Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Российское здравоохранение: что нас ждет?
Компания “Джонсон&Джонсон” провела третий образовательный семинар “J&J Academy” для обмена мнениями между медиа-специалистами и экспертами сферы здравоохранения. В мероприятии приняли участие представители ведущих общественно-политических, деловых и медицинских СМИ.
“Тема здравоохранения по-прежнему остается одной из самых злободневных и
трудных для понимания. Поэтому подобного рода проекты способствуют правильному
восприятию ситуации у представителей СМИ, которые формируют и определяют картину
мира для большинства населения”, – прокомментировала Лариса Дмитриевна Попович,
директор Института экономики здравоохранения Национального исследовательского
университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ) и директор Независимого
института социальных инноваций.
Сегодня большинство государств находятся перед трудным выбором: по-прежнему
наращивать затраты на здравоохранение или направлять средства в реальный сектор
экономики для стимулирования экономического роста? Очевидно, что потребность в
ресурсах для оказания медицинской помощи очень быстро растет в связи с
увеличением продолжительности жизни, бурным технологическим развитием,
повышением требований населения к качеству здравоохранения. Все страны ищут
оптимальную стратегию предоставления необходимой помощи гражданам, выбирая
наиболее эффективные модели. В современных условиях основная задача системы
здравоохранения сводится не столько к профилактике заболеваний и стандартизации
лечения, сколько к реализации индивидуальных программ, направленных на
поддержание надлежащего качества жизни пациента, в том числе и за счет
использования инновационных методов лечения. Такого рода подходы имеют серьезное
влияние на экономическое развитие и повышают эффективность систем охраны
здоровья.
В России количество пациентов, нуждающихся в высокотехнологичных операциях,
существенно превышает реальные возможности медицинских учреждений. Так,
ежегодная потребность в процедурах реверсивного протезирования плечевого сустава
(метод обеспечивает поднятие руки за счёт дельтовидной мышцы) составляет 3
тысячи, однако, необходимую помощь получает около 300 человек.
В то же время, как было отмечено, за последние десятилетия произошли и
позитивные изменения. Например, совсем недавно операции по установке
баклофеновой помпы при лечении ДЦП были редкостью – их начали проводить в Москве
только в 2012 году. Сегодня они доступны в Новосибирске, Тюмени и
Санкт-Петербурге. Также в России зафиксирован стремительный рост в количестве
процедур по стентированию коронарных артерий. 10 лет назад их проводилось всего
около 4 тысяч в год, а уже в 2013 году было выполнено 75 000, а в 2014 г. –
планируется не меньше 90 000. На данный момент в РФ делают 540 стентирований на
миллион населения, в Европе – в среднем 1 870.
В ходе семинара был организован конференц-звонок с Владимиром Викторовичем
Даниляком, к.м.н., заведующим отделением травматологии и ортопедии Регионального
Центра эндопротезирования суставов конечностей. Он отметил, что за последние
несколько лет профессиональный уровень врачей и качество оказываемой медицинской
помощи в регионе серьезно выросли.
“Наш центр был образован всего три года назад, но уже сейчас число операций
по эндопротезированию, которое мы проводим, сравнимо с показателями клиник
Швейцарии и Германии, аналогичных по коечной мощности и кадровому составу (1500
– 1600 хирургических вмешательств в год). Даже несмотря на сравнительно
небольшой коечный фонд, оперативная активность поддерживается на очень высоком
уровне и в 97 случаях из 100 мы способны оказать надлежащую помощь. Сегодня
российские врачи уже выполняют сложнейшие процедуры по замене суставов, поэтому
следующая проблема, которую необходимо решить – правильная реабилитация
пациентов”, – прокомментировал Владимир Викторович Даниляк.
Также специалисты подняли вопрос о необходимости изменения оценки системы
здравоохранения. Сегодня не учитываются такие важные показатели, как, например,
удовлетворенность больных, продолжительность ожидания получения услуги и равный
доступ к медицинской помощи разным слоям населения, что усложняет формирование
эффективной коммуникации “врач – пациент”. В странах Европы и Америки существует
различные методы интегральной оценки систем оказания медицинской помощи, которые
могли бы с успехом и серьезной пользой для отрасли быть внедрены в России.