Материал добавлен пользователем esuhБорьба с курением: антитабачная кампания против силы привычки
По данным Magram MR*, среди основных мотивов начала курения россияне назвали потребность соответствовать социальной среде (63%), стремление к самовыражению (41%), эмоциональные мотивы (34%) и любопытство (32%).
Почему мы курим?
Мотивация к началу курения коррелирует с возрастом: 59% курящих россиян (старше
25 лет) и 41% (в возрасте 19 – 24 лет) начинают курить из желания расслабиться
или снять стресс.
Курильщики, пристрастившиеся к привычке до 18 лет (включительно), признались,
что их мотивацией было желание «выделиться», соответствовать моде, выглядеть
взрослее или выразить протест (53%).
В то же время все возрастные группы сошлись во мнении, что курение – это
следствие влияния социальной среды: 69% (начавших курить до 18 лет), 62% (в
возрасте 19 – 24 лет), 46% (старше 25 лет).
Среди других причин, мотивирующих к началу курения, участники опроса (также все
возрастные группы) назвали любопытство (32%), «от безделья» - 16%, рекламу и
продвижение – 8%, желание похудеть – 2%.
В целом, войдя в привычку, сигарета помогает успокоиться и снять напряжение 69%
курильщиков, позволяет расслабиться - 61%, доставляет удовольствие - 55%,
помогает скрасить ожидание - 64%.
77% опрошенных отметили, что выкуривают больше сигарет, когда употребляют
алкоголь.
Верность марке
Вкус и приемлемая цена формируют лояльность потребителя к сигаретам определенной
марки. Если «своих» сигарет нет в наличии, 38% приобретут сигареты, которые
пробовали раньше, в то время как 42% респондентов отправятся за «своей» маркой в
другой магазин. Лишь 2% посоветуются с продавцом или выберут сигареты с
привлекательным дизайном пачки.
В ходе исследования также выяснилось, что потребители воспринимают пачку
сигарет, в первую очередь, как емкость для их хранения (60%), а также как
носитель информации о продукте и новых технологиях (49%), и только потом как
«лицо бренда» (34%).
Отталкивающие рисунки на пачках сигарет не способствуют отказу от вредной
привычки по мнению 87% курильщиков.
Эффективность антитабачной кампании
Не все меры антитабачной кампании в России одинаково эффективны, считает курящая
часть населения. К числу наиболее эффективных мер респонденты отнесли повышение
акцизов, ведущее, соответственно, к увеличению цены на сигареты. Этот шаг со
стороны государства заставил задуматься о вреде курения и снизить его
интенсивность почти треть россиян (33%).
При этом 83% респондентов сообщили, что на интенсивность их курения и решение
бросить эту привычку никак не повлияли ограничение на показ сцен с сигаретами в
кинофильмах, 78% отметили в этом контексте продажу сигарет в закрытых витринах,
77% и 60% - запрет рекламы сигарет и курение в общественных местах
соответственно.
К вновь предлагаемым мерам антитабачной кампании население относится
скептически. Большинство опрошенных отрицательно воспринимают идею введения
обезличенной пачки сигарет, по мнению 43% респондентов, ввод такой меры создаст
дополнительное неудобство при покупке, 27% полагает, что данная мера ущемляет
права курильщиков.
Наиболее вероятными последствиями ввода такой меры курильщики называют рост
контрафактной продукции (78%) и контрабанды из соседних стран (61%), а также в
целом снижение качества сигарет (57%).
«Курение – само по себе сильная привязанность и привычка, которые формируются
годами в силу социальных и психологических причин, - говорит Мария Белькович,
Руководитель группы департамента количественных исследований независимого
агентства Magram Market Research. – Поэтому привлечь на свою сторону курящую
часть населения государству удастся при реализации комплекса мер, направленных
на борьбу с курением, лежащих в области регулирования и создания условий для
ведения здорового образа жизни, способствующих сокращению числа начинающих
курильщиков и желанию курильщиков со стажем отказаться от вредной привычки».
*Исследование проводилось в августе 2017 г. в городах России с численностью
населения от 500 тысяч человек. В опросе приняли участие мужчины и женщины в
возрасте от 18-ти до 64-х лет с разным стажем курения сигарет с фильтром (всего
1819 человек).
В опросе приняли участие 71% заядлых или постоянных курильщиков, 29% -
нерегулярных или начинающих курильщиков.