Интересные книги развивают ситуационную находчивость
Несмотря на тот прогресс, которое совершила наука за последние несколько десятилетий, чтение книг по-прежнему устойчиво держит первое место, как самое эффективное средство развития и поддержания высокого уровня интеллекта.
Однако, то каким образом книги изменяют когнитивные навыки человека, может
зависеть как от самого человека, так и от книги. При помощи МРТ ученые из США
недавно решили установить, как влияет чтение тех или иных книг на наш головной
мозг. За основу они взяли роман Джейн Остин “Гордость и Предубеждение”.
Исследователи сформировали тестовую группу и предложили ее участником читать
двумя различными способами. В первом случае им было дано задание открывать
первую попавшуюся книгу и начинать быстро читать ее на случайно открывшейся
странице. Во втором случае они читали книгу вдумчиво с первой до последней
страницы. Одним из обязательных условий было то, чтобы читатели во втором случае
на протяжении всей книги стремились к максимальной концентрации, то есть изучали
текст книги, как ученые обычно вникают в суть изучаемых объектов. Роман Джейн
Остин как раз и использовался во втором случае.
В результате было обнаружено, что при чтении “Гордость и Предубеждение” у
человека активируется область головного мозга, ответственная за движение и
осязание. Иными словами, воображение человека работает таким образом, что его
мозг воспринимает роман, как окружающий мир, и стремится ощутить его органами
чувств. Это весьма интересный факт, поскольку указанные области головного мозга
отвечают за такую вещь, как ситуационная находчивость – возможность человека
быстро оценить ситуацию и принять верное решение в условиях ограниченного
времени.
При прочтении случайно выбранных книг на случайно открывшихся страницах
аналогичного эффекта выявлено не было. Таким образом, ученые пришли к выводу,
что только при максимальной заинтересованности и полном погружении в сюжет
повествования может наблюдаться эффект, который был зарегистрирован у людей,
читавших “Гордость и Предубеждение”. То есть книга должна интересовать читателя.
Исследователи не исключают, что в скором времени ими будет проведена работа,
которая будет оценивать степень развитости ситуационной находчивости, у людей
которые привыкли много читать, в сравнении с теми, что читает меньше, или не
читает вообще.
Вместе с тем, очевидно, что мозг – эта та же мышца, и тренировка ее развивает. В
данном случае тренировка указанных областей, вне всякого сомнения, обязана
давать им стимул к развитию. В силу этого ученые не сомневаются, что
исследование подтвердит их гипотезу.
По материалам ANI
Подготовил Владислав Воротников
Источник: Medlinks.ru