Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Госпитальные закупки сократились в 2016 году
По данным госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, за январь-март 2016 года лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) закупили 196 миллионов упаковок лекарственных средств на сумму 43,9 миллиардов рублей. В сравнении с первыми тремя месяцами прошлого года объёмы закупок в упаковках упали на 11%, а в рублях на 8%.
Отечественные препараты в натуральном выражении преобладают в сегменте
госпитальных закупок. По итогам 1 квартала 2016 года их доля составила 76%. В
стоимостном объёме наблюдается рост доли отечественных производителей с 29% в 1
квартале 2015 года до 33% по итогам отчётного периода. Существенно выросли
закупки лекарственных препаратов таких производителей, как «Фармасинтез»
(Иркутск) (в 3 раза), «Биокад» (в 1,5 раза), «Эском НПК» (в 1,7 раза). Приведены
компании из ТОП-20 по объёму, показавшие максимальный прирост в стоимостном
выражении.
«Рост доли российских препаратов можно объяснить тем, что заработало
опубликованное 2 декабря 2015 года постановление правительства: в рамках
госзакупок при наличии минимум двух предложений поставить лекарства,
произведенные в ЕАЭС, заявки с иностранными препаратами не принимаются, т.н.
постановление «Третий лишний», - комментирует данные эксперт фармацевтического
рынка генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
Средневзвешенная стоимость закупленной упаковки лечебными учреждениями
составила 223 рубля, что на 34% выше, чем за 1 квартал 2015 года. Импортные
препараты закупались в среднем по стоимости 630 рублей (снижение 3%),
отечественные лекарства на порядок дешевле – за 3 месяца 2016 года
средневзвешенная цена была на уровне 96 рублей (это на 17% выше, чем в 2015
году).
Рост средневзвешенной стоимости упаковки отечественного препарата в большей
мере обусловлен изменением структуры закупок и увеличением доли российских
препаратов в сегменте с ценой свыше 500 рублей. Так, если в 1 квартале 2015 года
доля лекарственных препаратов отечественного производства составляла 16,5% в
рублях и 25% в упаковках, то по итогам 2016 года доля выросла до 23% и 32%
соответственно. Сегмент отечественных препаратов с ценой выше 500 рублей вырос в
упаковках на 16% на фоне общего снижения закупок ЛПУ.
Также вырос в натуральном выражении сегмент дешёвых импортных препаратов (с
ценой до 50 руб.) на 10%. Это связано с закупками конкурентоспособных по цене
генериков таких производителей как B.Braun Melsungen, «Белмедпрепараты», Agio
Pharmaceuticals.
В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС групп первого уровня за 3
месяца 2016 года, как и в прошлые периоды, по стоимостному объёму являются [J]:
«Противомикробные препараты для системного использования». Группы [L]:
«Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» и [В]: «Препараты, влияющие на
кроветворение и кровь» поменялись местами, соответственно первая заняла вторую
строчку. Максимальный прирост в денежном выражении среди препаратов рейтинга АТС
групп принадлежит лекарственным препаратам группы [R]: «Препараты для лечения
заболеваний респираторной системы» (+3%), максимальный отрицательный прирост у
группы [M]: «Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы» (-19%).
В рейтинге натуральных объёмов продаж лидирует АТС группа первого уровня [В]:
«Препараты, влияющие на кроветворение и кровь»: за 3 месяца 2016 года было
закуплено 75,9 миллионов упаковок лекарственных средств, это единственная
группа, у которой не изменились объёмы закупок относительно 1 квартала 2015
года. В остальных группах наблюдается падение от 37% до 6%.
Лидерство по объёмам закупки лекарственных средств лечебными учреждениями по
итогам 1 квартала 2016 года сохранил бренд «Превенар», который занимает долю
3,7% от общего объёма сегмента. Второе место у «Натрия хлорида» с долей 3,5%.
Максимальный прирост среди десятки лидеров по стоимостным объёмам принадлежит
бренду «Герцептин»: в сравнении с 1 кварталом 2015 года в текущем году было
закуплено на 40% больше. Бренды «Превенар» (-32%) и «Ультравист» (-9,0%) были
закуплены в меньшем объёме, чем в прошлом году.
ТОР-10 брендов по натуральным объёмам продаж значительно отличается от рейтинга
стоимостных продаж, несмотря на то, что здесь также лидирует бренд «Натрия
хлорид». Наиболее часто в больницы поставляют данную позицию производства
отечественных заводов «Эском» и «Медполимер» (совокупно доля около 41%) На
втором месте, как и в прошлом году, находится бренд «Цефтриаксон». Три
производителя: ПХ «Фарм-центр», «Рафарма» и «Белмедпрепараты» удовлетворяют на
75% потребность больниц в данном препарате. На третьем месте по упаковкам
находится бренд «Глюкоза», который производят порядка 35 заводов. «Гематек» и «Мосфарм»
занимают 40% объёма поставок «Глюкозы» в больницы.
Максимальный рост принадлежит бренду «Цефтриаксон»: в 2016 году ЛПУ закупили
на 30% больше упаковок, чем в 1 квартале прошлого года. Существенное сокращение
объёмов закупок в упаковках отмечено у брендов «Цефотаксим» (-34%), «Цефазолин»
(-32%) и «Этиловый спирт» (-22%).
«Госпитальные закупки менее подвержены сезонным факторам в отличие от аптечных
продаж. В большей мере на поставки в ЛПУ влияют сроки проведения тендера и
график поставки. Поэтому по итогам года мы можем увидеть совершенно другую
картину в распределении объёмов в рублях и в упаковках между производителями и
их препаратами», - говорит эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор
DSM Group Сергей Шуляк.