От цинизма к смирению: на Московской международной книжной выставке-ярмарке обсудили образ врача в русской литературе2 сентября, в день открытия Московской международной книжной выставки-ярмарки на ВДНХ историк медицины Дмитрий Балалыкин, писатель Марина Степнова и литературный критик Владимир Бондаренко приняли участие в дискуссии на тему: "Образ врача в русской литературе".
Круг обсуждаемых вопросов не ограничился воспоминаниями о Чехове или персонажах
Булгакова. Отношения между литературой и медициной намного интереснее и сложнее,
чем можно было подумать.
"Так случилось, что я родилась в семье врачей, и меня всегда окружали врачи, -
открыла дискуссию Марина Степнова, - поэтому передо мной стояла дилемма куда
поступать - на филфак или в мед: Разумеется, медицина органично вошла в мое
творчество".
Автор романов "Хирург" и "Безбожный переулок" рассказала, что прототипов у ее
героев-врачей нет, но несмотря на это, медицинское сообщество ее часто критикует
- слишком уж подробно она описывает внутренние переживания и интриги врачей.
Впрочем, некоторые преподаватели вузов признаются, что предлагают в качестве
идеального описания болезней фрагменты романов Степновой. И здесь обсуждение
медицины и литературы приобретает интересный оборот: может ли медицинский текст
представлять собой художественное произведение?
"Разумеется, есть в медицинском письме и художественная сторона. Например,
трактаты Гиппократа и Галена читаются как настоящие литературные шедевры, -
замечает профессор Сеченовского Университета Дмитрий Балалыкин, - причем и труды
наших соотечественников Павлова и Сеченова читаются на одном дыхании. Я глубоко
убежден, что хороший врач, особенно занимающийся исследовательской работой,
должен обладать литературным талантом и писать интересно".
Владимир Бондаренко описал траекторию развития персонажа-врача от Пушкина и до
наших дней. Поразительно, что врач (лермонтовский Вернер, тургеневский Базаров,
булгаковский Преображенский) стал фигурой, олицетворяющей все русское
интеллигентное общество. Одним из самых интересных образов в этом процессе
оказывается профессор Преображенский, который своими руками создает пролетарское
будущее в лице Шарикова и затем сам же его и уничтожает. Этот образ, в каком-то
смысле, олицетворяет всю русскую историю XX века.
"Очень жаль, что сегодня наши студенты-медики берут пример не с литературных, а
сериальных героев вроде Быкова и Хауса, - подвел итог дискуссии Дмитрий
Балалыкин, - у них они учатся цинизму и самоуверенности, в то время как в нашей
работе, наоборот, нужно стремиться к смирению и подвижничеству".
Участники дискуссии и слушатели долго рассуждали о влиянии медицины на
литературу и наоборот. Эта тема в российском обществе и культуре останется
навсегда.
С уважением, Маргарита Тимофеева
Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет немедленно отослан редактору
|
|
|