Редкие заболевания в России: диалог экспертов здравоохранения и общественности
В настоящее время вопрос о лекарственном обеспечении пациентов с редкими заболеваниями находится в фокусе внимания органов государственной власти и общественности. Согласно заявлению Минздрава РФ в 2014 году полномочия по закупке лекарственных препаратов в рамках федеральной программы «7 нозологий» регионам переданы не будут.
В соответствии с законом «Об основах охраны здоровья граждан» обеспечение
пациентов с редкими заболеваниями является бюджетным обязательством субъектов
РФ. Каким образом будет осуществляться закупка лекарственных препаратов для
пациентов с орфанными заболеваниями, включенными в существующие льготные
программы лекарственного обеспечения? Как будет организован доступ к
жизненно-необходимой терапии пациентам с орфанными нозологиями, которые не
финансируются в рамках государственных льготных программ, в то время как
препараты для их лечения зарегистрированы на территории России?
Все эти вопросы в преддверии Всемирного дня редких заболеваний обсуждались 19
февраля на пресс-конференции в Москве при участии главного специалиста по
медицинской генетике МЗ РФ Петра Васильевича Новикова; заместителя директора
ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН Лейлы Сеймуровны Намазовой-Барановой;
сопредседателя Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрия
Александровича Жулева; директора Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая
школа экономики» Ларисы Дмитриевны Попович и генерального менеджера компании
Джензайм по России и странам СНГ (в составе группы Санофи) Андрея Валериевича
Шутова.
Определение редкого заболевания варьирует в законодательствах разных странах.
Так, в Европе редким заболеванием принято считать заболевание с
распространенностью 1человек на 2000 населения, в РФ редкое заболевание
законодательно определено как заболевание с распространенностью 1человек на
10000 населения1. В 2012 году со вступлением в действие новых основ
законодательства в сфере здравоохранения впервые в нашей стране на
государственном уровне введено понятие редких (орфанных) заболеваний, дано их
определение.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством
финансирование лекарственного обеспечения орфанных пациентов является бюджетным
обязательством субъектов РФ , . Однако, орфанные заболевания гемофилия,
муковисцидоз, гипофизарный нанизм и болезнь Гоше входят в перечень заболеваний
программы «7 нозологий», и закупка препаратов для их лечения осуществляется
централизованно за счет средств федерального бюджета . На текущий момент
наибольшую обеспокоенность у специалистов здравоохранения, а также пациентов и
их родственников вызывает будущее программы «7 нозологий», а именно будут ли
переданы полномочия по закупке лекарственных препаратов регионам РФ.
«В настоящее время лекарственные препараты в рамках программы «7 нозологий»
для пациентов с редкими заболеваниями закупаются централизованно Министерством
здравоохранения за счет средств федерального бюджета на сумму более 50 млрд.
рублей ежегодно. Затем они распределяются в регионы, где пациенты могут
бесплатно получить их в государственных аптеках по рецепту врача. Возможное
вступление закона о регионализации программы не решает принципиальных проблем
системы дорогостоящего лекарственного обеспечения. Регионализация не создает
прозрачной доступной системы обеспечения пациентов лекарственными средствами, не
снижает стоимости препаратов, а напротив увеличивает издержки, а также не
способствует повышению качества лекарственных препаратов», - считает Петр
Васильевич Новиков, главный специалист по медицинской генетике МЗ РФ,
руководитель отдела наследственных заболеваний Московского НИИ педиатрии и
детской хирургии.
«Дети с редкими болезнями – это очень животрепещущая тема. С одной стороны,
бремя редких болезней будет в популяции неуклонно нарастать, а значит,
человечество будет тратить все большие деньги, чтобы разработать лекарства для
их эффективного и безопасного лечения, цена которых по определению не будет
низкой. А самое дорогостоящее лечение, тем более детей, безусловно, должно брать
на себя государство. С другой стороны, больных таких мало, и значит, создавать
профильные региональные центры, как это делается с другими группами болезней, не
будет выходом из проблемы – они будут просто нерентабельны. То есть следует
решить вопрос с порядком оказания медицинской помощи таким пациентам в
федеральных центрах. С третьей стороны, больные с редкими болезнями нуждаются не
только в медикаментозной терапии, им нужно комплексное
медико-психолого-педагогическое сопровождение, модель которой создана в Научном
центре здоровья детей и давно доказала свою эффективность. И вопрос только в
возможностях ее тиражирования. Так что без привлечения широкого
административного ресурса Минздрава России и других ФОИВ эту проблему с места не
сдвинуть, - отметила Лейла Сеймуровна Намазова-Баранова, доктор медицинских
наук, профессор, член-корреспондент РАМН, заместитель директора ФГБУ «Научный
центр здоровья детей» РАМН.
Основная проблема, с которой сталкиваются пациенты с редкими заболеваниями и
их родственники, - это трудности, связанные с диагностикой, поиском
квалифицированного специалиста, наличием достоверной информации о болезни и
пониманием врачей, как правильно вести таких пациентов.
"Проблемы диагностики, лечения и льготного лекарственного обеспечения пациентов
с редкими заболеваниями не могут быть решены без поддержки федерального бюджета.
Только консолидированный подход позволит реализовать декларированные
государственные гарантии в этой области", - уверен Юрий Александрович Жулев,
сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов.
Для большинства редких заболеваний не существует эффективного лечения, но
доступны методы, позволяющие улучшить качество и продолжительность жизни
пациентов.
"Орфанные заболевания - серьезное испытание не только для самого пациента и его
родных. Это проблема для фармпроизводителя - слишком дорого обходится создание
препарата, а рентабельность производства низка из-за малого объема выпуска.
Организация доступа пациентов с редкими заболеваниями к надлежащей медицинской
помощи и лекарственному обеспечению - это прозрачный индикатор социальной
ориентированности государства. Удается ли создать систему, в которой все
нуждающиеся получают необходимую им терапию, или больные остаются один на один
со своей проблемой - вот то мерило, которым можно измерить реальные приоритеты
любого правительства", - прокомментировала Лариса Дмитриевна Попович, директор
института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики".
В последние годы произошли положительные изменения в области оказания помощи
пациентам с редкими заболеваниями в России – в законодательной сфере, в области
реализации программ лекарственного обеспечения и социально-ответственного
подхода представителей фарминдустрии.
«Более 30 лет назад Джензайм стал пионером в области разработки и применения
инновационных биотехнологичных препаратов. В своей деятельности мы в первую
очередь ориентируемся на потребности пациентов. На сегодняшний день компания
готова поддерживать и развивать проекты, целью которых является улучшение
доступа пациентов с орфанными заболеваниями к жизненно-необходимой терапии.
Решение данного вопроса требует комплексного подхода с участием всех
заинтересованных сторон, и мы готовы к сотрудничеству», - отметил Шутов Андрей
Валериевич, генеральный менеджер Джензайм, Россия и страны СНГ.