока очень немного. В регистратурах говорят,
что продолжает действовать территориальный принцип обслуживания и «отправляют
людей в департамент здравоохранения, а если не нравится обслуживание, то в
частную клинику». Примерно также отвечают в поликлиниках и в регионах.
Частник не торопится
Новые Правила установили возможность работы частных клиник в системе ОМС, но
эксперты сомневаются в том, что частник будут заинтересованы в этом новом рынке
медуслуг.
«И при прежнем варианте закона частники могли оказывать медицинские услуги в
системе ОМС, во всяком случае, это положение существовало,- поясняет Владимир
Шевский.- Но существующий тариф оплаты их работы государством настолько занижен,
что клиники совершенно не рвутся работать с полисами ОМС».
Проблема заключается в том, что в государственных лечебных учреждениях ниже
зарплаты специалистов, занижены коммунальные тарифы, используются менее
качественные препараты. Это, с одной стороны ведет к снижению качества услуг, а
с другой- государственные лечебно-профилактические учреждения примерно так и
будут продолжать существовать, оставаясь в системе ОМС, уверен эксперт.
«Тогда как среди частных клиник все-таки есть конкуренция, нужно платить
налоги, кроме того, государственный надзор за частником более пристален, да и, в
конце концов, с чего-то нужно получать прибыль,- полагает Шевский.- Потому, если
работа не будет рентабельной, у частной клиники не будет к ней интереса».
«Можно написать хоть 20 документов, но пока тарифы остаются такими же
низкими, пока существует квотирование оказания высокотехнологичных медуслуг,
продвинутые частные медицинские центры вряд ли захотят работать в ОМС,- сказал
GZT.RU президент и вице-президент НП „Содействие объединению частных медицинских
центров и клиник“ Сергей Мисюлин.- Сегодня в ОМС частникам фактически разрешены
только консультативные услуги, скажем в кардиологии. Но на дальнейшее лечение
или операцию нужны министерские квоты, а это значит, что после консультирования
пациента нужно передать в другое лечебное учреждение. Получается, что
консультировать клиентов выгодно только там, где поток пациентов очень большой,
к примеру, при проведении диспансеризации. В противном случае, медцентру
придется сразу после консультации отдавать пациента другому учреждению, что вряд
ли заинтересует руководителей клиник. Так произошло, к примеру, с крупными
клиниками компании „Евромед“ в Омске. Они решили работать в системе ОМС, но в
результате отказались от этой идеи».
Чужие ошибки
Еще один аспект, на который указал Сергей Мисюлин- равная ответственность за
качество работы перед пациентом. «Пока в РФ не будет принят закон о
лицензировании врачей, медики, работающие в госсистеме, фактически не будут
нести ответственности. В свою очередь, врач, работающий в частной клинике, не
захочет отвечать за чужие промашки»,- отметил он.
Главное, на что обратил внимание Сергей Мисюлин, это то, что новый закон
недостаточно подкреплен финансово и организационно. Причем ситуацию не меняют и
новые правила. А это вполне может перечеркнуть все его положительные стороны. «В
итоге все упирается в необходимость улучшения системы, которое позволит выиграть
и врачу, и пациенту,- подчеркнул Мисюлин.- Недавно мне пришлось воспользоваться
услугами коллег в Таллинне. Зарплата врача терапевтического профиля начинается
от 1200 евро, а хирургического от 1500 . Дальше к ней добавляется оплата,
зависящая от степени активности медика. В целом зарплата врача в Эстонии выше
средней на 40%. Это отчетливо показывает, что власти предпринимают реальные
действия».
Монополия качества не дает
Если в нынешней системе здравоохранения так и не появится реальная
конкуренция частной медицины с государственной, а, скорее всего, государственная
монополия так и останется, то ждать улучшения ситуации не стоит, полагает
Шевский.
Пока что обещания Минздравсоцразвития довести тариф оплаты медуслуг до 100% к
2015 году остается только обещанием. Другими словами, сегодняшняя система
организации здравоохранения, по мнению эксперта, неэффективна и полноценное
исполнение «Закона об ОМС» в ней просто нереально.
Утка от государства
Существует также проблема ответственности врачей. При новом законе и за
ошибки, и за грубость лечебные учреждения предполагалось наказывать с помощью
контролера- страховой компании. Вот только наказать лечебное учреждение за
некачественную работу, несмотря на появившиеся правила, страховой компании будет
невозможно. Штрафов ни закон, ни правила не прописали.
«Сегодня ситуация и для медиков, и для пациентов только усложнилась,-
утверждает президент НП „Национальное агентство по безопасности пациентов и
независимой медицинской экспертизе“, доктор медицинских наук Алексей Старченко.-
Обещанные государством за лечение деньги в лечебном учреждении так и не пришли.
Это ложь номер один. Врач может пролечить 5 человек, а может- 100, и все равно
ему заплатят, к примеру, за 6 человек. Наоборот, главврач вполне может написать,
что пролечено уже 100 больных и представить в страховую компанию соответствующие
счета, а на самом деле в клинике могло быть только 10 человек, и никто его не
может наказать».
Выбор врача по желанию больного- еще одна ложь, утверждает эксперт. Он
возможен только внутри одной поликлиники. «Попробуйте прикрепиться в Москве к
ЦКБ на улице Грановского! Я на 100% уверен, что вам ответят „врач не
согласился“. Само положение перехода „при согласии врача“ превращают это право
пациента в пустой звук, в „говорильню“. Вместо Закона получилась сплошная „утка
от государства“, полагает эксперт.
«Опять же, закон принят с 1 января, а правила опубликованы с 11 марта и
вступят в силу с 21 марта. Кто и как оплатит работу врачей в январе и феврале? „Минздравсоцразвития
по-прежнему не может подготовить огромного количества подзаконных актов“,-
возмущается Алексей Старченко.
В целом эксперты предрекают вал претензий к системе здравоохранения и нарастание
хаоса.
Источник: Gzt.ru