Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Применение витаминно-минерального комплекса для подготовки
детей дошкольного возраста к обучению в школе
Г. Н. Дегтева, доктор медицинских наук, профессор И. А. Крылов,
кандидат медицинских наук, доцент
ГОУ ВПО Северный государственный медицинский университет Федерального агентства
по здравоохранению и социальному развитию, Архангельск
Несмотря на четко регламентированные санитарно-гигиенические
нормативы питания детей в детских дошкольных учреждениях, вопросы качества
питания, особенно в зимне-весенний период, неизменно сохраняют свою
актуальность. По некоторым данным, недостаток витаминов является постоянно
действующим круглогодичным фактором. Данная проблема становится еще более
актуальной у детей дошкольного возраста, когда для адекватного становления
психофизиологических функций ребенка необходимо достаточное потребление
витаминов и микроэлементов, а алиментарные нарушения могут отразиться на
состоянии не только физических функций, но и интеллектуальных. Все это диктует
необходимость разумной коррекции витаминно-минерального статуса детей
дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение влияния витаминно-минерального
комплекса АЛФАВИТ® Детский сад и референтного препарата Х1 на развитие
познавательных процессов детей дошкольного возраста, состояние неврологического
статуса и распространенность оториноларингологической патологии, а также
определение профиля безопасности при длительном перманентном (курсовом) приеме
исследуемых поливитаминных комплексов.
Материалы и методы исследования
Клиническое исследование проводилось в дошкольном
образовательном учреждении № 178 («Россияночка») города Архангельска.
Продолжительность курса приема изучаемых витаминно-минеральных комплексов
составила 4 месяца. Витаминно-минеральные комплексы принимали 60 детей
дошкольного возраста (5–6 лет), из которых 30 детей (основная группа) принимали
АЛФАВИТ® Детский сад и 30 детей (группа сравнения) принимали референтный
препарат Х.
В ходе исследования проводилось психолого-педагогическое
обследование по методике проф. Е. А. Стребелевой, позволяющее выявить основные
параметры умственного, речевого развития ребенка, провести педагогическое
обследование слуха у детей и включающее в себя ряд субтестов: «Включение в ряд»,
«Лесенка», «Дорисуй», «Классификация картинок по функциональному назначению»,
«Группировка картинок по способу действия», «Счет», «Найди время года», «Серия
сюжетных картинок».
Методология оценивания. Оценка проходила по
4-балльной шкале (4 балла — в случае принятия задания, понимания условий задачи
и правильного его выполнения; 3 балла — если ребенок принимал и понимал задание,
но не мог самостоятельно выполнить его сразу, обобщить либо решить задачу или
составить связный рассказ; 2 балла — ребенок принимал задание, но не понимал
условия задачи; 1 балл — ребенок не понимал цель, в условиях обучения действовал
неадекватно).
Неврологическое обследование. Проведена
сравнительная оценка динамики мышечной силы, двигательной активности, моторной
ловкости, рефлексов, гиперкинезов, походки, осанки, вегетативных реакций на фоне
длительного приема изучаемых витаминно-минеральных комплексов.
Оториноларингологическое обследование.
Проводилось на предмет выявления острой и обострения хронической ЛОР-патологии в
силу актуальности и широкой распространенности ЛОР-заболеваний в Архангельском
регионе.
Математическая обработка данных проводилась с
помощью критерия Манна–Уитни и углового преобразования Фишера (Сидоренко Е. В.,
2004).
Результаты и их обсуждение
Реестр сбалансированных поливитаминно-минеральных комплексов,
ориентированных на детей дошкольного возраста, весьма ограничен. В то же время
данный период жизни ребенка (3–7 лет) существенен в плане подготовки детей к
предстоящим когнитивным, психологическим и физическим нагрузкам в школьных
образовательных учреждениях. В этой связи представляется актуальным научное
исследование и обоснование возможности курсового профилактического применения
сбалансированных витаминно-минеральных комплексов у детей дошкольного возраста в
рамках подготовки к школьному периоду.
