Материал добавлен пользователем nord3216
Роль человеческого фактора в совершении автодорожных
происшествий
Ежегодно на дорогах России, по официальным данным, совершается до 200 000
дорожно-транспортных происшествий, в результате чего погибает до 28 000 человек.
К сожалению, цифры заставляют задуматься, потому что погибает столько людей,
сколько даже нет в некоторых маленьких городах России. Ущерб от всех ДТП
составляет около 2,5% от ВВП РФ, за 5 лет ущерб российской экономике составил
5,5 триллиона рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за
тот же период. Это указывает на необходимость детального, глубокого изучения и
последующего решения данной проблемы. Огромное значение в совершении ДТП играет
человеческий фактор, роль которого на сегодняшний день изучена недостаточно.
Цель: изучение роли человеческого фактора в совершении автодорожных
происшествий в зависимости от: возраста, пола, семейного положения,
водительского стажа, времени суток, режима дня и пребывания за рулем.
Материалы и методы: мы продолжаем социологическое исследование, которое
проводилось в течение двух лет с октября 2012 по ноябрь 2013, мы разработали
специальные анкеты, которые содержат пункты оценки психоэмоционального статуса
водителя.
Мы проанализировали семейное положение водителей обеих групп:
Совершавшие ДТП: женатые – 62, холостые – 38
Не совершавшие ДТП: женатые – 67, холостые – 33
Связь совершения ДТП и семейного положения: R= 0, 78
P>95%
По данным исследования выяснилось, что женатые водители общественного транспорта
совершают меньше дорожно-транспортных происшествий, нежели их не женатые
коллеги. Потому как они несут ответственность не только за себя. Так же к
сведению будет интересно принять следующие данные из исследования которые
провели ученые из университета штата Невада «В исследовании приняли участие 205
мужчин в возрасте старше 20 лет, среди них были как женатые, так и холостые.
Оказалось, что у женатых мужчин уровень тестостерона ниже, чем у холостых
сверстников. По мнению ученых, в случае с женой и детьми работает древний
механизм, цель которого – снизить либидо мужчины в то время, когда ему
необходимо заботиться о семье.»
Из этого можно сделать вывод, что женатые водители менее агрессивны в манере
езды, и более вежливые в отношение других участников дорожного движения.
Так же была проанализирована частота ДТП в зависимости от возраста водителей.
Средний возраст водителей:
Совершавшие ДТП: 46 лет
Не совершавшие ДТП: 39 лет
Связь совершения ДТП и возраста: R= 0, 81
P>95%
Зависимость частоты ДТП от стажа вождения.
В результате исследований были получены следующие данные. Водительский стаж:
группа сравнения 14 лет, группа наблюдения 22 года.
Связь совершения ДТП и стажа работы: R=0, 74
P>95%
Распределение дорожно-транспортных происшествий по времени суток:
Утро – 15%
День – 29%
Вечер – 51%
Ночь – 5%
P>95%
Наибольшее количество ДТП зарегистрировано в дневные и вечерние часы. Это
обусловлено большое нагрузкой на транспортную сеть. Преобладание количества
вечерних ДТП можно объяснить тем, что под конец рабочего дня повышается
психоэмоцианальное напряжение, водители становятся менее сконцентрированными.
Следующим пунктом рассмотрим структуру рабочего дня водителей общественного
транспорта.
Группа наблюдения:
За рулем – 12,4 ч
Прием пищи – 0,5 ч
Активный отдых – 0,3 ч
Сон – 0,1 ч
Группа сравнения:
За рулем – 9,1 ч
Прием пищи – 0,5 ч
Активный отдых – 1,2 ч
Сон – 0,3 ч
Связь совершения ДТП и режима работы: R=0,89
P>95%
По полученным нами статистическим данным наблюдается тенденция к тому, что при
увеличении пребывания за рулем увеличивается вероятность совершения ДТП. Так же
водители которые проводят свой отдых пассивно (дневной сон) больше подвержены
вероятности совершения дорожно-транспортного происшествия, так как в момент
пассивного отдыха у них снижается сосредоточенность.
Критерий достоверности t>2.
Вывод:
· Чаще совершают ДТП холостые водители.
· Большая часть ДТП совершалась в дневное время
· Чем больше водитель находится за рулем, тем больше вероятность совершения им
ДТП, вследствие высокого психоэмоционального напряжения.
В соответствии с вышеуказанными выводами, мы вносим предложения для водителей,
руководителей предприятий и работников ГИБДД. Необходимо правильно
распланировать рабочее время водителей, соблюдая режим труда и отдыха. После
каждого завершенного маршрута водитель должен делать перерыв не менее чем на 10
минут, согласно нормальному физиологическому процессу, необходимому для
восстановления сил и внимания. Несмотря на то, что в Конституции РФ рабочий день
7 часовой, а по трудовому законодательству нет сокращения рабочего дня водителей
наравне с профессиональной вредностью, мы рекомендуем сократить рабочий день до
6 часов. Обустроить для водителей комнаты активной психоэмоциональной разгрузки.
Не рекомендуются пассивный отдых, так как проделанная нами работа показывает,
что после короткого дневного сна количество ДТП увеличивается. Необходимо
обучить водителей методам релаксации и аутотренинга при нахождении в пробках и
на перерывах между маршрутами.
Выполнили: студенты 532-534 группы
стоматологического факультета
Стрелков А.А.
Николаев А.А.
Хуснетдинов Р.А.
Ижевск 2014
Материал с сайта журнала "Здоровье":
http://zdr.ru/news/testosteron