Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Принципы реабилитации детей и подростков с бронхитами
Василевский И.В.
Белорусский государственный медицинский университет, Минск, Беларусь
Бронхит – воспалительное заболевание бронхов различной этиологии
(инфекционной, аллергической, физико-химической и т.д.).
Критерии диагностики: Кашель, сухие и разнокалиберные влажные хрипы,
рентгенологически – отсутствие инфильтративных или очаговых изменений в легочной
ткани; может наблюдаться двустороннее усиление легочного рисунка и корней
легких.
Выделяют следующие формы бронхитов: острый (простой, обструктивный,
облитерирующий), хронический.
Основные задачи медицинской реабилитации данного контингента больных:
1) обеспечение возможно полной ликвидации патологических изменений органов
дыхания и тем самым предупреждение хронизации процесса, 2) нормализация
показателей бронхиальной проводимости, газового состава крови, положительная
динамика параметров внешнего дыхания, 3) устранение диссоциации между
альвеолярной вентиляцией и легочным кровотоком, 4) по возможности предотвращение
инвалидизации или уменьшение ее, 5) улучшение качества жизни – постепенное
приспособление организма ребенка к расширению режима, предупреждение
двигательных расстройств и отставания в психомоторном развитии.
Клинические реабилитационные группы:
КРГ–1.1 –– больные, перенесшие острый бронхит;
КРГ–1.2 — больные с повторными эпизодами бронхита;
КРГ–2.1 ––больные с формированием нарушений со стороны бронхолегочного
аппарата;
КРГ–2.2 –– больные с хронической патологией бронхов с проявлениями
полисистемной патологии.
Характеристика и оценка критериев жизнедеятельности
Медицинский аспект реабилитации КРГ-1.1
1. Режим щадяще-тренирующий.
2. Диета № 15 (при наличии сопутствующей патологии назначается
соответствующий стол, а при пищевой аллергии – гипоаллергенная диета).
3.Оздоровление микроэкологии жилища – достаточное поступление свежего
воздуха, запрещение активного и пассивного курения, увлажнение воздуха.
4. Закаливающие мероприятия.
5. Утренняя гигиеническая гимнастика.
6. Лечебная физкультура в виде игрового метода.
7. Респираторная терапия (дыхательная гимнастика) – лечение «дыхания через
дыхание». Цель – с помощью различных дыхательных методик повышение устойчивости
к гипоксии, усиление адаптационных характеристик организма.
8. Фитотерапия (официнальные грудные сборы № 1, 2, 3 индивидуально) ежедневно
№ 10-15.
9. Массаж грудной клетки (ручной, механический) № 8 –10.
10. Этапная аэрозольтерапия (репаративный комплекс с включением адаптагенов и
витаминов) № 8 – 10.
11. Физиотерапевтическое лечение: микроволновая терапия СМВ или ДМВ,
магнитотерапия (по показаниям). При обструктивном процессе – магний,
папаверин-электрофорез на грудную клетку № 6 – 8.
12. Теплолечение: озокеритовые аппликации на грудную клетку № 8.
13. Спелеотерапия № 6 –8.
14. Сауна (индивидуально), режим до 90єС, № 5 – 6, 2 раза в неделю.
15. Поливитамины 10 – 14 дней.
КРГ-1.2
К объему реабилитационных мероприятий КРГ 1.1 добавляется:
1. Санация очагов хронической инфекции (аденоидита, тонзиллита, синусита).
2. Профилактические курсы иммуномодулирующей терапии (по показаниям).
3. Коррекция дисбиоза кишечника.
КРГ-2.1
Дополнительно к вышеперечисленным реабилитационным мероприятиям:
1. Ликвидация латентного дефицита железа, определяемого по клиническим
признакам.
2. Антиоксидантная терапия.
3. Курс адаптогенов при синдроме вегетативной дисфукции.
КРГ-2.2
Дополнительно к вышеперечисленным реабилитационным мероприятиям:
1. Корригирующая метаболитная терапия (рибоксин, эссенциале и др.).
2. Кардиотрофики (по индивидуальным показаниям).
3. Ограничение физической нагрузки, освобождение от занятий спортом.
Физический аспект реабилитации
КРГ-1.1 – КРГ-2.2
1. Закаливающие мероприятия
Закаливающие процедуры необходимо сочетать с проведением гимнастики и массажа
грудной клетки. Хорошо зарекомендовала себя так называемая «стопотерапия»,
представляющая собой массаж стоп ладонью, подушечками пальцев или пальцами,
сложенными в кулак (поглаживание, растирание и снова поглаживание подошв
обнаженных стоп).
2. Респираторная терапия (дыхательная гимнастика) – лечение «дыхания
через дыхание». Дыхательные упражнения с применением различных методик:
2.1 –– с произнесением звуков, удлиненных выдохом, 2.2 –– диафрагмальным
дыханием (гиповентиляционные упражнения), 2.3 — дыхание через сопротивление, 2.4
–– медленный удлиненный вдох с пассивным выдохом, 2.5. –– абдоминальное дыхание,
2.6. –– методы интервальной гипоксической тренировки. 2.7. –– парадоксальная
дыхательная гимнастика (по Стрельниковой), 2.8. –– музыкальная школа по классу
духовых инструментов.
3. Массаж грудной клетки (ручной, механический) № 8 –10. Может быть
классическим, точечным, сегментарным. Поглаживающий массаж, вибрационный, с
использованием дренажных положений.
4. Этапная аэрозольтерапия.
5. Использование преформированных физических факторов.
6, Светолечение.
7. Теплолечение.
8. Водолечение.
Пульмонология детского возраста: проблемы и решения. Выпуск 12.
Медпрактика-М.- Москва, 2012.- С. 231 – 233.