Нередко число ингредиентов, входящих в состав таких препаратов,
исчисляется десятками. Однако взаимодействие витаминов и микроэлементов как
между собой, так и в организме еще недостаточно изучено. Взаимодействия между
витаминами и минералами возникают как на химическом, так и на физиологическом
уровнях. Поэтому нельзя попросту смешивать ингредиенты поливитаминного
препарата, благодаря химическим реакциям некоторые из них могут перейти в
неактивные формы. В результате реальное количество витаминов или микроэлементов
в таком комплексе может оказаться гораздо меньше заявленного. Учет названных
фармацевтических особенностей представляется крайне необходимым и важным при
выборе витаминно-минерального комплекса. Одним из таких является оригинальный
отечественный витаминно-минеральный комплекс АЛФАВИТ® Детский сад —
сбалансированный и оптимально адаптированный для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Состав АЛФАВИТА® Детский сад разработан с учетом физиологической потребности
детского организма в витаминах и минеральных веществах и с учетом
фармацевтического взаимодействия между витаминами и минералами.
Витаминно-минеральный комплекс АЛФАВИТ® Детский сад предназначен для
профилактики гиповитаминозных состояний и недостатка минеральных веществ.
Известно, что витамины играют немаловажную роль в развитии высших психических
функций ребенка. Так, витамин B1 играет важную роль в углеводном, белковом и
жировом обмене и является необходимым элементом нервной регуляции, а витамин B6
необходим для нормального функционирования нервной системы.
В связи с вышеизложенным проведено клиническое исследование
сбалансированного витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад и
референтного препарата Х на развитие нервно-психических процессов у детей
дошкольного возраста.
Психолого-педагогическое исследование
В ходе изучения познавательных процессов у детей до приема
витаминных препаратов были выявлены некоторые отличия детей основной группы
(АЛФАВИТ® Детский сад) от группы сравнения (препарат Х) по ряду субтестов
методики Е. А. Стребелевой, а именно: «Классификация картинок по функциональному
назначению», «Группировка картинок по способу действия», «Найди время года»,
«Серия сюжетных картинок», отражающих уровень наглядно-образного мышления. Баллы
по данным субтестам у детей основной группы несколько превышали результаты
значений у детей группы сравнения, однако при статистической обработке данных
разница для детей этих групп не была достоверной (р < 0,003).
При изучении познавательных процессов у детей после курсового
приема тестируемых витаминно-минеральных комплексов была выявлена тенденция
увеличения количества правильных ответов по ряду субтестов как у детей основной
группы, так и в группе сравнения, а именно — по субтестам: «Найди время года»,
«Дорисуй», «Счет». Баллы по данным шкалам у детей основной группы на 14%
превышали результаты значений у детей группы сравнения, при этом разница в
уровне развития познавательных процессов является достоверной (p < 0,001).
Общее количество детей в основной группе (АЛФАВИТ® Детский сад),
полностью справившихся с заданиями, в период до приема витаминно-минерального
комплекса составляло 26% и через четыре месяца регулярного приема увеличилось до
87% (на 61%), а в группе сравнения (препарат Х) изначально составляло 30% и
увеличилось до 70% (на 40%). Можно предположить, что стимулирующими факторами,
повлиявшими на уровень развития познавательных процессов, явились принимаемые
детьми сбалансированные витаминно-минеральные комплексы и выполнение развивающих
программ, связанных с подготовкой детей к поступлению в школу.
Неврологическое обследование
Проведен анализ жалоб родителей, на основании которого
представляется целесообразным отметить, что в группе детей после приема
витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад уменьшилось количество
жалоб на нарушения речи (на 68%), также уменьшилось количество сомнических
расстройств (на 74%) и незначительно снизилось количество жалоб на головные боли
(на 20%). При динамическом неврологическом осмотре выявлена тенденция увеличения
количества детей с улучшением моторной ловкости, походки, мимики, уменьшения
девиации языка, уменьшилось количество детей с вегетативными нарушениями (гипергидроз,
сосудистые реакции).
В группе детей, принимавших препарат Х, также уменьшилась
частота жалоб на головные боли, нарушения сна, снизилась избыточная подвижность
детей, однако без изменений остались жалобы на нарушения речи, неусидчивость,
невнимательность и раздражительность детей.
