Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Голосование для медиков Москвы: как удобнее проходить курсы повышения квалификации
С 12 октября в проекте «Активный гражданин» начинается голосование, в котором московские медики смогут выбрать наиболее удобную форму прохождения курсов повышения профессиональной квалификации.
Обучение медиков– процесс постоянный. Медработникам необходимо знать о новых
инструментах для диагностики и лечения больных. Минимум раз в пять лет они
обязательно проходят переподготовку и подтверждают сертификат, а также
самостоятельно получают дополнительное образование. Сейчас разрабатываются новые
модели курсов повышения квалификации, самые удобные из которых будут внедрены в
Москве. Какая форма прохождения таких курсов оптимальна для самих специалистов:
дистанционное обучение по каждой врачебной специальности (интернет-курсы и
лекции), обучающие семинары по месту работы врача в поликлиниках/больницах,
выездные курсы на базе обучающей организации (например, институты,
специализированные центры, предприятия-производители лекарств и оборудования)?
Своим мнением медработники смогут поделиться на сайте ag.mos.ru или в мобильном
приложении проекта «Активный гражданин».
Голосование будет открыто только для участников проекта, обозначивших в профиле
свою деятельность как «врач» и «медицинский работник».
Справка:
Сегодня медицинские работники могут пройти обучение и переподготовку в
специализированных учебных учреждениях. Например, в 2015 году на факультетах
последипломного образования были обучены 8 500 врачей по 98 специальностям, из
которых переподготовку прошли 1 422 специалиста. Кроме того, в рамках реализации
Концепции непрерывного медицинского образования в 2015 году создан Медицинский
симуляционный центр (МСЦ) городской клинической больницы им. С.П. Боткина –
инновационный проект Правительства Москвы и Департамента здравоохранения г.
Москвы. В новом учебном кластере повышают квалификацию врачи разных
специальностей. А в 2016 году было внедрено более 40 новых программ обучения.
Также в рамках повышения квалификации для врачей городских поликлиник
разработана программа «Курсы бесконфликтного общения». Обучение по ней началось
с марта 2016 года.
Мнения экспертов
Сергей Ремизов, Председатель Профсоюза работников здравоохранения Москвы
Из предложенных вариантов, на мой взгляд, самыми оптимальными для
медицинского работника являются два: дистанционное обучение по каждой врачебной
специальности и прохождение обучающих семинаров на месте. Это обусловлено,
прежде всего, высокой занятостью врачей, наличием электронной записи, дежурств и
так далее. А выбор вышеупомянутых форм обучения позволит максимально сэкономить
время и определить наиболее удобные часы для повышения квалификации. В рамках
дистанционного обучения – с использованием современных технических средств
видеоконференцсвязи, электронного тестирования, отправки необходимых материалов
по электронной почте – возможно преподавание теоретических основ, лекционного
материала. Практические же занятия удобнее и правильнее проводить на местах, где
при необходимости будет использоваться соответствующее медицинское и
диагностическое оборудование.
Игорь Абрамов, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургии Российский
национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
У врачей непрерывная форма обучения является основой получения медицинских
знаний. Врач на протяжении всей своей трудовой деятельности постоянно продолжает
учиться. Обязательным является прохождение квалификационных курсов для
подтверждения сертификата специалиста. Посещение профильных конференций,
съездов, конгрессов, мастер-классов с прослушиванием информационных докладов в
быстроменяющемся и развивающемся медицинском сообществе является неотъемлемой
частью обучения специалистов. На сегодняшний день из предложенных вариантов, мне
кажется, что самый удобный способ – это дистанционная форма. Она наиболее
эффективна, и к тому же сейчас это очень модная тенденция, когда проводят
дистанционные лекции и мастер-классы. У нас есть большой опыт проведения
конференций с трансляцией их через Интернет и демонстрацией показательных
операций, которые можно просматривать в удаленном доступе.
Удобством такой трансляции является то, что врач может подключиться к
просмотру на том этапе операции, которая наиболее интересна и профессионально
значима. Задать вопросы в режиме online ведущим специалистам и сразу же получить
ответы и комментарии.
Форма проведения занятий по месту работы тоже очень интересна, потому что
одномоментно можно собрать большое количество специалистов и это не будет
надолго отвлекать врачей от работы. Всегда можно найти 2 часа, чтобы послушать
лекцию, получить важную информацию, посмотреть мастер-класс, обогатить свои
знания новыми инновационными подходами.
Учитывая особенности различных врачебных специальностей, самой правильной, на
мой взгляд, была бы смешанная форма, которая дает возможность сочетать два или
три способа непрерывного медицинского обучения.