Главная    Med Top 50    Реклама

· Поиск врачей

Новости медицины / Наркология | Опубликовано 14-03-2017

Наркология

Как работает алкоголизм?

Международная группа исследователей из Высшей школы экономики, Ecole Normale Supérieure (Высшей нормальной школы, Франция), Университета Индианы (Indiana University) и Нижегородского института прикладной физики РАН выяснила, какие механизмы могут работать при формировании алкогольной зависимости. Оказывается, она может быть связана с дисбалансом в мозге «гормона радости» дофамина.

Дофамин играет ключевую роль в системе внутренних подкреплений мозга (не так давно трое ученых из Великобритании получили миллион евро за научную работу в этой сфере – они обнаружили, что дофаминергические нейроны работают и при оценке рисков и принятии решений). Дофаминергические нейроны действуют следующим образом: если реальный результат каких-то действий соответствует ожиданиям человека или их превосходит – дофамин «вознаграждает» его положительными эмоциями, стимулируя «центр удовлетворения», если же результат хуже, чем ожидалось – эмоции становятся отрицательными, так как реальный стимул куда меньше ожидаемого. Таким образом поддерживается нужная схема поведения, причем создают ее два режима работы дофаминергических нейронов. В одном режиме нейроны определяют, важно ли произошедшее событие или нет, и если важно – то происходит выделение дофамина. Во втором нейроны оценивают, насколько итоговый результат действий человека похож на ожидаемый и «выдают» положительное подкрепление в пропорциональном количестве. Разницу между ожидаемым и получаемым результатом ученые назвали обучающим сигналом.

С помощью модели дофаминергического нейрона, созданной группой из России, Франции и США под руководством Бориса Гуткина из ВШЭ, специалисты продемонстрировали, что в зависимости от получаемых сигналов нейроны могут переходить из одного режима работы в другой, причем влияют не только прямые сигналы, но и косвенные – от тормозных (ГАМКергических) нейронов. Такие косвенные сигналы могут объединяться в единый сигнал, который может парадоксальным образом не только снижать активность работы дофаминергических нейронов, но и значительно ее повышать, провоцируя производство дофамина, а значит, и положительного подкрепления.

Эксперименты показали, что алкоголь может нарушать работу дофаминергических нейронов, отключая режим, в котором формируется обучающий сигнал. Всего у человека, который не имеет пристрастия к алкоголю, дофаминергических нейронов около 20 тысяч, одни из них передают бинарный сигнал «важно / неважно», другие – обучающий сигнал. Алкоголь мешает работе последних, и человек уже не может определить, корректно ли он себя ведет, так как баланс сигналов, необходимый для понимания, нарушается. Вне зависимости от того, как соотносится ожидаемый результат действий человека с реальным, мозг транслирует только одно – событие важное, необходим выброс дофамина. Таким образом употребление алкоголя может ввести человека в «замкнутый круг» положительного подкрепления – что бы человек не делал, мозг считает, что все нормально, и поведение его носителя не меняется. Ученые заявили, что если удастся найти способ сохранить баланс нейронов, работающих в разных режимах, то на его основе, возможно, будет создано лекарство от алкоголизма.

Именно дофамин может стать причиной того, что некоторые спортсмены, закончив карьеру, становятся алкоголе- или наркозависимыми. Об этом рассказал австралийский тренер по плаванию Брайан Саттон (Brian Sutton). Он заявил, что причины формирования их зависимости могут быть не психологическими, а биологическими, и добавил, что во время активных тренировок и участия в соревнованиях различного масштаба спортсмены привыкают к постоянному положительному подкреплению, которое обеспечивает им дофамин. После «ухода на пенсию» им не хватает этого подкрепления, и они обращаются к алкоголю или наркотикам как к легкому способу его получить. Брайан Саттон подчеркнул, что спортсмены нуждаются в поддержке после того, как уходят из «большого спорта», и что необходимо говорить им о том, что успеха на дорожке бассейна не равен успеху в жизни. По словам тренера, им пригодился бы курс обучения, в ходе которого им бы рассказали, что ждет их дальше и как избежать проблем.

Рейтинг: 6.7/10 (всего оценок - 3)