Оториноларингологическое обследование
До начала применения исследуемых препаратов различий в уровнях
распространенности отдельных нозологических форм в исследуемых группах не было
(при уровне статистической значимости р < 0,05 по t-критерию Стьюдента). В целом
же распространенность заболеваний была выше в основной группе — дети, которые
будут принимать препарат АЛФАВИТ® Детский сад (1289,6‰ и 1025,6‰ соответственно,
р < 0,005). При повторном обследовании выявлено снижение распространенности
заболеваний в обеих группах, при этом в обеих группах снижение достоверно: в
основной группе (АЛФАВИТ® Детский сад) — на 17,2%, в контрольной (препарат Х) —
на 9,1%, р < 0,005. После витаминотерапии в основной группе сохранился более
высокий уровень распространенности заболеваний, чем в контрольной группе
(1068,2‰ и 931,8‰ соответственно, р < 0,05). Снижение распространенности
заболеваний произошло в основном за счет уменьшения частоты заболеваний среднего
уха (экссудативного среднего отита в двух его стадиях течения— катаральной,
секреторной). Уменьшение частоты экссудативного отита произошло в обеих группах:
в основной (АЛФАВИТ® Детский сад)—на 71,2%, в контрольной (препарат Х)— 49,4%,
но статистически значимо (р < 0,05) снижение только в основной группе. По
остальным нозологическим формам изменения незначительны и статистически
незначимы.
Снижение частоты экссудативного отита вполне логично
объясняется, исходя из патогенеза этого заболевания, в основе которого лежит
дисфункция слуховой трубы. Основными причинами возникновения этой патологии для
данного возраста можно назвать следующие: механическая обструкция глоточного
устья аденоидами, частые респираторные заболевания, при которых не успевает
восстанавливаться мукоцилиарный транспорт слуховых труб. Снижение заболеваемости
острыми респираторными заболеваниями приводит к уменьшению объема глоточной
миндалины, способствует восстановлению мукоцилиарного транспорта слуховых труб,
что обусловливает нормальное их функционирование и уменьшение частоты
экссудативного отита. Ожидать же снижения уровня других заболеваний за
проведенный период исследования не следовало, что и подтверждают результаты
статистической обработки данных.
Курсовое применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ®
Детский сад, несомненно, приводит к усилению локального и общего иммунитета,
нормализации микробиоценоза глотки. Важно отметить, что после применения
поливитаминного препарата АЛФАВИТ® Детский сад отмечено значительное снижение
доли детей с гипертрофией аденоидных миндалин II степени (со 100% до 33,3%).
Таким образом, профилактическое курсовое применение АЛФАВИТ®
Детский сад способствует уменьшению распространенности заболеваний ЛОР-органов у
детей дошкольного возраста.
Профили безопасности (переносимости)
В педиатрической практике при подборе поливитаминных комплексов
неизменно встает вопрос о переносимости препарата, минимизации возможности
развития аллергических реакций у детей. В этой связи нами изучен профиль
безопасности тестируемых витаминно-минеральных комплексов. При курсовом приеме
препарата АЛФАВИТ® Детский сад отмечено 2 случая возникновения аллергического
дерматоза, препарата Х — 1 случай, в связи с чем прием препаратов у этих детей
был прекращен. Других побочных эффектов на протяжении всего курса приема
изучаемых препаратов отмечено не было.
Выводы
-
Курсовое применение комплекса АЛФАВИТ® Детский сад достоверно повышает
уровень развития познавательных процессов у детей. В сравнительном аспекте
применение комплекса АЛФАВИТ® Детский сад не уступает, а по большинству
тестов превосходит клиническую эффективность референтного препарата Х.
-
Курсовое применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад
приводит к улучшению неврологического статуса детей в виде уменьшения жалоб
на утомляемость, головные боли, нарушения речи, что, по-видимому,
обусловлено улучшением витаминно-минерального статуса детского организма в
зимне-весенний период.
-
Профилактическое курсовое применение АЛФАВИТ® Детский сад достоверно
способствует уменьшению распространенности заболеваний ЛОР-органов, поэтому
особенно актуальным представляется проведение профилактических курсов
комплексом АЛФАВИТ® Детский сад в зимне-весенний период.
-
Длительное (4-месячное) применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ®
Детский сад характеризуется благоприятным профилем безопасности
(переносимости).
Заключение
В связи с вышеизложенным может быть рекомендовано курсовое
применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад (по схеме:
3-месячный курсовой прием, перерыв в 1 месяц с последующим повторным 3-месячным
курсом) в рамках комплексной медико-профилактической подготовки детей к
школьному периоду.
Статья опубликована в журнале
Лечащий Врач